Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выработка категорий анализа




Выбор категорий при проведении контент-анализа является очень важной процедурой. Благодаря катего­риям образуется связь между целями исследования и его результатами. От данной процедуры в дальней­шем зависит успех или неуспех всех действий.

Категории анализа — это наиболее общие ключе­вые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий выполняет ту же роль, что и вопросы в анкете, указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

Категории обычно подразумевают деление на под­категории (более частные понятия). Например, «ге­рой» публицистики может подразделяться на реально­го и вымышленного героя, а его признаками будут пол, профессия, образование, семейное положение и т. д. Так, если в социально-психологическом исследовании посредством анализа содержания документа выясня­ются особенности того или иного коммуникатора, то соответствующими категориями могут быть: «пред­мет сообщения», «оценки» (которые коммуникатор дает этому предмету), «ценности» и «нормы» (которых он придерживается и пропагандирует), «референтные группы» (на которые он ориентируется и т. д.)'15.

Несмотря на то, что темы и задачи проводимых анали­зов разнообразны, некоторые типы категорий встреча­ются довольно часто, и поэтому в ряде областей возмож­на постоянная стандартизация. Но чаще всего в связи с тем, что отсутствует надежная система, сводящая в одно целое различные взгляды, исследователям приходится интуитивно подбирать категории по своему усмотрению.

Авторы книги «Методы социальных наук» приво­дят некоторые типы и формы категорий116. Широко употребляется категория, отвечающая на вопрос: о чем говорит данная коммуникация? Например, по­добный вопрос очень часто возникает при определе­нии места какой-нибудь темы в газетных рубриках.

Категория ценности (по Берельсону) объясняет или направление коммуникации, или цели, которые она преследует. Категории ценности могут быть различ­ными. Например, при опросе респондентов категория­ми ценности могут быть: семья, деньги, социальное по­ложение, автомобиль и т. д., а при анализе ценностей, употребляемых в прессе: любовь, средства, деньги, риск, героизм и т. д.

Так же категория может указывать средства, кото­рые предполагаются для приобретения данных ценно­стей. Например, изучаемые речи могут содержать убеждение, угрозу, примирение, насилие и т. д.

Категория деятели может возникнуть, когда есть не­обходимость выяснить некоторые индивидуальные чер­ты исторических или литературных персонажей, или просто анкетируемых лиц. В данном случае это будут сле­дующие классические категории: возраст, пол, профес­сия, вероисповедание, национальность, уровень образо­вания, которые дополняются, естественно, в зависимости от поставленной цели исследования. Можно изучать, к какой группе принадлежат интересующие нас лица.

С помощью категории происхождение представля­ется возможным классифицировать историческую до­кументацию по ее источникам, а исследование избира­тельной кампании — по речам, объявлениям, листов­кам, газетам; газетные сообщения могут разделяться на местные, национальные, международные.

Вышеуказанные категории касались содержания, но имеются также категории, относящиеся к форме, например, в радиопрограммах музыкальные передачи могут различаться следующим образом: оперетты, классическая музыка, джаз.

Можно применять качественную категорию, поз­воляющую квантифицировать разные манеры речи. Она может быть юмористической, трагической и т. д. Данные категории часто употребляются для того, что­бы отличить эмоциональное, сентиментальное и изме­рить их эффективность по сравнению с более рацио­нальными сообщениями117.

В соответствии с категориями анализа в дальней­шем будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания). Следует помнить, что от выбора катего­рий в значительной степени будет зависеть характер полученных результатов. Обычно при разработке ка­тегорий исследователю приходится по несколько раз переходить от теоретической схемы к документаль­ным данным, а от них снова к схеме для того, чтобы вы работанные категории анализа соответствовали зада­чам исследования.

В настоящее время широкое распространение полу­чило использование контент-анализа сообщений средств массовой информации, основанного на пара­дигматическом подходе. Сущность его заключается в том, что изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, степень напря­женности проблемы, проблемообразующий субъект, пути решения проблемы и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура. В связи с этим к категориям контент-анализа предъяв­ляется ряд следующих требований. Они должны быть:

1) исчерпывающими — охватывать все части со­держания, определяемые задачами проводимого ис­следования;

2) взаимоисключающими — одни и те же элемен­ты содержания не должны принадлежать к несколь­ким категориям;

3) уместными — соответствовать поставленной цели и исследуемому содержанию;

4) надежными — между различными исследователя­ми не должно возникать разногласий по поводу того, ка­кие части содержания относить к той или иной категории.

