1. Неклассическая эстетика и постмодернизм
1. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ПОСТМОДЕРНИЗМ понимания лежит не культурная доминанта смыслообразования, а принцип случайной догадки. Данное понятие входит в теорию Жана-Франсуа Лиотара (р. 1924), создавшего систему «режимов» предложений и «жанров» дискурсов, которые определяют «правила пользования» языком. Понятие дискурса разрабатывается Лиотаром с позиции коммуникации и власти. Деконструкция - это такое понимание и восприятие, при котором акцентируется не система, принцип, структура, лежащие в основе воспринимаемого, а то, что, принадлежа этой системе, является как бы второстепенным. Деконструкция предполагает изменение смысла воспринимаемого, игру с этим смыслом и возможность наделения этого смысла иным содержанием. В основе деконструкции лежит неожидаемое, нетрадиционное, удивляющее. Основоположником теории деконструкции является Жак Деррида (р. 1930). Понятие деконструкции создает новые условия для прочтения и осуществления значения знака. Роль контекста не только не вторична, а скорее первична по утверждению смысла. Деконструкция в искусстве позволяет значительно расширить возможности уже имеющихся в его арсенале средств художественной выразительности. Смещение смыслового акцента со знака на контекст его употребления позволяет применять в литературе метод переосмысления цитаты. Цитата, помещенная в новый контекст, начинает приобретать совершенно новые смыслы, играть другим настроением, вызывать иную реакцию. В искусстве постмодернизма деконструктивность проявляется в разных явлениях: в отсутствии полярностей автор - зритель, автор - актер, положительный - отрицательный, натура - культура, горизонталь - вертикаль, форма - содержание; в цитатности; в непривычно наклонных и «ломаных» линиях архитектурных строений и т. д. Деконструкция архитектуры может быть направлена на новое понимание - прежде всего не зданий, а пространства, занимаемого и не занимаемого зданием. Деконструкция как метод или принцип активно применяется в современных арт-практиках, арт-объектах, инсталляциях, эивайронментах и т. д. Большое значение деконструкция имеет в художественной практике net-art.
Лабиринтность - это черта современного сознания, наполняющая его плюралистичностью и многонаправленностью, равнозначностью всех вариантов решения, запутанностью и отсутствием единого центра. Автор этого понятия - Умберто Эко (р. 1932). Символом современной культуры и мироздания Эко считает лабиринт, в котором отсутствует центр, периферия, границы, вход и выход, симметричность. Сегодня лабиринт стал категорией, отражающей сложную запутанность и многоас- Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА пектность человеческого бытия, наполненного знаковыми смыслами, которые отличаются много смысловой направленностью. Наиболее ярко «лабиринтность мышления» современного человека проявляется в современной архитектуре. Архитектура многих городов сегодня осмысляется скорее как лабиринт, ограниченное пространство, чем созвучность построек. Системность «спальных» микрорайонов крупных городов понимается только с высоты птичьего полета, когда воспринимается лабиринтность строений. Особое значение понятие лабиринтности получает в связи с развитием компьютерных технологий и Интернета, который является Лабиринтом современного мира. Лабиринт «всемирной паутины» способен значительно влиять на человеческое сознание. Ироничность - это особая мировоззренческая позиция, свойственная постмодернизму, совмещающая в себе пассивность и активность в равной мере, позволяющая человеку воспринимать мир как несерьезное событие. В постмодернистской концепции ирония строится на расхождении наличного смысла и замысла, т. е. выступает как скрытая насмешка.
Постмодернистский ответ авангарду заключается в признании невозможности уничтожить прошлое и приглашении его к ироничному переосмыслению. Постмодернистские иронические коллажи могут быть восприняты как сказки, пересказы снов. Концепция ироничности постмодернизма сформулирована представителем неопрагматизма Ричардом Рорти (р. 1931). Искусство стало главным средством преображения человека благодаря его способности иронизировать. Жизнь - это фантазия, в ней все случайно, поэтому к ней нельзя относиться серьезно. Симулякр - это псевдовещь, замещающая реальность посредством симуляции, выдающей отсутствие за присутствие, стирающей различия между реальным и воображаемым. Чувственность современного человека в постнеклассической эстетике измеряется понятием «симулякр». Введение этого понятия связано с именем Жана Бодрийара (р. 1929). Жан Бодрийар считает, что закончилась не только история, но и сама реальность, уступившая место симулятивной «гиперреальности» моделей, кодов и симулякров. Концепция симуляции представлена в книге «Символический обман и смерть» (1976). По Бодрийару реальность, которую якобы отражают знаки, не существует как таковая. Он вводит понятие «соблазна» - манящего призыва прелести вещей, оборачивающейся на деле лишь симулякром. Например, деньги - симулякр собственности. Реклама - симулякр того, что она рекламирует (хотя это и не всегда так). Симулякр связан с возникновением чувственного переживания в резуль-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|