3. Искусство как эстетический феномен
3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Стиль может выступать в нескольких уровнях: • индивидуальный стиль художника - совокупность средств и приемов, используемых данным автором для выражения его идейно-тематических установок; • жанровый стиль - традиционный способ отбора средств и приемов, отвечающих определенному типу содержания; • национальный стиль - специальная система художественных средств, характерная для данной национальной культуры; • исторический стиль - способ, характерный для конкретного исторического периода. Его также называют высоким стилем. Уже в античность стиль становится мерилом творческой выразительности и устремляется к разнообразию существования. Так, в риторике возникают три разные стиля воздействия на слушателя: серьезный, средний и упрощенный. Средние века делают стиль зависимым от системы обуславливающих символических иерархий различных систем веры. Возрождение способствует обособлению понятия стиля. Появляются личности-стили (Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, позднее Рембрандт). Р. Бертон говорит: «Стиль являет человека» и Бюффон добавляет: «Стиль - это человек». В эпоху Просвещения стиль перестает претендовать на всеобщую эстетическую значимость. С середины XIX века ведущую роль получают не «эпохальные» стили, а сменяющие друг друга направления, определяющие специфику художественной моды. Конец XIX - XX век приносят понятие национального стиля и индивидуального стиля. Направление - понятие, характеризующее совокупность художественных и нехудожественных явлений культуры, в которых осуществлены определенные творческие принципы, связанные с особенностями мировоззрений в той или иной культурно-исторической ситуации на протяжении некоторого промежутка времени.
Направление связано с проявлением и становлением концептуальных и стилистических проблем искусства, связанных единством мировосприятия эстетических взглядов. Оно связано с системой концептуальных идей о мире и человеке и стилистическими особенностями, устойчивыми для данного исторического периода и целой группы художников. Направление чаще охватывает не только художественную область, но и другие явления культуры, в то время как стиль - показатель, сугубо закрепленный за конкретными явлениями. Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ Школа - художественно оформленное, теоретически обоснованное, самостоятельно организованное образование, имеющее свои принципы и программу. Школа имеет своего зачинателя и круг продолжателей. Говоря о школе, мы имеем в виду истоки ее возникновения и определяющие специфику составляющие принципы. Течения - варианты художественных концепций, существующие на основе единого стиля или направления. Течения развиваются в рамках одного вида искусства и имеют много общего между собой на основе одного направления. Метод - способ образного мышления, комплекс подходов и путей реализации и воплощения художественных задач, система принципов формирования содержания художественных произведений. Метод показывает, как устроено, как создавалось, как существовало данное произведение. Искусство XX века выходит за рамки художественного языка и становится метаискусством - «генератором создания новых языков» (Лотман) в области новых видов искусства. Новые тексты стали сопровождаться и новыми языками, начался поиск в русле новых знаковых систем и самих знаков. Новые тексты использовали новые содержания, а новые языки - новые формы.
Музыкальный язык, подобно вербальному языку, имеет двойную артикуляцию, то есть состоит из незначимых элементов - высоты тона, гармонических сочетаний, тембра и т. д. (первое членение) и образуемых из последних - значимых элементов - мотива, структурного строения, ритмических и ладотональных соотношений (второе членение). Светлана Махлина Подобно языку чисел и музыки язык скульптуры доступен всем, любой человек может читать выраженную им мысль, даже если дух его не вполне ему открыт. Эмиль Антуан Бурдель 3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Вопросы и творческие задания 1. Что изучает семиотика? 2. Что позволяет рассматривать искусство как языковую систему? 3. Что отличает искусство от других языковых систем? 4. Раскройте значение таких понятий, как «знак», «символ», «текст» применительно к искусству. 5. Какова историческая динамика понимания символа? 6. Вспомните из курса культурологии виды знаков и языковых систем. 7. Дайте определение стиля в искусстве с позиций понимания его языковой природы. 8. Какие подходы к определению стиля можно встретить? 9. Какие уровни стилей можно выделить? Темы для рефератов 1. Язык музыки. 2. Язык хореографии. 3. Язык театра. 4. Язык архитектуры. 5. Проблема понимания искусства в современной эстетике. 6. Интерпретация в искусстве как эстетическая проблема. 7. Стиль культуры в теоретической концепции О. Шпенглера, 8. Символическая природа русской иконы. 9. Понятие символа в христианском православии. 10. Семиотические основания искусства в трудах Ю. Лотмана. 11. Текст как одно из ключевых понятий теории Р Барта. 12. Проблема исполнения и интерпретации произведения искусства в семиотике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|