Типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем (А.П. Лиферов).
Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить Западная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х гг. в западноевропейских странах.
К первому типу регионов можно также отнести США и Канаду, но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации.
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) — генератор интеграционных процессов. В него входят следующие страны: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия. Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.
Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки.
К концу XX в. выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушается последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.
К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов. В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Сахары (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов.
(UNESCO — The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — cпециализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры
•создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;
• обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;
• вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;
• исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны; прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;
• пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;
• сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.
Образовательные модели
Американская
Французская
Немецкая
Английская
Российская
младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный колледж четырехгодичный в структуре университета, далее магистратура, аспирантура
единый колледж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет, магистратура, аспирантура.
общая школа — реальное училище, гимназия, основная школа — институт, университет, аспирантура.
объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет
магистратура
аспирантура.
общеобразовательная школа — полная средняя школа — лицей, колледж — институт, университет, академия — аспирантура — докторантура.
(Аналитик Король Д.Ю.)
Школьное образование.
Задачи системы среднего общего образования
Среднее общее образование гарантировано и является обязательным для всех граждан. Помимо этого, приоритетами среднего общего образования являются информатизация и обновление содержания образования.
охват обучением всех школьного возраста
реализация государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования;
повышение качества образования в школах путем усовершенствования содержания и методов обучения, введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов;
обеспечение мер по охране здоровья учащихся и педагогов.
Среднее общее образование три ступени начальная (1-4 классы), основная (5-9 классы) и старшая (10-11 или 12 классы).
Профессиональное образование.
Основные задачи профессионально-технического образования:
Начальное и среднее профессиональное образование
разработка и внедрение государственных общеобразовательных стандартов профессионального образования, их обновление с учетом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике
приобретается в профессиональных школах, лицеях и колледжах и сочетается с получением общего среднего образования
создание условий для повышения доступности профессионального образования
поддержка негосударственного сектора профессионального образования
организация и развитие социального партнерства в системе профессионального образования
Высшее образование в РК.
Виды высших учебных заведений
университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).
Три ступени высшего образования
Послевузовское образование
Повышение квалификации и переподготовка кадров
I. Высшее базовое образование, предусматривающее широкую гуманитарную и фундаментальную естественно-научную подготовку по профилю специальности с присвоением академической степени «бакалавр»
Аспирантура и докторантура высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций.
Подготовка научных и научно-педагогических кадров может осуществляться вне аспирантуры и докторантуры в форме соискательства, перевода в старшие научные сотрудники и предоставления творческих отпусков
проводятся организациями образования, организациями, научными и учебными центрами, государственной службой занятости. Они могут осуществляться как за счет государственного бюджета, так и на договорной основе. Переподготовка кадров проводится в Республиканском институте повышения квалификации; переподготовка научно-методических и руководящих кадров системы образования - в областных и городских институтах усовершенствования учителей
II. Высшее специальное образование с присвоением квалификации «специалист с высшим образование» (дипломированный специалист)
III. Высшее научно-педагогическое высшее образование нацелено на последующее использование выпускников на научной и педагогической (в вузе) работе. Лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, присваивается квалификация «специалист с высшим образованием» и академическая степень «магистр наук»
Аккредитация и аттестация вузов
Аккредитация и аттестация вузов
Аттестация - это система проверки уровня реализации государственной научно - технической политики путем оценки эффективности работы и потенциальных возможностей научных учреждений в осуществлении основной деятельности и подготовке научных кадров.
Аттестации подлежат в обязательном порядке все государственные научные учреждения, независимо от ведомственной принадлежности, с периодичностью не реже одного раза в пять лет.
Аккредитация - акт признания государством высокого уровня конечных результатов деятельности негосударственного научного учреждения и оказания ему доверия.
Аккредитация негосударственных научных учреждений организуется на добровольной основе в соответствии с заключенным двусторонним договором на ее проведение.
По заявке негосударственного научного учреждения может аккредитовываться учреждение в целом или только его деятельность по подготовке научных кадров высшей квалификации.
Цели аттестации и аккредитации
Общие цели
Аттестация государственных научных учреждений
Аккредитация негосударственных научных учреждений
1.Достоверное информирование граждан о возможности получения наиболее конкурентоспособной на внутреннем и международном рынках труда творческой научной подготовки;
2. Совершенствование системы управления научными учреждениями, развитие в них самоорганизации и стимулирование творческой активности научных коллективов;
3. Поддержание конкурентного уровня отечественной науки, техники и технологии.
осуществляется в целях определения эффективности их основной деятельности и рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, установления на этой основе государственного статуса (типа и вида) и упорядочения их сети и структуры.
проводится в целях обеспечения приоритетности аккредитованных научных учреждений в их взаимоотношениях с государственными структурами и (или) предоставления гражданам гарантии качества подготовки научных кадров
Кредитная технология образования
С введением кредитной системы в высших учебных заведениях Государственным общеобязательным стандартом обучения (ГОСО) РК предусмотрено существенное уменьшение количества контактных часов, что в условиях традиционной организации учебного процесса усложнило бы задачу достижения требуемого качества знаний.
В частности, так называемые аудиторные часы (лекции, практические, семинарские, лабораторные занятия) занимают только 30% отведенного на кредит времени, остальное время планируется на самостоятельную работу студента, в том числе и на самостоятельную работу под руководством преподавателя (СРСП). Преимущество кредитной системы заключается в том, что студент учится самостоятельно добывать знания, принимать креативные решения, максимально используя новейшие достижения информационных технологий. Вместе с тем ограничивается контактное время, в течение которого преподаватель может объяснить студенту сложный теоретический материал.