Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическое редактирование текста, его основы.




Редактирование всегда имеет три аспекта, два из которых относятся к содержанию - это политический, то есть выяснение общественной значимости, и научный - проверка правильности материала с точки зрения факта, логики изложения, и третий аспект – литературный, относящийся к технической стороне исполнения замысла в плане композиции, языка и стиля произведения.

Политический аспект один из самых сложных творческих процессов редактора. Каждой литературной эпохе свойственна ориентация на своего читателя. Взаимоотношения читателя и книги меняются с движением литературного процесса. Тип читателя, которому адресовано произведение в определённую эпоху, может служить инструментом для анализа произведения и определения его ценности.

Оценка всех художественных качеств произведения меняется уже в следующем поколении читателей. Пример: повесть Н.М.Карамзина «Острова Борнгольма», которая пользовалась огромной популярностью при жизни автора, когда целые страницы полюбившейся повести цитировались молодыми студентами наизусть, и которую вряд ли кто знает сейчас.

Для массовой литературы характерна ориентация на читателя, принадлежащего конкретной исторической эпохе, его запросы и уровень понимания воплощены в тексте. Мы можем рассматривать произведения одного и того же автора, написанные одинаково хорошим языком и стилем, но в разные периоды времени с разной политической ситуацией в стране, и порой заметим, как меняется смысловое содержание одних и тех же понятий. То есть при правильности отображения фактического материала акценты могут быть смещены в противоположную сторону. Скажем, при описании событий в России послереволюционного периода одним писателем в те же годы термин «белогвардейцы» мог носить негативный оттенок и сочетаться со словами «негодяй», «сволочь» и т.д., а при описании событий двадцатых годов сегодня этот же писатель может рассказывать об участниках белого движения, как о героях гражданской войны с большевиками, придавая сугубо положительную оценку этому термину, хотя сами события могут отражаться одинаково верно с точки зрения фактического материала, то есть описание какого-то боя отражает те же временные факторы, те же потери обеих сторон, те же фамилии участников, но с различных позиций отношения автора к происходившему. В этом и заключается политический аспект произведения. Могут ли быть произведения независимы от политической конъюнктуры? Разумеется, нет. И вопрос не в том, есть у того или иного произведения художественного или научного плана политическая окраска, то есть, говорит ли в них автор вообще о политике или ни единым словом её не упоминает. Политика, как таковая, присутствует в любом произведении, ибо пишущий человек живёт в обществе и не может быть свободен от него, а стало быть, и от его политики. Пишущий человек своими словами обязательно поддерживает или опровергает какую-то мысль, какую-то концепцию.

Писатель, как известно, не имеет право сомневаться, раз он взялся учить людей. За то и любят читатели настоящих мастеров пера, что они смело утверждают идеи, созвучные биению сердца читателя. Но и редактор обязан знать своё время и чувствовать пульс эпохи, чтобы понимать не только произведения, ложащиеся, как говорится в струю современного потока, а и суметь разгадать будущее значение того или иного творения, не укладывающееся, быть может, в рамки современных понятий.

Настоящие сильные по оказанию влияния на читателя произведения рождаются лишь у автора, убеждённого в своей правоте, знающего, что он хочет сказать читателю. То же относится и к редактору. Редактирование предполагает критическое отношение к материалу. Редактор должен постоянно сопоставлять содержание рукописи с собственным представлением о данном предмете и при этом делать правильные выводы, учитывая, прежде всего адресата, для которого предназначается редактируемый материал.

Это стало особенно трудно в наше время, когда за каждым печатным органом стоит определённая поддерживающая его финансовая структура, действующая по пословице «Кто платит, тот и заказывает музыку». Политическое редактирование требует от редактора широкого кругозора, понимания происходящих в стране процессов, умение разбираться в различных политических партиях и движениях.

 

 

7..Научное редактирование. Подразумевает обработку содержательной стороны текста, проверку фактического материала. Оценку ситуаций современной действительности. Работа с фактами, именами,названиями. Работа с таблицами и цифрами.

Факт – предмет журналистского исследования. Теоретики журналистики рассматривают факт с позиций теории познания как фрагмент действительности и метафорически, наблюдая, как осваивается в процессе журналистского творчества его отвлечённое значение, как происходит его типизация, даётся образная трактовка. Для журналиста факт всегда соотнесён с суждением о событии, служащим утверждению истинности или ложности определённых положений, выяснению связей и отношений между явлениями, между предметом и его свойствами.

Понятие фактический материал, которое принято в редактировании, охватывает все опорные для текста элементы, передающие смысл и предметные отношения. При правке текста они не должны подвергнуться изменениям или выпасть.

Фактический материал может быть привлечён журналистом как собственно информация, как аргумент в процессе логического доказательства и основание для общих утверждений и, наконец, как иллюстрация, дополняющая то или иное наблюдение.

Приёмы изложения всегда обусловлены функциональным назначением фактического материала.

Любая неясность в журналистском тексте неприемлема. Поэтому так важна правильность передачи информации, сквозная оценка и точная разработка фактического материала. Наблюдения над газетной практикой убеждают в том, насколько важна для автора помощь редактора.

