Выработка категорий анализа
Выбор категорий при проведении контент-анализа является очень важной процедурой. Благодаря категориям образуется связь между целями исследования и его результатами. От данной процедуры в дальнейшем зависит успех или неуспех всех действий. Категории анализа — это наиболее общие ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий выполняет ту же роль, что и вопросы в анкете, указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. Категории обычно подразумевают деление на подкатегории (более частные понятия). Например, «герой» публицистики может подразделяться на реального и вымышленного героя, а его признаками будут пол, профессия, образование, семейное положение и т. д. Так, если в социально-психологическом исследовании посредством анализа содержания документа выясняются особенности того или иного коммуникатора, то соответствующими категориями могут быть: «предмет сообщения», «оценки» (которые коммуникатор дает этому предмету), «ценности» и «нормы» (которых он придерживается и пропагандирует), «референтные группы» (на которые он ориентируется и т. д.)'15. Несмотря на то, что темы и задачи проводимых анализов разнообразны, некоторые типы категорий встречаются довольно часто, и поэтому в ряде областей возможна постоянная стандартизация. Но чаще всего в связи с тем, что отсутствует надежная система, сводящая в одно целое различные взгляды, исследователям приходится интуитивно подбирать категории по своему усмотрению. Авторы книги «Методы социальных наук» приводят некоторые типы и формы категорий116. Широко употребляется категория, отвечающая на вопрос: о чем говорит данная коммуникация? Например, подобный вопрос очень часто возникает при определении места какой-нибудь темы в газетных рубриках.
Категория ценности (по Берельсону) объясняет или направление коммуникации, или цели, которые она преследует. Категории ценности могут быть различными. Например, при опросе респондентов категориями ценности могут быть: семья, деньги, социальное положение, автомобиль и т. д., а при анализе ценностей, употребляемых в прессе: любовь, средства, деньги, риск, героизм и т. д. Так же категория может указывать средства, которые предполагаются для приобретения данных ценностей. Например, изучаемые речи могут содержать убеждение, угрозу, примирение, насилие и т. д. Категория деятели может возникнуть, когда есть необходимость выяснить некоторые индивидуальные черты исторических или литературных персонажей, или просто анкетируемых лиц. В данном случае это будут следующие классические категории: возраст, пол, профессия, вероисповедание, национальность, уровень образования, которые дополняются, естественно, в зависимости от поставленной цели исследования. Можно изучать, к какой группе принадлежат интересующие нас лица. С помощью категории происхождение представляется возможным классифицировать историческую документацию по ее источникам, а исследование избирательной кампании — по речам, объявлениям, листовкам, газетам; газетные сообщения могут разделяться на местные, национальные, международные. Вышеуказанные категории касались содержания, но имеются также категории, относящиеся к форме, например, в радиопрограммах музыкальные передачи могут различаться следующим образом: оперетты, классическая музыка, джаз. Можно применять качественную категорию, позволяющую квантифицировать разные манеры речи. Она может быть юмористической, трагической и т. д. Данные категории часто употребляются для того, чтобы отличить эмоциональное, сентиментальное и измерить их эффективность по сравнению с более рациональными сообщениями117.
В соответствии с категориями анализа в дальнейшем будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания). Следует помнить, что от выбора категорий в значительной степени будет зависеть характер полученных результатов. Обычно при разработке категорий исследователю приходится по несколько раз переходить от теоретической схемы к документальным данным, а от них снова к схеме для того, чтобы вы работанные категории анализа соответствовали задачам исследования. В настоящее время широкое распространение получило использование контент-анализа сообщений средств массовой информации, основанного на парадигматическом подходе. Сущность его заключается в том, что изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, степень напряженности проблемы, проблемообразующий субъект, пути решения проблемы и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура. В связи с этим к категориям контент-анализа предъявляется ряд следующих требований. Они должны быть: 1) исчерпывающими — охватывать все части содержания, определяемые задачами проводимого исследования; 2) взаимоисключающими — одни и те же элементы содержания не должны принадлежать к нескольким категориям; 3) уместными — соответствовать поставленной цели и исследуемому содержанию; 4) надежными — между различными исследователями не должно возникать разногласий по поводу того, какие части содержания относить к той или иной категории. При выборе категорий следует избегать двух крайностей: выбора или слишком крупных категорий, так как это может привести к упрощенному, поверхностному анализу; или слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст для того, чтобы якобы ничего не пропустить. При анализе документов категории должны вытекать из двух источников — из самого документа и из некоторых общих знаний в той области, которую он раскрывает. Например, при проведении анкетирования — из ответов или целей и замыслов коммуникатора. Следует учитывать, что в некоторых случаях, в зависимости от ситуации, могут приниматься во внимание и отсутствующие элементы, которые также могут быть значимыми118.