При выборе категорий следует избегать двух край­ностей: выбора или слишком крупных категорий, так как это может привести к упрощенному, поверхност­ному анализу; или слишком многочисленных и дроб­ных категорий, почти повторяющих текст для того, чтобы якобы ничего не пропустить.

При анализе документов категории должны выте­кать из двух источников — из самого документа и из некоторых общих знаний в той области, которую он раскрывает. Например, при проведении анкетирова­ния — из ответов или целей и замыслов коммуникато­ра. Следует учитывать, что в некоторых случаях, в за­висимости от ситуации, могут приниматься во внима­ние и отсутствующие элементы, которые также могут быть значимыми118.

Выделение единиц анализа

После выработки категорий анализа необходимо вы-пр«)ть соответствующую единицу анализа (смысловую единицу) — лингвистическую единицу речи или эле­мент содержания, которая будет выступать в тексте ин­дикатором интересующего исследователя явления, т. е. четко указывать признаки, по которым определенные |'диницы относятся к определенным категориям. Выде­ление смысловых единиц контент-анализа осуществля-гтся на основе содержания цели, гипотез исследования, d также зависит от исходных теоретических посылок ис­следователя и его мировоззренческих принципов.

Самым простым и заманчивым, на первый взгляд, было бы выделять в качестве единицы определенное слово (термин), отражающее понятие, частоту упо­требления которого необходимо установить в тексте. I (стример, для выяснения того, в какой степени изуча­емый документ касается милосердия, можно найти и тексте слово «милосердие» и провести подсчет часто­ты его употребления. Но это будет самый худший вид анализа, не столько формализованный, сколько про­сто формальный. Значительная часть информации не­избежно будет утеряна, что в свою очередь неизбежно приведет к искажению содержания документа. Поэто­му, во-первых, единица анализа обязательно должна пить смысловой единицей, а во-вторых, необходимо ныяснить, как проявляется в тексте интересующая ис­следователя определенная смысловая нагрузка.

В тексте смысловая единица может быть выражена по-разному, в одном случае одним словом (термином), <i в другом случае, некоторым устойчивым сочетанием слов, т. е. посредством определенных суждений, а мо­жет вообще не присутствовать в явной терминологи­ческой форме и преподноситься описательно или быть скрытой под заголовком раздела, главы и т. д.

В связи с этим перед исследователем встает задача пыделить признаки (показатели, индикаторы), по ко­торым можно определить наличие в тексте темы или идеи, наиболее значимые с точки зрения целей иссле­дователя. По своему характеру признаки могут быть многообразными (слово, словосочетание, имена лю­дей, географические названия и т. п.).

Широкое использование контент-аналитических ___ исследований сообщений массовой коммуникации позволяет выделить следующие, наиболее употреби­тельные, «стандартные» смысловые единицы.

1. Понятие, выраженное отдельным словом, тер­мином или словосочетанием слов.

Как указывает В.А. Ядов, «это могут быть понятия из области экономики: формы собственности, прива­тизация, финансовая система, денежное обращение, технический прогресс, методы хозяйствования, опти­мизация управления и др.; термины политического со­держания: гласность, интернационализм или национа­лизм, авторитаризм, демократия, международное сотрудничество (напряженность, конфликт); нравст­венные или правовые символы: права человека, гума­низм, активность, инициативность, деловая предпри­имчивость, нарушение законности, преступность, кор­рупция; научные: модель, система, космическое пространство и т. п. Очевидно, что анализ текста по со­держанию понятий несет немало важной социальной информации. Например, по частоте употребления по­нятий, связанных с наукой и новой техникой, можно определить, в какой мере источник информации ори­ентирован на научно-техническую модернизацию»119.

Применение подобной смысловой единицы наибо­лее целесообразно при изучении стиля источника ин­формации, а также способов, с помощью которых ис­точник информации организует сообщение и переда­ет свои намерения тем, для кого оно предназначено.

2. Тема, выраженная в единичных суждениях, це­лых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, теле­передач и т. п.

Часто темы выступают в качестве единиц анализа. Обычно они отражены в названиях статьи, книги, пе­редачи, спектакля, кинотелефильма и т. п. Например, при изучении темы «Снижение уровня рождаемости в России» исследователь уже по названию статьи в журнале может определить, насколько в ней уделено внимание данной проблеме. И при проведении иссле­дования по интересующей его теме ему совсем не обя­зательно просматривать все экземпляры журнала за год, достаточно посмотреть только список статей, опубликованный в последнем номере, и выяснить, сколько и каких по этой проблеме опубликовано120.

