Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономико-юридическое обоснование собственности.




Экономический анализ права.

 

Чувство частной индивидуальной принадлежности имманентно человеческому существу и первоначально проявляется в отношении к движимым вещам как зародыш последующего права собственности. Убитая тем или иным лицом дичь, выловленная рыба, созданное трудом оружие естественно рассматриваются как вещи принадлежащие тому, кто их добыл или создал. Возникновение осознания того, что «эта вещь моя», психологически неизбежно. Естественно так же, что человек будет защищать свою вещь от покушений со стороны других и будет стараться вернуть ее в случае, если кто-нибудь ею завладеет.

В последующем это чувство принадлежности приобретает юридический характер права собственности, как закрепленная за субъектом возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему объектами гражданских прав своей властью и в своем интересе путем совершения действий, которые не противоречат законам и иным нормативным правилам, а также возможность собственника устранять необоснованные вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственной деятельности. Право собственности как юридический факт, в свою очередь, порождает возникновение прав и обязанностей собственника и третьих лиц.

В экономической теории вопрос о содержании отношений собственности является предметом дискуссий. Характерной чертой марксисткой трактовки собственности было подчеркивание приоритета экономического содержания (экономической природы) собственности над ее юридической формой. При этом собственность как экономическая категория рассматривалась как отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе производства, распределения обмена и потребления последних.

Среди многочисленных концепций собственности особый интерес представляет экономическая теория прав собственности, согласно которой собственность как экономический институт представляет собой не ресурс сам по себе (средство производства или рабочая сила), а пучок или долю прав по использованию этого ресурса, в который входят право владения, т.е. исключительного физического контроля над вещью; право пользования, т.е. личного использования вещи; право управления т.е. решения, как и кем вещь может быть использована; право на доход, т.е. на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею; право на «капитальную стоимость» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи; право на безопасность, т.е. иммунитет от экспроприации; право на переход вещи по наследству или по завещанию; бессрочность; запрещение вредного использования, т.е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом и др.

Своеобразие подхода теории прав собственности заключается в понимании права собственности как санкционированных поведенческих отношений между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения определяют нормы поведения по поводу благ, которые должен соблюдать каждый субъект в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Термин «благо» в данном случае употребляется для обозначения всего, что приносит человеку полезность или удовлетворение. Господствующая в обществе система прав собственности есть в таком случае сумма экономических и социальных отношений по поводу редких ресурсов, вступив в которые отдельные члены общества противостоят друг другу.

При этом отношения собственности рассматриваются как санкционированные обществом, но не обязательно государством. Следовательно, они могут закрепляться и охраняться не только в виде законов и судебных решений, но и виде неписанных правил, традиций, обычаев и моральных норм. Кроме того, правам собственности приписывается поведенческое значение - одни способы поведения они поощряют, другие подавляют (например, право на доход стимулирует обладателя такого права использовать принадлежащий ему объект по назначению, с разумной бережливостью а, следовательно, сокращает возможность умышленного причинения вреда объекту собственности со стороны его обладателя).

Несанкционированное поведение понимается теоретиками прав собственности также экономически: запреты и ограничения не устраняют его, а действуют как отрицательные стимулы, повышая связанные с ним издержки (в виде возможного наказания). И соблюдение, и нарушение санкционированных поведенческих норм превращаются в акты рационального экономического выбора.

Категория собственности тесно связана с феноменом свободы, и вместе они являются основополагающими правовыми категориями. В отношениях собственности уже на начальной стадии их развития воплощается определенный уровень реально существующей свободы и несвободы, качественная характеристика основных параметров, определяющих положение человека в обществе. И одним из первых, кто на философском уровне обосновал подобный подход к собственности, был Джон Локк. Он впервые четко сформули­ровал положение о том, что собственность не сводится к сумме матери­альных благ, а есть целостность, объемлющая собой жизнь, свободу и имущество человека. Каждый человек, писал Дж. Локк, «... обладает властью... охранять свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество»[1]. Эти категории, по мнению философа, образуют единую систему и органично взаимодополняют одна другую. Однако решающая роль в этой системе принадлежит свободе, поскольку «... свобода является основа­нием всего остального»[2].