Выделение единиц анализа После выработки категорий анализа необходимо вы-пр«)ть соответствующую единицу анализа (смысловую единицу) — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, которая будет выступать в тексте индикатором интересующего исследователя явления, т. е. четко указывать признаки, по которым определенные |'диницы относятся к определенным категориям. Выделение смысловых единиц контент-анализа осуществля-гтся на основе содержания цели, гипотез исследования, d также зависит от исходных теоретических посылок исследователя и его мировоззренческих принципов. Самым простым и заманчивым, на первый взгляд, было бы выделять в качестве единицы определенное слово (термин), отражающее понятие, частоту употребления которого необходимо установить в тексте. I (стример, для выяснения того, в какой степени изучаемый документ касается милосердия, можно найти и тексте слово «милосердие» и провести подсчет частоты его употребления. Но это будет самый худший вид анализа, не столько формализованный, сколько просто формальный. Значительная часть информации неизбежно будет утеряна, что в свою очередь неизбежно приведет к искажению содержания документа. Поэтому, во-первых, единица анализа обязательно должна пить смысловой единицей, а во-вторых, необходимо ныяснить, как проявляется в тексте интересующая исследователя определенная смысловая нагрузка. В тексте смысловая единица может быть выражена по-разному, в одном случае одним словом (термином), <i в другом случае, некоторым устойчивым сочетанием слов, т. е. посредством определенных суждений, а может вообще не присутствовать в явной терминологической форме и преподноситься описательно или быть скрытой под заголовком раздела, главы и т. д. В связи с этим перед исследователем встает задача пыделить признаки (показатели, индикаторы), по которым можно определить наличие в тексте темы или идеи, наиболее значимые с точки зрения целей исследователя. По своему характеру признаки могут быть многообразными (слово, словосочетание, имена людей, географические названия и т. п.).
Широкое использование контент-аналитических ___ исследований сообщений массовой коммуникации позволяет выделить следующие, наиболее употребительные, «стандартные» смысловые единицы. 1. Понятие, выраженное отдельным словом, термином или словосочетанием слов. Как указывает В.А. Ядов, «это могут быть понятия из области экономики: формы собственности, приватизация, финансовая система, денежное обращение, технический прогресс, методы хозяйствования, оптимизация управления и др.; термины политического содержания: гласность, интернационализм или национализм, авторитаризм, демократия, международное сотрудничество (напряженность, конфликт); нравственные или правовые символы: права человека, гуманизм, активность, инициативность, деловая предприимчивость, нарушение законности, преступность, коррупция; научные: модель, система, космическое пространство и т. п. Очевидно, что анализ текста по содержанию понятий несет немало важной социальной информации. Например, по частоте употребления понятий, связанных с наукой и новой техникой, можно определить, в какой мере источник информации ориентирован на научно-техническую модернизацию»119. Применение подобной смысловой единицы наиболее целесообразно при изучении стиля источника информации, а также способов, с помощью которых источник информации организует сообщение и передает свои намерения тем, для кого оно предназначено. 2. Тема, выраженная в единичных суждениях, целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, телепередач и т. п. Часто темы выступают в качестве единиц анализа. Обычно они отражены в названиях статьи, книги, передачи, спектакля, кинотелефильма и т. п. Например, при изучении темы «Снижение уровня рождаемости в России» исследователь уже по названию статьи в журнале может определить, насколько в ней уделено внимание данной проблеме. И при проведении исследования по интересующей его теме ему совсем не обязательно просматривать все экземпляры журнала за год, достаточно посмотреть только список статей, опубликованный в последнем номере, и выяснить, сколько и каких по этой проблеме опубликовано120. Так же по тематике еще можно более полно представить содержание изучаемого документа. Как отмечает В.А. Ядов, «темы развертывания инициативы и предприимчивости, борьбы с бюрократизмом и сверхцентрализацией, соблюдения прав человека и законности, социальной справедливости, гражданского мира и согласия или же тематика укрепления государственности, централизма, дисциплины и борьбы со всяческими врагами как лидирующая проблематика средств массовой информации — очень показательны для определения их политико-идеологических позиций. Столь же показательны сюжеты из личных документов, например писем о самом себе или о своих близких, о делах производственных и политике, об искусстве и т, п. Все это — свидетельства определенной направленности взглядов, интересов, ценностных ориентации и норм деятельности»121.