Так же по тематике еще можно более полно пред­ставить содержание изучаемого документа. Как отме­чает В.А. Ядов, «темы развертывания инициативы и предприимчивости, борьбы с бюрократизмом и сверхцентрализацией, соблюдения прав человека и законности, социальной справедливости, граждан­ского мира и согласия или же тематика укрепления го­сударственности, централизма, дисциплины и борьбы со всяческими врагами как лидирующая проблемати­ка средств массовой информации — очень показатель­ны для определения их политико-идеологических по­зиций. Столь же показательны сюжеты из личных до­кументов, например писем о самом себе или о своих близких, о делах производственных и политике, об ис­кусстве и т, п. Все это — свидетельства определенной направленности взглядов, интересов, ценностных ори­ентации и норм деятельности»121.

Таким образом, тема является важной смысловой единицей при анализе направленности интересов, ценностных ориентации, установок тех, кто передает сообщение. Но довольно часто определение темы бы­вает затруднено в связи с ее неявностью в тексте, и по­этому исследователю, проводящему анализ, приходит­ся определять тему и ее границы внутри текста. Кроме отмеченного выше, выбор темы в качестве единицы анализа подразумевает также внутреннее разделение текста на определенные части (единицы контекста), внутри которых тема может быть определена122.

3. Имена исторических личностей, крупных уче­ных, политиков, деятелей культуры и искусства, лиде­ров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений. Изучение перечисленных характеристик может помочь выяснить влияние отдельных лиц или пред­ставляемых ими общностей на общественное мнение. По количеству ссылок на того или иного автора можно определить значимость той или иной научной идеи, престиж ученого. Так, например, если число ссылок растет или падает, то это будет свидетельствовать о росте или падении авторитета определенной концеп­ции. Частота упоминаний общественных движений или их лидеров позволяет легко выяснить влиятель­ность этих движений123.

4. Упоминания исторического события, географи­ческого названия, произведения, случая и т. п. также несут специфическую смысловую нагрузку и могут быть приняты за единицу анализа. Частота и длитель­ность (во времени) упоминания их могут служить по­казателем их важности, значимости для общества.

Обычно сложные виды категорий оперируют не од­ной, а сразу несколькими единицами анализа.

Единицы анализа сами по себе могут быть не всегда правильно истолкованы. Поэтому желательно рассмат­ривать единицу анализа на фоне более широких лингви­стических или содержательных структур, помогающих понять характер членения текста, в пределах которого идентифицируется наличие или отсутствие единиц ана­лиза — контекстуальных единиц (единиц контекста). Например, если единица анализа «слово», то контексту­альной единицей будет «предложение», т. е. слово сле­дует рассматривать в структуре предложения.

«При изучении политических проблем, — как отме­чают авторы «Рабочей книги социолога», — смысло­вые единицы могут включать внутренние и внешние международные события; лиц и авторов, описываю­щих эти события или являющихся их инициаторами и пропагандистами; отношение к событиям (оценка) в терминах: «за-против», «выгодно-невыгодно», «хоро­шо-плохо», в чьих интересах, насколько целесообраз­ны действия и т. п.; целевую установку деятельности общественных организаций, партий и лиц; преследуемые интересы (политические, экономические, партий­ные, национальные, личные); объект направленной де­ятельности (конкретные лозунги, программы, цели); способ достижения цели (убеждение, насилие, эконо­мическое давление, моральное или политическое воз­действие); характер авторитетов, которые привлека­ются в аргументах (деятели, организации, печатные органы, логические выводы, эмоциональные стереоти­пы); адресат деятельности или пропаганды (какие со­циальные слои, общественные группы и т. п.)»124.

По мнению В.Е. Семенова, «используемые категории должны найти адекватное выражение на языке исследуе­мых документов. Таким их выражением являются едини­цы анализа (иногда их называют «единицами наблюде­ния»), которые, соответственно делению категорий, де­лятся на классификационные единицы разного уровня. Например, упоминавшаяся категория «герой журналь­ной публицистики» преобразуется в операциональную единицу анализа «персонаж, которому в конкретной пуб­ликации уделяется больше текста (объем, количество строк), чем любому другому персонажу». Подкатегория «реальный герой» превращается в классификационную единицу первого порядка — «документальный персонаж, на реальность прообраза которого непосредственно ука­зывается в тексте». Признак «профессия» находит выра­жение в классификационных единицах второго порядка: слесарь, технолог, машинистка и т. д. Все эти единицы иногда полезно представить схематически в виде графа, изображающего разветвленное иерархическое дерево (каждую «ветвь-единицу» после окончания сбора инфор­мации можно промаркировать числом частоты ее встре­чаемости в данном содержании)»125.

