Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа редактора с различными функционально-смысловыми типами текстов (изобразительными и логизированными): описанием, повествованием, рассуждением, определением.




Текст как объект литературного редактирования.

Определение текста-это цельное, завершенное по смыслу речевое произв. состоящее из нескольких предложений, связанных как грамматически так и по значению. Текст как объект литературного редактирования.

Понятие текста в литературном редактировании. Текст рассматривается как результат взаимодействия плана выражения и плана содержания, как система, предполагающая двух участников - автора и адресата (отправителя и получателя). Текст понимается как результат целесообразной речетворческой деятельности, как письменный источник, как речевое произведение.

Основные характеристики текста - целостность, связность всех композиционных частей, закреплённость в определённой знаковой системе, информативность. Также содержание текста представленного в рукописи, должно быть завершенным.

Композиция текста:

1)начало.

2)Концовка(окончание).

3)Взаимосвязь частей и окончания.

4)Соотношение заглавия с содержанием.

Выделяют три способа изложения и соответственно три вида текста: повествование, описание и рассуждение (в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения). Цель повествования – передать движение событий во времени. Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события. Цель описания – создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент. Единовременность этих признаков – существенная черта описания. Цель рассуждения – исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определённых положений.

 

 

Текст как объект работы редактора. Требования к редактируемому тексту.

Работа автора над формой литературного произведения начинается задолго до того, как текст ложится на бумагу. Уже в процессе формирования замысла будущего произведения и осмысления фактов действительности складываются его жанровые особенности, приёмы изложения. Но вот текст написан... Мысль автора воплощена в конкретную форму, выражена средствами языка и закреплена знаками письма. Для автора текст становится материалом завершающей стадии создания литературного произведения, работы, которую А.С. Пушкин называл «редко замеченным трудом отделки и отчётливости».

Для редактора работа над авторским текстом – основной этап литературного труда. Редактора принято называть помощником автора, но даже при самой широкой трактовке обязанностей редактора, принятой сегодня в практике периодической печати, анализ, оценка и правка текста авторского произведения остаются его главной задачей.

3-вида чтения текста редактором (ознакомительное,углубленное,шлифовочное.)

При редактировании текста необходимо понять: О чем хотел сказать автор; с какой целью создается текст; Какими средствами текст заинтересует читателя; выделить главную мысль объединяющую текст; Определить этапы развития событий. Определить строение (композицию) текста; Определить целостен ли текст с коммуникативной точки зрения.

Также в редактировании тестов необходим подход с учетом способов их изложения тем самым выделяют четыре типа речи:

1. Описание – выделяют такие виды описания портретное, пейзажное, событийное. Описание есть ничто иное как изображение признаков явлений или событий их перечисление. Описание позволяет четко представить предмет.

2. Повествование – это изображение событий для явлений последовательно(друг за другом), т.е. рассказ о том что произошло, что случилось(используют глаголы прошедшего времени сов.вида)

3. Рассуждение – ряд суждений вытекающих одно из другого, т.е. это цепь умозаключений по поводу чего-либо. Они состоят из: тезиса, доказательства, противоречия, аргументов, выводов.

4. Определение – точное логическое исследование с последовательными умозаключениями. Содержит понятия в обобщенной печатной форме.

Также при редактировании редактор использует различные виды корректировки текста, все они направлены на улучшение текста их виды:

Политическое редактирование - оценка текста в соответствии выдвинутых положений правовым нормам. При этом редактор должен проконтролировать сохранность всех видов тайн (гос., врачебная, военная и тд)

Научное редактирование - обработка содержательной стороны текста проверка фактичной стороны материала: Названия, имена, факты, истории; Оценка ситуаций современной действительности, цифровые таблицы и т.д.

Литературное редактирование - те приведение текста в соответствие с языковыми нормами.

Все виды редактирования направлены на улучшение текста.

 

 

Работа редактора с различными функционально-смысловыми типами текстов (изобразительными и логизированными): описанием, повествованием, рассуждением, определением.

