Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советуем прочитать. Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




Советуем прочитать

1. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1995.

2. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб., 1998.

3. Сипичев Д. А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций. - М., 1991.

4. Басин Е. Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). - М., 1999.

5. Барт Р. От произведения к тексту. Удовольствие от текста // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1989.

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

6. Гадамер Г. -Г. Эстетика и герменевтика. Искусство в подражании. - М., 1997

7. Марков Б. В. Знаки бытия - СПб., 2001.

8. Кассирер Э. Философия символических форм. Введение в поле проблемы // Культурология. XX век. Антология. - М., 1995.

9. Витгенштейн Л. Голубая книга. - М., 1999.

10. Делез Ж. Логика смысла. - М., 1995.

11. Рикер П. Конфликт интерпретаций. - М., 1995.

12. Гадамер Х. Г. Текст и интерпретация // Деконструкция и деконструкция. - СПб., 1999.

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Первобытность

Особенности изучения эстетических представлений и мироощущения людей первобытности

Начинать изучение эстетических представлений людей в хронологической последовательности в истории эстетики принято со времен Древней Греции. Возможно, это правильно, так как эстетика - философская наука, а первые серьезные попытки философского осмысления законов прекрасного и гармонично-совершенного были сделаны во времена античности. Однако античные законы эстетического постижения и освоения мира не возникли на пустом месте, а лишь синтезировали в себе многие достижения человеческого развития и систематизировали предшествующие эстетические взгляды и теории, сделав их более самостоятельными в направлениях донаучного знания. Античность совершила настоящий переворот в эстетических представлениях и учениях и, несомненно, требует особенно глубокого изучения.

И все же мы позволим себе сделать отступление от градиции. Это связано с тем, что в современной науке предпринимаются активные попытки рассмотрения всех культурно-социальных процессов не только в качестве самоценных явлений, но и как элементов общекультурного развития человечества в целом. Каждая законченная теория всегда возникает на основе предшествующего знания. Поэтому сбрасывать предшествующий античности эстетический опыт просто неправильно.

Неправильно это еще и потому, что период первобытности во многом превышает все последующие периоды развития человечества вместе взятые. Такой подход настоятельно требует всеисторического и универсального человеческого подхода, который условно можно назвать более глобальным по сравнению с тем, который сегодня называют европоцентризмом (согласно этому подходу считается, что развитие человечества должно осуществляться путем повторения динамики Европы как высшей культуры и цивилизованности). Эстетика не должна отставать от общенаучной динамики и ей следует расширить границы своего предметного поля. Это доказывается наличием конкретных артефактов архаической художественной культуры, свидетельствующих о том, что человек уже на ранних формах своего существования обладал определенным уровнем эстетиче

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ского сознания, сказывающемся на конкретных видах эстетической деятельности.

Мы не можем анализировать эстетические теории первобытности потому, что они не были созданы в привычной для нас форме, но это еще не значит, что в те далекие времена люди не организовывали деятельность с учетом своих эстетических предпочтений, не наполняли определенной эстетикой окружающий мир. Просто эти ранние эстетические представления не были выделены в отдельные догматы и теоретические формы, они существовали как неотделимая часть других феноменов бытия древнего человека.

Эстетичность присутствовала в разных видах деятельности человека, которая в то время отличалась значительной синкретичностью. Появление зачатков художественно-эстетической деятельности (согласно данным современной науки) относится к глубокой древности - к концу среднего палеолита (эпоха Мустье). Уже в это время человек демонстрировал достаточно развитое чувство формы, объема, цвета, ритма и красоты, что свидетельствует о том, что он обладал определенным уровнем эстетического сознания. Образцы первоначальной художественно-эстетической деятельности человека обнаружены во Франции, Италии, Венгрии, Германии, России, Америке, Африке и т. д.

Попытаемся проанализировать специфику эстетического сознания и деятельности первобытного человека (с позиции наличия в ней эстетического компонента) на примере рассмотрения общей картины мира и особенностей проявления мироощущения в разных видах художественной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...