1.2. Основные идеи неклассической эстетики
1. 2. Основные идеи неклассической эстетики Неклассическая эстетика - сложный комплекс новых тенденций в эстетике XX века, в основе которого лежат принципы плюрализма, многовариантности, опосредованности отношений человека с миром всем комплексом культурных достижений. Для неклассической эстетики характерны: • плюрализм мнений и свобода трактовок; Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА • особая роль интуиции и догадки, переживания и чувствования; • завуалированность логического и рационального компонента; • расширение проблемного поля; • отход от классической философии и фундаментальности; • усиление интереса к проблемам прикладного характера; • принижение значимости прекрасного в качестве идеала и совершенства эстетических представлений; • появление таких понятий, как «выразительное», «занимательное», «зрелищное»; • эстетизация всей культуры; • эстетизация в искусстве того, что ранее не входило в художественную область: диссонанс, дисгармония (музыка); нефигуративность, асимметрия (в живописи); абсурд, безобразное (театр, литература); • уход от художественного канона как системообразующего начала; • понимание искусства как процесса, не имеющего конца и начала, результата и стадий, исполнителя и заказчика; • применение нового подхода к творчеству, заключающегося в рождении новых форм сотворчества; • отход от самого главного принципа всей классической эстетики: соответствия, меры, гармонии, порядка. Неклассическая эстетика представлена разными течениями: интуитивизм, фрейдизм, экзистенциализм, структурализм, семиотическая эстетика, социальная эстетика и др.
Представителем эстетики интуитивизма является Нобелевский лауреат Анри Бергсон (1895 - 1941). Согласно его теории, эмоциональность переживания действительности заставляет человека искать духовное начало посредством искусства. Именно искусство помогает человеку ощутить «длительность» переживания мира, полагаясь на «жизненный порыв». Он пишет о мистическом чувстве, которое проявляет «контакт» творческого порыва человека и жизни. Значительно обогатили эстетику идеи такого неклассического направления, как фрейдизм. Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) разрабатывает принцип психоанализа и распространяет его на философию вообще и эстетику в частности. Карл Густав Юнг (1875 - 1961) создает теорию «коллективного бессознательного» (подробнее см. тему «Эстетическое сознание и эстетическая деятельность»). Экзистенциальная эстетика первой половины XX века связана с такими именами, как М. Хайдеггер, Ж. -П. Сартр, А. Камю, Х. Ортега-и-Гассет. Огромное влияние на этих философов оказали идеи Э. Гуссерля (Эдмунд Гуссерль - немецкий философ, основатель такого направления в философии XX века, как феноменология, ближе скорее к «философии жизни», но именно его идеи оказывают значительное влияние на эстетику 1. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ПОСТМОДЕРНИЗМ экзистенциализма в XX веке). Он поднимает значимость изначального опыта сознания на более высокую ступень. Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) переводит тему Гуссерля о «кризисе науки» на язык экзистенциализма как «кризис человека». Хайдеггер стал рассматривать «понимание» не в гносеологическом, а в онтологическом плане, т. е. не как способ познания, а как способ существования. В экзистенциальной аналитике, развиваемой им в работе «Бытие и время» (1927), «понимание» выступает как одна из основных характеристик человеческого бытия. Понимание есть форма первичной данности мира человеку. Оно не просто лежит в основе нашего отношения к тем или иным текстам, но в основе нашего отношения к миру. Процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читающего. Но это ни в коей мере не означает, что в процессе интерпретации интерпретатор волен подвергать текст насилию, сообразуясь исключительно со своими собственными запросами. В ходе истолкования речь идет о понимании того предметного содержания, которое несет в себе текст, и которое не зависит ни от наших интенций, ни от интенций автора.
Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) считает, что человеческая субъективность является главным критерием выбора в любой ситуации. Поэтому человек ответственен за все, что проявляет его субъективность. Наиболее ярко человек проявляет свою сущность в искусстве. Отсюда поднимаемая Сартром проблема ответственности художника за свое произведение. Он пишет о том, что писатель «ангажирован» ситуацией, в которой ему приходится творить. Альбер Камю (1913 - 1960) рассматривает искусство как человеческую муку, но муку необходимую, потому что именно искусство выводит нас на встречу «с другим». Такая встреча хотя и приумножает опыт, но одновременно демонстрирует человеку всю абсурдность его устремлений. Искусство посредством образов создаст только видимость того, что трудно объяснимо разумом. Эта видимость нужна человеку только для установления согласия с самим собой. Камю является представителем эстетики экзистенционализма, направленной на решение эстетических проблем через призму человеческого существования. Камю в знаменитом «Мифе о Сизифе» рассматривает проблему творчества и таланта. Талант - это то, что дано не каждому человеку. Дается он свыше и существует как предназначение. Творец - это тот, кто принужден богами реализовывать свой талант. Творчество - это реализация своего предназначения. Оно имеет две стороны для человека: он вынужден страдать от «мук» творчества, но при этом получает высшее наслаждение от него. Творчество - это овладение человеком миром хаоса. Хосе Ортега-и-Гассет (1883 - 1955) пишет о том, что искусство может служить массам и становиться массовым или быть элитарным, если оно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|