Выбрав смысловую единицу, исследователь уста­навливает единицу счета, отвечающую целям исследо вания и требованиям достоверности. Она фиксирует регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица. Содержание текста может быть измерено при помощи двух типов измерения (мер): единиц протяженности и единиц частоты. По­этому единицы счета могут как совпадать, так и не сов­падать с единицами анализа.

Единицы протяженности характеризуют содержа­ние в целом, без учета его деления на элементы. В ка­честве таких единиц в печатных текстах выбирают фи­зическую протяженность или площадь текстов, запол­ненную смысловыми единицами: число знаков, строк, абзацев, колонок, квадратных миллиметров или санти­метров (дюйм); по радио и телевидению — длитель­ность трансляции: минута (час) эфирного времени; при магнитофонных записях — метраж пленки.

В отличие от меры протяженности, которая может быть представлена достаточно большим видом единиц измерения, мера частоты представлена единственной единицей измерения — единичным присутствием эле­мента содержания. Например, частота упоминаний имен, терминов, географических названий, проблем, публикаций в газете, материалов по определенной те­ме и т. п.

Все единицы анализа в зависимости от характера их связи с единицами измерения делятся на два типа: частотные и частотно-протяженные. Если для частот­ных в качестве меры характерны только единица час­тоты (например, к ним относятся слово, суждение), то для частотно-протяженных — оба вида единиц из­мерения (например, сообщение).

На отведенном количестве единиц исследователь ведет поиск единиц анализа. Чем больше единиц ана­лиза будет обнаружено на каждой единице счета, тем более ценен данный документ для проводимого иссле­дования, т. к. он несет большую смысловую нагрузку, богат по содержанию и лучше раскрывает исследова­тельскую тему.

Число типов единиц анализа может быть велико, так как каждая единица содержания текста может стать потенциально единицей анализа. Поскольку кон-тент-аналитическое исследование текста может быть весьма многосторонним, то одновременно могут использоваться несколько единиц анализа и несколько единиц счета.

Единицы счета обладают разной степенью точнос­ти измерения. Различаются они и количеством време­ни, требующимся для осуществления кодировки попа­дающего в выборку материала. Чаще всего повышение требовательности к точности ведет к увеличению за­траты времени на кодировку. Но в то же время боль­шая точность позволяет получить более дифференци­рованные результаты, а значит большую информацию об объекте. Поэтому перед началом исследования сле­дует решить, какая степень точности дифференциа­ции результатов необходима для решения поставлен­ных задач и каким образом можно ее получить с наи­меньшими затратами.

4.7. Достоинства и недостатки анализа документов

Анализ документов по сравнению с другими мето­дами сбора информации имеет свои плюсы и минусы. Достоинства анализа документов:

1. Наиболее экономичен с точки зрения трудоза­трат и финансов.

2. Позволяет оперативно получить фактографиче­ские данные о предприятии в целом и его служащих и рабочих.

3. Полученная информация носит объективный характер.

4. Можно получать сведения о прошедших событи­ях, наблюдение за которыми уже невозможно.

5. Исследовательский процесс не оказывает существенного влияния на объект исследования. Обычная для других методов исследования проблема возмущающего влияния субъекта на объект при проведении данного ви­да социологического исследования фактически снимается. Для его проведения никто не подвергается экспе­рименту, анкетированию или интервьюированию.

6. Официальные материалы для контент-анализа легкодоступны, т. к. многие официальные и общест­венные документы опубликованы в газетах, журналах, и т. п. и получить их в библиотеке не представляет осо­бой трудности.


7. Проведение контент-аналитического исследова­ния аудиовизуальных средств массовой информации облегчает современное записывающее видео- и аудио- оборудование.

8. Используя анализ документов, исследователь может дать верную оценку событий и процессов, про­ исходящих в социальных группах, которые он не мо­жет наблюдать лично, но информацию о которых он может получить из разного рода документов.