Глубокий смысл имеет вывод о том, что свободный человек состав­ляет «великую основу собственности»[3]. Люди не потому становятся собственниками, что овладевают вещественными предметами природы. Они в состоянии присваивать овеществленные результаты труда, так как изначально свободны (обладают свободой воли) и уже в силу этого являются собственниками своей жизни и своей индивидуальности. Это, однако, не означает, что свобода индивидуума сама по себе, ав­томатически трансформируется в собственность. Для этого необходимы определенные социальные условия и факторы, главным среди которых является осознание человеком собственного "Я" и его выделение из об­щества в качестве относительно обособленной самости.

Это первый - но, безусловно, необходимый и для всех последующих - уровень свободы, который проявляется как свобода человеческой воли, как внутренняя характеристика личности. Именно этот уровень свободы позволяет оп­ределить человека, пользуясь терминологией Дж. Локка, "господином над самим собой", "владельцем своей собственной личности". А это и есть, в свою очередь, генетическая основа формирования собственности как универсальной всеобщности (целостности), которая объемлет собой, прежде всего, саму человеческую личность в единстве всех ее биосоци­альных качеств, главным среди которых является свобода воли как ин­тегральная основа всех других личностных характеристик.

Второй уровень выявления интегральных связей "собственность - свобода" и, соответственно, второй уровень свободы как "великой основы собственности" характеризует ее с точки зрения положения человека в обществе. На данном уровне индивид уже не только осознает человеческую самость, становится владельцем своей жизни и собствен­ной человеческой личности, но и противопоставляет себя социальной среде, коллективу и обществу в целом. Пользуясь триадой Дж. Локка (собственность как всеобщность, объемлющая "жизнь, свободу, имуще­ство"), этот уровень и можно обозначить как присвоение личностью че­ловеческой свободы в обществе, членом которого она (личность) явля­ется. Это так называемый "негативный" аспект свободы ("свобода от..."). В социальном плане он характеризуется как освобождение лич­ности от ограничений и насилия со стороны других членов общества, а на правовом, формально-юридическом уровне связан, прежде всего, с за­креплением статусных состояний лица как гражданина: обеспечение режима равноправия (состояние равенства перед законом), провозгла­шение правовых запретов на различные формы дискриминации, право­вое гарантирование личной безопасности, неприкосновенности и т.п.

Наконец, третий уровень свободы как основы собственности отра­жает свободу как деятельную характеристику личности. Это по­зитивный аспект правовой свободы ("свобода для..."), которая проявляется на правовом уровне в виде субъективных прав и свобод, обеспечиваю­щих возможность владеть, пользоваться и распоряжаться материальны­ми и духовными благами цивилизации. Этот уровень свободы "замыкает" локковскую триаду собственности, выводя личность на уровень вещных отношении собственности. Человек как деятельный субъект уже не только выступает собственником самого себя и характеризуется статутной автономией в системе отношении присвоения, но и проявляет себя как активная личность, действует по своему усмотрению, выбирая наи­более приемлемые для себя варианты поведения.

Юридическая модель этих вариантов поведения заложена в субъективных правах и свободах, а своего рода посредствующим звеном между ними, процессом их реа­лизации и собственностью выступает труд. Однако труд понимается при этом не просто как социальная функция, как процесс создания матери­альных или духовных (интеллектуальных) объектов собственности, а как «прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосред­ствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и приро­дой»[4]. Трудом и деятельной характеристикой личности (третий уро­вень свободы) не только обусловлен вещественно-предметный компо­нент собственности; воздействуя на внешнюю природу, изменяя её, че­ловек изменяет и самого себя, все свои биологические и (в особенности) социальные качества. В результате трудовой деятельности изменяются, таким образом, все компоненты собственности как всеобъемлющей категории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...