И всё же уместно напомнить, что именно «горячий» материал, когда времени на детальную выверку сведений нет, требует от редактора профессионального навыка выделить из текста фактический материал, подлежащий про­верке, и сделать это быстро и чётко. Профессиональное контролирующее мышление редактора должно быть нацелено на соотнесение данных внутри текста и оценку их достоверности. Редактор должен предусмотреть и возможность субъективной трактовки читателем фактов, представленных автором, следить за тем, чтобы картина действительности не была разрушена, а смысловые связи не были искажены. Пусть ситуация подана журналистом как случайная, прогнозировать, как она может быть истолкована читателем.

Фактический материал в функции иллюстрации – относительно свободный элемент текста. Его включение в текст не обусловлено требованиями логической конструкции. Он дополняет, уточняет смысловую основу материала, часто рассчитан на эмоциональное воздействие, пробуждение читательского интереса. И тем не менее связь фактов-иллюстраций с содержанием текста должна быть для читателя очевидной. «Описательство» как явление не характерно для публицистики наших дней.

Для редактора не существует неточностей больших и малых, ошибок значительных и незначительных. Все неточности и ошибки надо вовремя заметить и устранить. И пусть иногда ошибка кажется совсем безобидной, не угрожает смыслу, но читатель всегда проверит нас. Малейшая небрежность в передаче факта создаст психологическую предпосылку для сомнения в истинности суждений автора.

Требование точности номинации в первую очередь определяет работу редактора над именами собственными, терминами и в широком смысле охватывает оценку точности словоупотребления в целом.

три вида проверки фактического материала:

1. внутренняя проверка - основывается на соотнесении фактического материала в пределах редактируемого текста и его конкретизации.

2. сличение с авторитетным источником - Для выбора авторитетного источника существуют специальные правила. Так, при работе с опубликованными данными фактический материал проверяют только по изданиям, из которых он заимствован. Источников косвенных следует избегать. При необходимости обратиться к справочным пособиям предпочитают издание, последнее по времени.

Энциклопедии представляют систематизированную информацию по всем отраслям знания.

3. официальное подтверждение - В том случае, когда ни сличение с авторитетным источником, ни внутренняя проверка не дают возможности убедиться в достоверности и точности фактического материала, прибегают к консультации авторитетных специальных учреждений. Их официальное подтверждение – достаточное основание для публикации оригинального фактического материала. Мнение квалифицированного специалиста всегда ценно для редактора, им следует заручиться своевременно.

Факты истории. Прошлое и настоящее всегда взаимосвязаны, и дело публициста – сделать эту связь зримой для современников.

Публикации, сообщающие факты истории, могут послужить примером того, как важна помощь редактора при оценке точности фактического материала, приёмов его разработки и включения в текст. Неумелое его использование разрушает конструкцию текста, препятствует точной передаче последовательности событий, перегружает текст сведениями, не делающими суждения автора более убедительными. Если журналист говорит о конкретных ситуациях, называет имена и фамилии реальных людей, домысел недопустим, если в публикации представле­ны лишь обобщённые, «безадресные» суждения, – домысел ситуаций и эпизодов не противопоказан. Цифры в тексте. Цифра – символ иной, чем слово, знаковой системы. Как обозначению числа ей изначально присуща точность, обобщение, концентрированность информации. Этот сложный для редактирования материал требует особого внимания редактора. Начать следует с того, чтобы убедиться, легко ли прочитать текст вслух. Так, заголовок «1 100 000 000-й гражданин» наверняка представит трудности для многих читателей.

Издательская практика выработала специальные рекомендации для обозначения чисел в тексте.4 Числа от 1 до 9 включительно принято обозначать словом, когда они не имеют при себе единиц измерения и стоят в косвенном падеже. Словом обозначаются числа при стечении нескольких цифровых обозначений (семнадцать 19-летних военнослужащих оказались на больничных койках). Цифрой принято обозначать однозначные числа, когда они находятся в одном ряду с многозначными, а также когда они имеют при себе единицы измерения. Цифровая форма предпочтительна для многозначных чисел. Она более отчётлива и лучше воспринимается. И, наконец, приём конкретизации цифры, очень важный для работы над публицистическим материалом. Он заключается в том, чтобы, пусть в общих чертах, представить реальное значение цифры.

Обработка таблиц. Обычно, обращаясь к таблицам, журналист имеет дело с фактами, уже обработанными специалистом и сгруппированными определённым образом. Такие таблицы подробны, содержат много данных, группировка которых продиктована специальными задачами. Для журналиста – это лишь исходный материал, но тем не менее надо уметь прочитать любую, даже самую сложную, таблицу, сопоставляя данные друг с другом, выявляя логические связи между величинами, понять принцип их группировки. Это необходимо, чтобы помочь автору упростить таблицу, освободить её от лишних данных и правильно оформить. Редактор проверяет достоверность, существенность, сопоставимость показателей, точность формулировок, оценивает построение и оформление таблицы, судит о том, насколько наглядно представлены в ней данные и связи между ними.

Работа с литературными цитатами. Требование точности воспроизведения цитаты охватывает не только слова, но и знаки препинания, шрифтовое оформление. В газете не принято давать подробные ссылки на источник цитаты, читатель принимает её на веру, и редактор полностью ответственен за то, чтобы в тексте не было искажений. Поэтому он обязан тщательно выверить цитату, не передоверяя это техническим работникам. Известно, что автор иногда цитирует по памяти. Редактор не должен позволять себе этого.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...