Таким образом, тема является важной смысловой единицей при анализе направленности интересов, ценностных ориентации, установок тех, кто передает сообщение. Но довольно часто определение темы бывает затруднено в связи с ее неявностью в тексте, и поэтому исследователю, проводящему анализ, приходится определять тему и ее границы внутри текста. Кроме отмеченного выше, выбор темы в качестве единицы анализа подразумевает также внутреннее разделение текста на определенные части (единицы контекста), внутри которых тема может быть определена122. 3. Имена исторических личностей, крупных ученых, политиков, деятелей культуры и искусства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений. Изучение перечисленных характеристик может помочь выяснить влияние отдельных лиц или представляемых ими общностей на общественное мнение. По количеству ссылок на того или иного автора можно определить значимость той или иной научной идеи, престиж ученого. Так, например, если число ссылок растет или падает, то это будет свидетельствовать о росте или падении авторитета определенной концепции. Частота упоминаний общественных движений или их лидеров позволяет легко выяснить влиятельность этих движений123. 4. Упоминания исторического события, географического названия, произведения, случая и т. п. также несут специфическую смысловую нагрузку и могут быть приняты за единицу анализа. Частота и длительность (во времени) упоминания их могут служить показателем их важности, значимости для общества. Обычно сложные виды категорий оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа. Единицы анализа сами по себе могут быть не всегда правильно истолкованы. Поэтому желательно рассматривать единицу анализа на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, помогающих понять характер членения текста, в пределах которого идентифицируется наличие или отсутствие единиц анализа — контекстуальных единиц (единиц контекста). Например, если единица анализа «слово», то контекстуальной единицей будет «предложение», т. е. слово следует рассматривать в структуре предложения. «При изучении политических проблем, — как отмечают авторы «Рабочей книги социолога», — смысловые единицы могут включать внутренние и внешние международные события; лиц и авторов, описывающих эти события или являющихся их инициаторами и пропагандистами; отношение к событиям (оценка) в терминах: «за-против», «выгодно-невыгодно», «хорошо-плохо», в чьих интересах, насколько целесообразны действия и т. п.; целевую установку деятельности общественных организаций, партий и лиц; преследуемые интересы (политические, экономические, партийные, национальные, личные); объект направленной деятельности (конкретные лозунги, программы, цели); способ достижения цели (убеждение, насилие, экономическое давление, моральное или политическое воздействие); характер авторитетов, которые привлекаются в аргументах (деятели, организации, печатные органы, логические выводы, эмоциональные стереотипы); адресат деятельности или пропаганды (какие социальные слои, общественные группы и т. п.)»124. По мнению В.Е. Семенова, «используемые категории должны найти адекватное выражение на языке исследуемых документов. Таким их выражением являются единицы анализа (иногда их называют «единицами наблюдения»), которые, соответственно делению категорий, делятся на классификационные единицы разного уровня. Например, упоминавшаяся категория «герой журнальной публицистики» преобразуется в операциональную единицу анализа «персонаж, которому в конкретной публикации уделяется больше текста (объем, количество строк), чем любому другому персонажу». Подкатегория «реальный герой» превращается в классификационную единицу первого порядка — «документальный персонаж, на реальность прообраза которого непосредственно указывается в тексте». Признак «профессия» находит выражение в классификационных единицах второго порядка: слесарь, технолог, машинистка и т. д. Все эти единицы иногда полезно представить схематически в виде графа, изображающего разветвленное иерархическое дерево (каждую «ветвь-единицу» после окончания сбора информации можно промаркировать числом частоты ее встречаемости в данном содержании)»125. Выбрав смысловую единицу, исследователь устанавливает единицу счета, отвечающую целям исследо вания и требованиям достоверности. Она фиксирует регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица. Содержание текста может быть измерено при помощи двух типов измерения (мер): единиц протяженности и единиц частоты. Поэтому единицы счета могут как совпадать, так и не совпадать с единицами анализа. Единицы протяженности характеризуют содержание в целом, без учета его деления на элементы. В качестве