Специфика мироощущения первобытного человека
Специфика мироощущения первобытного человека Мироощущение древнего человека очертить достаточно сложно по нескольким причинам. Когда речь идет о первобытности, то надо учитывать несколько существующих в данном случае культурно-исторических поправок. • Первобытность - это эпоха, охватывающая достаточно длительный период существования людей на совершенно разных территориях и в разных климатических условиях. Поэтому целостность и всеобщность мироощущения людей этого периода предельно условна. Более или менее целостной ее делает только возможность сравнить образ жизни и культуру древних людей с теми, кто проживает на планете Земля в наши дни, но относится к первобытному типу культуры. Общность, проявляющаяся сквозь такой невиданный временной разрыв, позволяет делать некоторые обобщения. 1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ • Первобытность не является периодом, ушедшим в далекое прошлое и ставшим чуждым современному человеку явлением. Мироощущение современного человека и законы обусловленности его деятельности мало чем отличаются от законов древнего человека по своим глубинным формам. Интерес к первобытности может быть полезным не как знание об ушедшем, а как знание-воспоминание того, что, пройдя через века, потеряло первоначальный смысл, забылось и требует восстановления первопричинности. • Первобытность - это сообщество людей, продолжительность жизни которых значительно снижена по сравнению со средней продолжительностью жизни человека последующих эпох. Это сообщество людей молодых, а, следовательно, мироощущение первобытного человека должно исследоваться с учетом особенностей мироощущения периода детства и юности вообще.
• Основными источниками, позволяющими приходить к определенным выводам, служат как археологические находки, которые являются фрагментарными и частичными, так и описания, наблюдения этнографов за современными сообществами, находящимися на стадии первобытности (тождество архаических форм мироощущения и людей первобытных современных сообществ является условно-тождественным). Мироощущение первобытных людей можно охарактеризовать как достаточно сложное проявление процессов становления сознания и самосознания. Однако совершенно ясно, что это мироощущение уже достаточно ярко не только проявляется, но и воздействует на активность человека, организует его деятельность, помогая тем самым организовывать взаимоотношения с миром и всем сообществом. В целом для мироощущения первобытного человека характерно: • ритуализированность (что наиболее ярко проявлялось в ритуальной практике); • сакральность (приоритет религиозных форм в ритуалах над художественными); • синкретичность (неразделяемость сфер религиозного, художественного и других форм сознания и деятельности); • невыделенность человека и ощущение себя частью мира. Основной формой проявления мировоззрения, присущего первобытным обществам, выступает ритуал. В нем раскрывается понимание человеком природы и социального бытия, дается оценка поступков и действий людей, а также разнообразных явлений окружающего мира. Ритуал переживается как непосредственная данность, он актуализирует глубинные смыслы человеческого существования. Ритуал - это еще и основное сред- Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ство обновления мира, обеспечивающее непрерывность его существования и гарантирующее выживание в экстремальных условиях. В основе ритуальной деятельности человека лежит принцип подражания явлениям природы путем создания соответствующих ритуальных символических эквивалентов. Первобытный человек обладал колоссальной способностью синтезировать свои представления и кодировать их в символах-знаках ритуальных действий.
Ритуал являлся также одной из первых форм коллективного творчества. В ритуалах наиболее древнего происхождения человек творит мир, космос из хаоса. Именно в ритуале человек помогает себе осознавать динамику происходящих событий. В ритуале человек впервые получает возможность быть равноправным миру, окружающему его. В ритуале начинается его самоутверждение. Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия и главным воплощением человеческой способности к деятельности. Из него впоследствии развились производственно-экономическая, духовно-религиозная, художественная и общественная деятельность. Практически любая сфера деятельности древнего человека была наполнена ритуальными смыслами: постройка дома отождествлялась с постройкой мироздания (дом как модель мира); свадьба проводилась как осуществление союза, похороны - как взаимодействие двух миров. Существенно то, что ритуал несет информацию о закономерностях природы, полученную в ходе наблюдения за биокосмическими ритмами. Благодаря ритуалу человек архаического и традиционного общества ощущает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами. В эпоху архаики человек «схватывал» беспредельную диалектику, логику развития космоса в силу обобщения опыта практики и социальной жизни как высшей формы проявления закономерностей космоса. Значит, в основе ритуального действия лежит принцип гармонии и соответствия макро- и микромиров. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, рост растения, соединиться с божеством. Возможно, что беззащитность древнего человека сопровождалась постоянным психическим напряжением, которое приводи по к специфическому двигательному побуждению, что и находило выход в танце. Танцующие участники ритуала были воодушевлены сознанием своих задач и целей, они эмоционально раскрепощались, освобождались от отрицательных переживаний, утверждая для себя свою силу. Ритуал гарантировал возможность для человека самому обеспечить свою судьбу. Например, танец шамана должен был обеспечить контакт с духом болезни, танец в честь тотемов должен был
1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ принести роду благополучие, воинский танец должен был усилить чувство силы и солидарности членов племени. Человек стремится к такому ритуалу, который наполнен гармонией и совершенством выполняемых действий, созвучен с биоритмами человеческого тела, совершенен для человеческого духовного состояния. Ведь прекрасное несет человеку спокойствие, сознание гармонии и совершенства способно успокаивать, приводя в равновесие разбалансированное восприятием окружающего мира сознание. Поэтому именно эстетическое наполнение ритуальных действий выступает основным побуждающим фактором ритуала. В ритуале участвовали все члены коллектива, он активизировал все находящиеся в распоряжении человека средства восприятия и переживания мира - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и пр. В ритуале происходит социализация чувств и мыслительных возможностей индивида благодаря внутриритуальным действиям и соответствующим им знаковым протосистемам, из которых позже возникают искусство, философия и наука как институциализированное умозрение. Наиболее древним ритуалом является погребение. Первыми стали хоронить еще неандертальцы в так называемую мустьерскую культуру. Ритуал выполнял две функции: обезвреживание и удаление умершего и проявление заботы о нем. Это значит, что ритуал погребения особым образом переживался человеком. Уже в те далекие времена мертвого осыпали цветами. До сегодняшнего времени у нас сохранился обычай возлагать к телу умершего или на его могилу цветы. При этом живому человеку цветы мы дарим для того, чтобы сделать ему приятное, доставить наслаждение от восприятия красоты. Цветы - символ и воплощение красоты. Значит и мертвому мы сознательно дарим красоту, выражая свое уважение и признательность.
Кроманьонцы при захоронении умершим оставляли уже не только одежду и оружие, но и украшения, предметы быта. Телам придавали определенную позу, засыпая красной охрой. Погребение заканчивалось поминками. Иногда над могилами сооружались особые архитектурные надгробья (курганы, мегалиты, гробницы). Таким образом, ритуал погребения имел не только практическую, религиозно-мистическую, но и эстетическую сторону, наполненную особыми чувственными переживаниями. С ритуалами погребения связаны и самые древние проявления художественной деятельности человека, которые сегодня можно классифицировать как архитектурные комплексы. Первые кладбища древнего человека напоминают схематичные рисунки-символы, если взглянуть на них с высоты птичьего полета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|