9. Документы, в отличие от респондента, не имеют никакой возможности «приспосабливаться» к иссле­дователю. Ведь основная масса документов, подверга­ющихся анализу, бывает создана ранее и не по воле исследователя, а значит независимо от его интересов.
В редких случаях при создании документа автор мо­жет заранее предполагать, что данный документ будет подвергнут специальному исследованию.

Недостатки анализа документов:

1. Часто количество сообщений, относящихся к изучаемой теме, очень ограничено.

2. Не всегда регулярно в доступных средствах мас­совой информации освещаются некоторые темы.

3. Часть информации, содержащейся в докумен­тах, устаревает.

4. Качество учетной и отчетной информации не всегда бывает достоверной, поэтому иногда требуется проводить контроль с помощью опросов и наблюдения.

5. В основной массе ведомственной документации не содержится информация о состоянии сознания ра­ботников.

6. Часто цели создания документов не совпадают с задачами, которые собирается решить социолог в своем исследовании, поэтому ему приходится содер­жащуюся в документах информацию перерабатывать и переосмысливать.

7. Для проведения контент-анализа от исследова­теля требуется гораздо больше воображения и изобре­тательности, чем для проведения других методов социологического исследования.

8. Проведение анализа документа достаточно толь­ко в том случае, если для решения задач достаточно фактографической документации.

9. Часть официальных документов носит конфи­денциальный характер, вплоть до полной секретности, что затрудняет ознакомление с такими документами и их социологическую оценку. Проведение социологи­ческого исследования оказывается возможным только в том случае, если данные исследования полностью или частично будут засекречены в той же степени, что
и используемые материалы.

10. К письменному документу нельзя ничего доба­вить, а так как автор при составлении документа может забыть или не видеть значимости того или другого факта, то исследователю приходится довольствоваться тем, что есть. В отличие от этого при проведении интервью по не­
ясным для исследователя пунктам, он может задать но­вые вопросы и таким образом дополнить информацию.

11. Так как в документах фиксируются социаль­ные явления, которые уже произошли, то полученные социальные данные должны быть отнесены лишь к то­му периоду времени, когда они собирались.

12. Статистические документы в значительной сте­пени абстрактны. Изложенные в них обстоятельства аб­страгируются от многих событий, условий, явлений, которые сопутствовали зафиксированному процессу. Это, естественно, ведет к существенным потерям информации о совокупности обусловливающих связей и сопутст­вующего им фона. Обычно бывает возможно определить только те их них, которые автор описал, т. к. считал их су­щественными в связи с другими целями и задачами.

Особо следует отметить недостатки, присущие не­официальным, личным документам:

— малая объективность, отображение реальных дан­ных всегда субъективно окрашено;

— на изложение фактов часто влияют ситуационно возникающие аффекты и эмоции;

— при описании мотивов и импульсов своего поведе­ния часто свойственен самообман;

— оптимистическая оценка описываемых событий, ко­торая увеличивается по мере увеличения промежут­ка времени между событием и его отображением;

— авторам бывают свойственны неправомерные обобщения;

— затруднения вызывает сбор личных документов, особенно неофициальных, т. к. в этом случае необ ходим личный контакт с автором, собственником или распорядителем личных документов, чтобы убедить его выдать интересующую исследователя документацию и получить разрешение на проведе­ние ее научного анализа;

— при изучении личных документов (письма, биогра­фии) невозможно составить репрезентативную вы­борку, т. к. людей, которые не могут выражать свои мысли в письменной форме, гораздо больше людей, стесняющихся отвечать устно; часто возникают трудности при анализе и кодифи­кации письменных биографий. Эта проблема воз­никает и при открытых вопросах в анкетировании и интервью. Но в данном случае она увеличивается благодаря тому, что отсутствуют четко поставлен­ные вопросы. Поэтому каждый автор дает опреде­ленное количество информации, очень интерес­ной, но трудно сопоставимой с другими данными. Исследователю очень сложно классифицировать, а тем более обобщать имеющуюся информацию.

Благодаря появлению звукозаписи и кинолентам появилась возможность не только сохранять, но и вос­производить, и наблюдать много раз определенную до­кументацию. Возможность снова пересмотреть инте­ресующий исследователя фильм или вновь прослу­шать какую-либо запись является очень ценной. Подобным образом сохраненная документация имеет ряд преимуществ:

— ею могут пользоваться разные исследователи;

— с помощью кино можно произвести глобальное на­блюдение, что не под силу осуществить отдельным лицам. Например, в области политических наук, при исследовании демонстрации или митинга на­блюдатель-одиночка чисто физически не в состоя­нии увидеть все.