Работа редактора над композицией литературного материала не исчерпывается оценкой его целостности, анализом отдельных частей, их последовательности и связей между ними, выявлением и оценкой различных композиционных приёмов. Редакторский анализ подразумевает проникновение во внутреннюю структуру текста, которая определяется тем, какой способ изложения избрал автор.

Способ изложения формируется в ходе порождения речи как определённая последовательность элементов смысловой структуры. Текст закрепляет этот процесс, фиксируя части произведения, приёмы, которыми достигается их связность, смысловая и структурная полнота и целостность. Выбор способа изложения диктуется целью, поставленной перед собой автором, и характером действительности, служащей предметом речи.

Функционально-смысловые типы речи, то есть словесные структуры, способы и схемы, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются повествование, описание и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Тип текста: Описание.

Цель создания текста:

1) Указание на его принадлежность к классу предметов.

2) Перечисление свойств, признаков, элементов предмета речи.

3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

Содержание и форма текста:

1) В начале или в конце даётся представление о предмете в целом.

2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.

3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.

4) Используются приёмы аналогии, сравнения, противопоставления.

5) Текст легко свёртывается.

Типичные грамматические средства оформления:

Простые и сложные предложения:

а) с прямым порядком слов;

б) составным именным сказуемым;

в) с глагольными формами одновременного действия;

г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;

д) с определительными характеристиками.

 

тип текста: Повествование.

Цель создания текста:

Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и показом их взаимосвязи.

Содержание и форма текста:

1) Соблюдается логическая последовательность.

2) Подчёркивается динамизм, смена событий.

3) Композиция хронологизирована.

Типичные грамматические средства оформления:

Простые и сложные предложения:

а) с глагольным сказуемым совершенного вида;

б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;

в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

 

Тип текста: Рассуждение.

Цель создания текста:

Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.

Содержание и форма текста:

1) Имеются аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса), тезис (положение, которое доказывается), и демонстрация (способ доказательства).

2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.

3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.

4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.

Типичные грамматические средства оформления:

Простые широко распространённые и сложные предложения:

а) с причастными и деепричастными оборотами;

б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;

в) с глаголами разных видовых форм.

Функционально-смысловые типы речи, воплощающиеся в структурные единицы текста, которые характеризуются смысловой целостностью, структурной завершённостью, организацией по определённой схеме, графической оформленностью.

Функционально-смысловой подход к тексту литературного произведения позволяет редактору объединить в ходе анализа текста лингвистическую и литературоведческую методики.

Наблюдения над живой речью и соответственно над текстом убеждают в том, что речевые конструктивные формы чрезвычайно разнообразны. Традиционная трёхкомпонентная (повествование, описание, рассуждение) схема, бесспорно, справедлива и достаточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Однако многие редакторы – и таких большинство – имеют дело с материалами информационными, справочными, литературой научной, научно-популярной, учебной.

Изобразительные виды текста (повествование, описание, сообщение, инф. описание) типы материалов убеждающих, агитационных, рассчитанных на эмоциональное воздействие. Композиционные приёмы их организации близки к принятым художественной литературой. Здесь ясно прослеживается риторическая традиция, а отсюда закономерен подход к анализу формы «по закону читателя».

Логизированные виды текста (рассуждение, объяснение, умозаключение, определение) – тексты информационных материалов прессы, официальных документов, научных публикаций. Для них характерны стереотипы композиции, отсутствие дополнительных композиционных включений. Предметом и повествования и сообщения служит событие, но сообщение не прослеживает ни движения событий во времени, ни их развития. Описание и информационное описание фиксируют признаки предметов и явлений, но в отличие от традиционных описаний, свободных в выборе приёмов их построения, описания информационные строятся по определённой схеме. Умозаключение как вид текста в отличие от рассуждения, богатого по своим изобразительным и конструктивным возможностям, имеет в своей основе строгую логическую формулу. В информационных публикациях умозаключение обычно представлено его сокращённой формой – энтимемой.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...