Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




С захоронениями связано и наиболее древнее проявление монументальности, которое позднее станет основой архитектуры. Речь идет о появлении такого почитания умерших, при котором в его честь возводили курганы. Их можно встретить практически во всех странах мира. Как правило, курганы встречаются группами-комплексами. Иногда над ними воздвигались каменные бабы - изваяния человека. Монументальность захоронений с появлением дополнений в виде каменных изваяний стала первым синтезом пред-архитектуры и пред-скульптуры древности.

Наиболее древними архитектурными сооружениями были мегалиты (каменные строения культового назначения), которые больше распространены в Западной Европе (Стонхендж и Карнак), Северной Африке и на Кавказе. К мегалитам относят дольмены (две глыбы, покрытые сверху плитой в виде стола), менгиры (отдельные высокие каменные глыбы, образующие параллельные ряды) и кромлехи (круглая ограда из вертикальных плит и столбов).

Наиболее ярким примером архитектурности, монументальности и комплексности древних построек является Солсберийская долина, которая еще до возведения Стонхенджа была священной. Первоначально Стонхендж был деревянным и лишь с 1900 г. до н. э. началось его каменное строительство. Стонхендж относится к разряду гробниц, так как в нем обнаружено несколько захоронений. Причем могильниками покрыта вся долина, окружающая это сооружение. По краю рва сделаны «лунки Обри», заполненные всем традиционным набором жертвенных предметов в практике народов Британии (мел, булавки, мелкие сосуды и т. д., смешанные с человеческой золой). Системность ромбовидных и столбовидных камней связана с культами женщины и мужчины (при превалировании мужского начала). Стонхендж связан с солнечным циклом и может рассматриваться как древняя форма календаря. Круг семантики знаков этого архитектурного сооружения включает чередование и соотношение образов смерти и рождения, мужчины и женщины, земли и неба, воды и земли. Эти значения символически решаются через архитектурные возможности с помощью камней разной формы и величины, ритмического чередования рвов и валов (ров - вода, вал - земля), «режиссуру» света и «режиссуру» цвета. В Стонхендже есть и рельефы. В основном это изображения топоров и кинжалов. Стонхендж можно считать храмом. Но его особенностью является то, что он не ограничивает или означает некоторое пространство, священное место, а вовлекает пространство во взаимодействие сакрального и несакрального, земного и небесного, движущегося и статичного, вечного и временного, индивидуального и всеобщего.

В процессе становления целостной картины мира, связанном с возникновением мифологического мышления, начинается выдвижение на первое место сакральных смыслов в мироощущении человека древности.

1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ

Сама система ритуалов в значительной степени воспроизводит в модифицированной форме на определенном языке систему поведения. Эта этологическая система проявляет систему мифа как некой универсальной системы, определяющей ориентацию человека в природе и обществе.

Миф - это исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания еще не различены и не обособлены друг от друга.

В системе мифа закрепляются и регламентируются представления человека об окружающем мире, затрагиваются фундаментальные проблемы мироздания. Отечественные исследователи С. Токарев и В. Мелетинский пишут в «Мифах народов мира» следующее: «неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, метафоричность, эмоциональность - эти и другие особенности первобытного мышления превращают миф в очень своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир». Указанные особенности архаического мышления связаны с тем, что само мышление осуществляется благодаря использованию зафиксированного в памяти человека знания, которое неотъемлемо от мифотворческого восприятия пространства, времени и причинности.

В мифе происходит переход эстетически значимой информации из формы «действие» в форму «слово».

Вопрос о соотношении ритуала и мифа в древности остается спорным. Во многом эта проблема связана с пониманием процесса смещения акцента в мироощущении человека от чувственного к рациональному полюсу восприятия мира. Если в ритуале преобладает чувственное восприятие человеком мира, то миф требует уже осознанности внешних событий.

Большинство исследователей считает, что миф предшествует ритуалу, так как миф мотивирует ритуал, который, в свою очередь, выступает как форма выражения мифологического сознания. Поэтому можно считать, что в процессе филогенеза ритуальное действие было первым семиотическим процессом, на основе которого формировались мифологические представления и язык. «Согласно новейшим исследованиям, символическое действие как в истории отдельного человека, так и в истории человечества предшествует словесному языку и служит базой для усвоения последнего» (Иванов В. В. Примечания // Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1985. С. 351). Это доказывается тем, что зачатки ритуала наблюдаются в поведении приматов и насекомых, а также существованием невербальных (не имеющих словесного сопровождения) ритуалов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...