Необходимо отметить и недостатки:

— получаемые с помощью данных инструментов ма­териалы, такие же сырые, как и сама жизнь;

— хотя людям на экране нельзя задавать вопросы, за­то их можно наблюдать непосредственно в их дей­ствительной жизни..

4,8. Разработка инструментария и инструкций кодировщику

Необходимым условием контент-аналитического исследования является разработка соответствующего инструментария (таблицы, бланки кодировки). Табли­цы контент-анализа — это основной рабочий доку­мент, с помощью которого проводится исследование. Тип таблицы зависит от этапа исследования. При раз­работке категориального аппарата исследователь со­ставляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Таблица такого типа внешне напоминает ан­кету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд при­знаков (ответов), благодаря чему становится возмож­ным количественное выражение качественных при­знаков, содержащихся в тексте.

} Для регистрации единиц анализа исследователь со­ставляет уже другого типа таблицу — кодировальную матрицу1^6 (см. табл. 1).

Для регистрации единиц счета, в зависимости от характера исследования, четкости его задач и гипотез, разрабатывается определенный рабочий документ, с помощью которого проводится контент-анализ. Это могут быть специально разработанные макеты таблиц (в клетках которых отмечается встречаемость опреде­ленных единиц), перфокарты, карточки или специаль­ные кодировальные матрицы.

Тип рабочего документа определяется этапом ис­следования. Если исследование носит поисковый ха­рактер и приходится собирать избыточную первич­ную информацию, то чаще всего используются коди­ровальные матрицы (определенный тип таблицы, составленный для регистрации единиц анализа). Столбцы такой матрицы означают отдельные доку­менты (сообщения), а строки — классификационные единицы соответствующих единиц анализа (перечень тем, персонажей и т. п.). В результате этого в каждом столбце оказывается закодированным по интересую­щим нас признакам отдельное сообщение (табл. 1).

Таблица 1

 

Приз­нак Текст 1 2 3... n Zn
А     +      
В + +        
С +   +      
             
п            
Zn            

При разработке категориального аппарата, исследо­ватель составляет таблицу, которая представляет собой систему скоординированных и субординированных ка­тегорий анализа. Внешне она напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (отве­тов), по которым квантифицируется содержание текста. Подобного рода таблица-анкета может быть достаточно объемной. Например, в проводимом в Белорусской ССР исследовании эффективности функционирования рес­публиканских средств массовой информации каждый текст анализировался по 248 признакам127.

Если выборка невелика (до 100 классификацион­ных единиц), то кодировальная матрица может быть отдельным листом и можно проводить двумерный или даже многомерный анализ. А если объем выборки до­статочно велик (свыше 100 сообщений и единиц), то кодировщик, как правило, работает с целой тетра­дью таких матричных листов.

Таблица может быть использована и на этапе количе­ственной обработки данных. Наиболее важными в контент-анализе являются способы расчета совместной встречаемости, т. е. связанности, зависимости различ­ных элементов содержания в сообщениях. Начало разра­ботки этих способов было положено американским пси­хологом А. Болдуином в 1942 г. и продолжено его после­дователем, известным психологом и психолингвистом Чарльзом Осгудом, в конце 50-х г. По мнению Ч. Осгуда, неслучайные зависимости элементов содержания в со­общениях указывают на определенные ассоциации в мышлении коммуникатора, а наличие случайных зави­симостей — указывает на процессы диссоциации. Про­цедура методики Ч. Осгуда состоит в том, что в сообще­ниях (частях текста) регистрируется наличие или отсут­ствие интересующих исследователя единиц содержания, после чего осуществляется подсчет совместной встреча­емости этих единиц и определяется случайность или не­случайность их совместного появления. Для этого анали­зируемые единицы фиксируются в специально создан­ной матрице, с помощью которой выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной единицы со всеми остальными1

'128(см. табл. 2).

