Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа редактора с особенностями содержательной и смысловой стороны текста – линейностью изложения содержания и иерархичностью смысла текста (с основными и второстепенными элементами смысла).




I. Смысл текста, его иерархичность.

Особого внимания редактора требует смысловая сторона текста.

Смысл текста — это его внутреннее, логическое содержание, его внутренняя специфика отражения действительности, это значение текста.

Важна при этом смысловая целостность текста — тематическое, содержательное единство, подчиненное основному замыслу автора, идее текста; его смысловая законченность.

Основная мысль текста улавливается уже при первичном, ознакомительном, чтении. Функция редактора — проследить, чтобы эта мысль нитью прошла через весь текст, не исчезая, не уходя в сторону.

Текст разворачивается линейно - в виде цепочки связанных по смыслу и грамматически предложений, фраз. Но в хорошем тексте, произведении расположение фраз иерархично, структурировано таким образом, чтобы выделить: а) главную мысль, б) мысли, с разных сторон развивающие тему текста, его содержание (образующие подтемы — микротемы), в) мысли, конкретизирующие каждую из подтем (субподтемы).

II. Смысловая структура текста как логическая основа текста (его логическая схема, модель).

Смысловая структура текста представляет собой иерархию коммуникативных программ, смысловых компонентов — систему элементов, объединеных в целое общей концепцией, идеей.

Смысловая структура текста — это своеобразный логический каркас текста, который обрисовывает его контуры, направление развития темы, определяет соотношение между аналитическими, событийными, описательными и оценочными компонентами текста.

Текст имеет сложную смысловую структуру, в составе которой 3 основных компонента:

1. Основная мысль текста, которая имеет структуру тема (то,о чем говорится в тексте) + признак (и) (рема — то, что сообщается о теме). Основная мысль формулируется двусоставным предложением, т.к. сознание, мысль по природе своей двучленны (субъект + предикат).

2. Элементы общего содержания (логическая схема текста). Это - концептуальная часть текста, которая обосновывает, конкретизирует (концептуализирует) основную мысль с помощью системы тезисов. Основными элементами общего содержания текста являются компоненты, которые представляют собой иерархическую цепочку, состоящую из следующих компонентов:

1) система констатирующих тезисов, которые скрепляют содержание и одновременно «продвигают» его, т.к. темой каждого такого тезиса остается признак основной мысли (рема). Каждый из констатирующих тезисов может быть разъяснен с помощью следующих элементов — развивающих тезисов;

2 элемент - развивающие тезисы, которые имеют ту же структурную схему — тема + признак (рема);

3-й элемент — аналитическая оценка ситуации как итог авторских размышлений. Она содержит оценочные компоненты по поводу изложенного в тексте (субъективная оценка обязательна в аналитических жанрах СМИ, а в информационных и пиар-текстах необязательна, факультативна).

3. Кроме основных элементов, в смысловой структуре текста возможны второстепенные элементы, среди которых:

1) иллюстрации к развивающим и констатирующим тезисам, по сути это — фактические данные, которые обосновывают истинность концепции, называя место действия (географические названия), время, фамилии участников, названия учреждений, даты, цифры, спраки и т.д. Все они создают документальную основу текста;

2) фон к цели сообщения (факультативный элемент) — чаще это материал ассоциативного плана, очень субъективный, объясняющий, что побудило автора обратиться к теме. Как правило, фон располагается в начале текста, изложения. Начинается аналитически, экспрессивно, например, с оценки или иллюстрации, что создает для читателя интригу, напряжение, увлекает его, заставляя читать, слушать.

Модель смысловой структуры текста (его общего содержания):

1. Основная мысль.

2. Элементы общего содержания:

1) Констатирующий тезис 1: тема (= признаку основной мысли) + признак;

- Развивающий тезис 1: тема (= признаку КТ1) + признак;

- Развивающий тезис 2: тема (= признаку КТ1) + признак...;

2) Констатирующий тезис 2: тема (= признаку основной мысли) + признак;

- Развивающий тезис 1: тема (= признаку КТ2) + признак...;

3) Аналитическая оценка содержания.

3. Второстепенные элементы:

1) Иллюстрации:

- Иллюстрация к КТ1,

- Иллюстрация к РТ1,

- Иллюстрация к РТ2;

- Иллюстрация к КТ2....

2) Фон к цели сообщения.

Модель смысловой структуры текста показывает, как развивается основная мысль текста, обеспечивая целостность и связность изложения, взаимоподчиненность мыслей, фраз. Смысловую структуру составляют не только смыслы отдельных компонентов текста, но и смысл самой структуры текста. Смысловая структура текста не равна структуре смыслов, заложеных в тексте.