таких единиц в печатных текстах выбирают физическую протяженность или площадь текстов, заполненную смысловыми единицами: число знаков, строк, абзацев, колонок, квадратных миллиметров или сантиметров (дюйм); по радио и телевидению — длительность трансляции: минута (час) эфирного времени; при магнитофонных записях — метраж пленки. В отличие от меры протяженности, которая может быть представлена достаточно большим видом единиц измерения, мера частоты представлена единственной единицей измерения — единичным присутствием элемента содержания. Например, частота упоминаний имен, терминов, географических названий, проблем, публикаций в газете, материалов по определенной теме и т. п. Все единицы анализа в зависимости от характера их связи с единицами измерения делятся на два типа: частотные и частотно-протяженные. Если для частотных в качестве меры характерны только единица частоты (например, к ним относятся слово, суждение), то для частотно-протяженных — оба вида единиц измерения (например, сообщение). На отведенном количестве единиц исследователь ведет поиск единиц анализа. Чем больше единиц анализа будет обнаружено на каждой единице счета, тем более ценен данный документ для проводимого исследования, т. к. он несет большую смысловую нагрузку, богат по содержанию и лучше раскрывает исследовательскую тему. Число типов единиц анализа может быть велико, так как каждая единица содержания текста может стать потенциально единицей анализа. Поскольку кон-тент-аналитическое исследование текста может быть весьма многосторонним, то одновременно могут использоваться несколько единиц анализа и несколько единиц счета. Единицы счета обладают разной степенью точности измерения. Различаются они и количеством времени, требующимся для осуществления кодировки попадающего в выборку материала. Чаще всего повышение требовательности к точности ведет к увеличению затраты времени на кодировку. Но в то же время большая точность позволяет получить более дифференцированные результаты, а значит большую информацию об объекте. Поэтому перед началом исследования следует решить, какая степень точности дифференциации результатов необходима для решения поставленных задач и каким образом можно ее получить с наименьшими затратами. 4.7. Достоинства и недостатки анализа документов Анализ документов по сравнению с другими методами сбора информации имеет свои плюсы и минусы. Достоинства анализа документов: 1. Наиболее экономичен с точки зрения трудозатрат и финансов. 2. Позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его служащих и рабочих. 3. Полученная информация носит объективный характер. 4. Можно получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. 5. Исследовательский процесс не оказывает существенного влияния на объект исследования. Обычная для других методов исследования проблема возмущающего влияния субъекта на объект при проведении данного вида социологического исследования фактически снимается. Для его проведения никто не подвергается эксперименту, анкетированию или интервьюированию. 6. Официальные материалы для контент-анализа легкодоступны, т. к. многие официальные и общественные документы опубликованы в газетах, журналах, и т. п. и получить их в библиотеке не представляет особой трудности. 7. Проведение контент-аналитического исследования аудиовизуальных средств массовой информации облегчает современное записывающее видео- и аудио- оборудование. 8. Используя анализ документов, исследователь может дать верную оценку событий и процессов, про исходящих в социальных группах, которые он не может наблюдать лично, но информацию о которых он может получить из разного рода документов. 9. Документы, в отличие от респондента, не имеют никакой возможности «приспосабливаться» к исследователю. Ведь основная масса документов, подвергающихся анализу, бывает создана ранее и не по воле исследователя, а значит независимо от его интересов. Недостатки анализа документов: 1. Часто количество сообщений, относящихся к изучаемой теме, очень ограничено. 2. Не всегда регулярно в доступных средствах массовой информации освещаются некоторые темы. 3. Часть информации, содержащейся в документах, устаревает. 4. Качество учетной и отчетной информации не всегда бывает достоверной, поэтому иногда требуется проводить контроль с помощью опросов и наблюдения. 5. В основной массе ведомственной документации не содержится информация о состоянии сознания работников. 6. Часто цели создания документов не совпадают с задачами, которые собирается решить социолог в своем исследовании, поэтому ему приходится содержащуюся в документах информацию перерабатывать и переосмысливать. 