Таблица 2

 

Реаль­ное совпа­дение Ожидаемое совпадение А В С... n Zn
А 0,10        
В 0,06 0,02      
С   0,08      
           
п          
Zn            

 


Например, единица А встречается в 20% анализиру­емых текстов (Ра = 0,2), а единица В в 50% текстов (Рв = 0,5), тогда, по теореме умножения вероятностей, ожидаемая частота совместного появления этих еди­ниц будет равна 0,10 (Рав = РахРв = 0,2x0,5 = 0,10). Полученное число записывается в соответствующую верхнюю от матричной диагонали клетку. После этого подсчитывается сколько раз на самом деле единицы А и В совместно встречались в текстах. В действитель­ности оказалось, что они совместно встречались толь­ко в 6% сообщений (faB = 0,06). Это число записывает­ся в соответствующую нижнюю от диагонали клетку.

Подобным образом продолжаем рассчитывать даль­ше вероятность и частоту совместного появления всех остальных единиц анализа. В конечном итоге, сравнивая полученные фактические и вероятностные величины, можно определить, какие фактические зависимости оказались неслучайными (например, из приведенной выше таблицы видно, что совместное появление единиц А и В — случайно, так как фактическая величина ниже вероятностной, т. е. реальное совпадение ниже ожидае­мого; а единиц А и С — неслучайно, так как фактическая величина больше вероятностной). Можно также рассчи­тать уровень значимости неслучайных зависимостей, выделить группы взаимосвязанных единиц и т. д.

При количественном контент-анализе проведение подсчета в общем виде аналогично стандартным при­емам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Примени­тельно к контент-анализу существуют даже специаль­ные процедуры подсчета, например, формула коэффи­циента Яниса (с) для вычисления соотношения поло­жительных и отрицательных (относительно избранной позиции) суждений, оценок, аргументов. Если число положительных суждений превышает число отрица­тельных, то коэффициент Яниса находится по формуле

f2 - f х n

с —-------------------------------;

rxt

где f — число положительных оценок; п — число отри­цательных оценок; г — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой пробле­ме; t — общий объем анализируемого теста.

А если число положительных суждений меньше от­рицательных, то коэффициент Яниса подсчитывается по формуле

f х п — п2

rxt

 

Существуют и более простые способы измерения. Например, удельный вес той или иной категории мож­но определить с помощью следующей формулы129

, число единиц анализа, фиксирующих дщпгую категорию

общее число единиц анализа

На первом этапе необходимо также провести пробный (пилотажный) анализ документов, который обычно позволяет выявить имеющиеся недостатки методики. После необходимых доработок исследова­телю остается только проверить надежность разрабо­танной методики, т. е. испытать ее на обоснованность (соответствие задачам и теоретическим понятиям ис­следования) и устойчивость (воспроизводимость ре­зультатов).

Обоснованность (validity — валидность) обычно проверяют при помощи экспертов (специалистов по проблематике проводимого исследования) или по­средством получения аналогичных данных другими методами.

Устойчивость (consistency) (иногда ее отождеств­ляют с надежностью (relibility) и объективностью (objectivity) анализа документов) можно определить при помощи повторного кодирования одних и тех же документов по единой инструкции одним и тем же кодировщиком («устойчивость во времени») или ко­дированием одних и тех же документов по единой ин-i струкции разными кодировщиками («устойчивость среди аналитиков»). Для этого можно взять наугад только часть документов из выборки (например, 30 или 50 единиц). Если данные разных кодировщиков будут в достаточной степени соответствовать друг другу (например, расхождение не выше 5% или коэф­фициент корреляции на уровне значимости 0,05), то можно вполне уверенно считать, что разработан­ная методика позволяет получать устойчивые резуль­таты.

Если исследователю необходимо проанализировать очень много материалов, и процесс кодирования рас­тягивается на недели, следует проводить выборочную проверку устойчивости получаемых данных, для этого процесс кодирования целесообразно проводить парал­лельно несколькими кодировщиками.

Методика анализа документов свое основное вы­ражение находит в «инструкции кодировщику». Ин­струкция — это система правил и пояснений, разра­ботанная для кодировщика планируемого исследова­ния. Кодировщик — «это человек, который будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (ре­гистрируя) заданные единицы анализа с их класси­фикационными и измерительными единицами»130. Инструкция необходима даже в том случае, когда в качестве кодировщика выступает сам автор про­граммы и методики исследования. В ней точно и од­нозначно излагается алгоритм действий кодировщи­ка, при этом даются операциональные определения категорий и единиц анализа, правила их кодирова­ния, приводятся конкретные примеры из докумен­тов, являющихся объектом исследования, оговарива­ется, как следует поступать в спорных случаях и т. д.131

Перед началом исследования разработанная инст­рукци

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...