Общий смысл текста оказывается больше суммы смыслов его частей, поскольку уже сама структура значима, информативна.

РЕАЛЬНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА ТЕЗИСАМИ И ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ ЗАВИСИТ от темы, стиля, жанра, объема текста. Например, а) в информационной заметке — 1-2 тезиса и соответствующие им иллюстрации; б) в аналитческой статье — целая система констатирующих и развивающих тезисов, которая способствует наибольшей глубине раскрытия темы.

Характер иллюстраций тоже различен в текстах, посвященных той или иной теме, написанных в разных жанрах, стилях. В очерке, например, возможны образные фрагменты, иллюстрации, связанные с какими-либо авторскими рассуждениями, в корреспонденции же используются подчеркнуто конкретные факты, официальные документальные данные (цифры, схемы) и т.п.

Элементы смысловой структуры текста могут быть прямо выражены в тексте — это эксплицитный способ выражения или уведены в подтекст — имплицитный способ. Компоненты смысловой структуры могут располагаться нейтрально.

В понимании смысла каждого компонента текста, отдельной фразы, слова и смысла текста в целом важны те знания, которыми обладает адресат (читатель, редактор), его (их) картина мира, фоновые знания. Функция редактора - не допустить недопонимания, смысловых скважин.

 

 

Работа редактора с логической основой текста: соблюдение логических законов (закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего, закона достаточного внимания). Устранение дефектов в смысловой структуре текста.

Логический анализ текста необходим на всех стадиях работы над литературным произведением, необходим автору, критику, редактору.

Классической логикой выведены и сформулированы четыре основных закона правильного мышления. Контроль за соблюдением основных законов логического мышления – обязательный этап анализа текста. Редактор должен не только знать формулировку основных законов логики, но и представлять себе механизм возникновения логических ошибок, их закрепления в тексте, влияние ошибок на коммуникативный эффект и широко толковать эту часть работы над литературным материалом. Основные законы правильного мышления не случайно называют «арифметикой логики». Они универсальны, им подчиняется не только словесный текст, но и все элементы структуры литературного произведения, все службы смысловой организации текста: элементы заголовочного комплекса, рубрики, иллюстративный материал.

Первый закон логического мышления — закон тождества. Он, как известно, гласит: каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определённое, устойчивое содержание. Соблюдение тождества мысли на протяжении данного рассуждения необходимо, чтобы мышление было правильным. Предмет нашего рассуждения не должен меняться произвольно в ходе его, понятия – подменяться и смешиваться. Это предпосылка определённости мышления. Нарушение первого закона влечёт за собой подмену понятий при рассуждении, может быть причиной неточности терминологии, делает рассуждения расплывчатыми, неконкретными. Чаще в журналистских публикациях нарушение закона тождества выражается в непреднамеренном соскальзывании с темы, в неорганизованном, сбивчивом изложении. Когда требования закона тождества не учтены, из текста трудно извлечь информацию, понять мысль автора.

Второй закон логического мышления называется законом противоречия: не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Причиной допущенных противоречий могут быть недисциплинированность, сбивчивость мышления, недостаточная осведомлённость, наконец, разного рода субъективные причины и намерения автора. Закон противоречия имеет силу во всех областях знания и практики. Нарушения его обычно вызывают самую непосредственную и резкую реакцию читателей.

Третий закон логического мышления — закон исключённого третьего — гласит: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время, в одном и том же отношении одно непременно истинно. Третьего не дано. Аристотель формулировал этот закон так: не может быть ничего посредине между двумя противоречащими суждениями. Третий закон обеспечивает связность, непротиворечивость мысли, служит основанием для выбора истинного суждения. Точность подбора противоречащих высказываний, чёткость их формулировки, конструктивная ясность текста делают очевидным действие этого закона, способствуют логической определённости изложения, позволяют достичь последовательности развития мысли. Непременное условие соблюдения третьего закона логики – сопоставляемые высказывания должны быть действительно противоречивыми, т. е. такими, между которыми нет и не может быть среднего, третьего, промежуточного понятия. Они должны исключать друг друга.

Четвёртый закон логического мышления — закон достаточного основания — требует, чтобы всякая истинная мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Соблюдением этого закона достигается обоснованность мышления, обязательное условие мышления правильного. Логика высказываний считает обоснованность мышления общим методологическим требованием и рассматривает ряд законов, обеспечивающих его выполнение (закон двойного отрицания, тавтологии, симплификации, конъюнкции и др.)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...