Раздел 3. Неклассическая и постнеклассическая эстетикаXX века
Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА служит элите. Искусство массовое в корне отличается по своим социальным задачам от искусства элитарного. Отсюда его вывод о том, что социальные функции искусства нельзя рассматривать вне социальности общества. Гассет формулирует основные критерии массового и элитарного искусства: массовое стремится к упрощенности, доступности, зрелищности, множественности, типичности, а элитарное - к индивидуализации, единичности, сложности, избранности, духовности. Возникновение массового искусства является признаком его дегуманизации. Дегуманизация связана с процессами кризиса искусства, которое оказывается неспособным воздействовать на духовную сущность человека. Наиболее известными его работами являются «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства». Ярким явлением в эстетике начала XX века стал структурализм, основателем которого считают Фердинанда де Соссюра (1857 - 1913). Структурализм привносит в эстетику методы лингвинистического анализа и поднимает проблемы понимания людьми друг друга через искусство. Представители эстетики структурализма, среди которых можно выделить Р. Якобсона, Я. Мукаржовского, А. Ригеля, К. Леви-Стросса, рассматривают вопросы о функциях искусства или человека в контексте культуры. Искусство они рассматривают как язык культуры и особого рода текст, представленный языковыми формами знаков. Основной темой эстетики структурализма стала природа мифа как одна из форм человеческого знания. Структуралисты с особым интересом относятся к проблемам формообразования как проявлению особой упорядоченности сущности. Любое произведение выступает для них прежде всего упорядоченной структурой. Структуралисты критикуют употребление в эстетике таких понятий, как «выразительность», «гениальность», «эмоциональность» и др., так как они, по их мнению, размыты и неустойчивы. При этом они отдают предпочтение таким понятиям, как «знак», «структура», «функция», «язык», считая их устойчивыми. Однако основным понятием структурализма становится «инвариант» - некая неустойчивая связь элементов, выступающая глубинной основой самых разных произведений. Восприятие художественного текста - это не только восприятие его сюжета, но и восприятие его структуры.
Структурализм способствовал развитию семиотического направления в эстетике. Семиотическое направление эстетики начала XX века исследует: • происхождение смыслов и имен художественных элементов и их историческую динамику; • искусство (в дополнение к пространственно-временным, социальным, мировоззренческим и художественным методам) в рамках семиотического и информационного измерений; 1. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ПОСТМОДЕРНИЗМ • проблемы семиосферы как единой системы; • произведение искусства как текст. Михаил Михайлович Бахтин (1895 - 1975) - русский философ, эстетик семиотического направления. Бахтин досконально исследовал многогранный комплекс категорий и ценностей, связанный с таким культурным феноменом, как традиция европейского карнавала. Карнавал, по мнению Бахтина, представляет собой неофициальное, демократическое дополнение к господствующей культуре, осуществляющее релятивизацию официальных ценностей через их комическое снижение в народных праздничных действах («веселая относительность»). На первый план в карнавале выступает неизменная правда жизни, соотнесенная с телесным человеческим и мировым началом; иерархическая ценностная система претерпевает обращение, онтологические «верх» и «низ» в карнавальном мироощущении меняются местами, так что в своей тенденции карнавал предстает «веселой преисподней».
Идеи семиотики и фундаментальной герменевтики М. Хайдепера активно развивались Гансом-Георгом Гадамером (1900 - 2002), который в произведении искусства предлагает видеть нечто большее, чем простой образ или отражение. Произведение искусства, согласно его теории, -особое «представление», возникающее из первообраза, благодаря которому происходит «прирост бытия». Новые направления эстетической мысли возникают и в связи с выдвижением нового круга проблем, получивших в дальнейшем название культурологических. Интерес к проблемам художественной культуры в начале XX века связан с такими именами, как О. Шпенглер, П. Сорокин, О. Тойнби, Н. Бердяев и др. Освальд Шпенглер (1880 - 1936) в знаменитой работе «Закат Европы. Причинность и судьба» выдвигает искусство в качестве одного из важнейших критериев динамики культуры. Все культуры отличаются друг от друга прежде всего душой. Поэтому для того, чтобы полнее понять культуру, необходимо особое приобщение к ее душе. Это возможно через искусство. Искусство каждой культуры необходимо изучать только с позиций анализа культурного своеобразия. Особое место занимают в эстетике данного периода социальные проблемы. Теодор Адорно (1903 - 1969), представитель «Франкфуртской школы», создает теорию, согласно которой искусство можно использовать как средство навязывания определенного типа поведения. Особенно это проявляется в тоталитарных режимах. Возделывание в человеке рациональности, по его мнению, связано с убиением человеком самого себя. Такие люди становятся послушными в деле подавления других людей. Искусство должно помогать человеку освобождать и развивать свою свободу. По-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|