7. Для проведения контент-анализа от исследователя требуется гораздо больше воображения и изобретательности, чем для проведения других методов социологического исследования. 8. Проведение анализа документа достаточно только в том случае, если для решения задач достаточно фактографической документации. 9. Часть официальных документов носит конфиденциальный характер, вплоть до полной секретности, что затрудняет ознакомление с такими документами и их социологическую оценку. Проведение социологического исследования оказывается возможным только в том случае, если данные исследования полностью или частично будут засекречены в той же степени, что 10. К письменному документу нельзя ничего добавить, а так как автор при составлении документа может забыть или не видеть значимости того или другого факта, то исследователю приходится довольствоваться тем, что есть. В отличие от этого при проведении интервью по не 11. Так как в документах фиксируются социальные явления, которые уже произошли, то полученные социальные данные должны быть отнесены лишь к тому периоду времени, когда они собирались. 12. Статистические документы в значительной степени абстрактны. Изложенные в них обстоятельства абстрагируются от многих событий, условий, явлений, которые сопутствовали зафиксированному процессу. Это, естественно, ведет к существенным потерям информации о совокупности обусловливающих связей и сопутствующего им фона. Обычно бывает возможно определить только те их них, которые автор описал, т. к. считал их существенными в связи с другими целями и задачами. Особо следует отметить недостатки, присущие неофициальным, личным документам: — малая объективность, отображение реальных данных всегда субъективно окрашено; — на изложение фактов часто влияют ситуационно возникающие аффекты и эмоции; — при описании мотивов и импульсов своего поведения часто свойственен самообман; — оптимистическая оценка описываемых событий, которая увеличивается по мере увеличения промежутка времени между событием и его отображением; — авторам бывают свойственны неправомерные обобщения; — затруднения вызывает сбор личных документов, особенно неофициальных, т. к. в этом случае необ ходим личный контакт с автором, собственником или распорядителем личных документов, чтобы убедить его выдать интересующую исследователя документацию и получить разрешение на проведение ее научного анализа; — при изучении личных документов (письма, биографии) невозможно составить репрезентативную выборку, т. к. людей, которые не могут выражать свои мысли в письменной форме, гораздо больше людей, стесняющихся отвечать устно; часто возникают трудности при анализе и кодификации письменных биографий. Эта проблема возникает и при открытых вопросах в анкетировании и интервью. Но в данном случае она увеличивается благодаря тому, что отсутствуют четко поставленные вопросы. Поэтому каждый автор дает определенное количество информации, очень интересной, но трудно сопоставимой с другими данными. Исследователю очень сложно классифицировать, а тем более обобщать имеющуюся информацию. Благодаря появлению звукозаписи и кинолентам появилась возможность не только сохранять, но и воспроизводить, и наблюдать много раз определенную документацию. Возможность снова пересмотреть интересующий исследователя фильм или вновь прослушать какую-либо запись является очень ценной. Подобным образом сохраненная документация имеет ряд преимуществ: — ею могут пользоваться разные исследователи; — с помощью кино можно произвести глобальное наблюдение, что не под силу осуществить отдельным лицам. Например, в области политических наук, при исследовании демонстрации или митинга наблюдатель-одиночка чисто физически не в состоянии увидеть все. Необходимо отметить и недостатки: — получаемые с помощью данных инструментов материалы, такие же сырые, как и сама жизнь; — хотя людям на экране нельзя задавать вопросы, зато их можно наблюдать непосредственно в их действительной жизни.. 4,8. Разработка инструментария и инструкций кодировщику Необходимым условием контент-аналитического исследования является разработка соответствующего инструментария (таблицы, бланки кодировки). Таблицы контент-анализа — это основной рабочий документ, с помощью которого проводится исследование. Тип таблицы зависит от этапа исследования. При разработке категориального аппарата исследователь составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Таблица такого типа внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), благодаря чему становится возможным количественное выражение качественных признаков, содержащихся в тексте. } Для регистрации единиц анализа исследователь составляет уже другого типа таблицу — кодировальную матрицу1^6 (см. табл. 1). Для регистрации единиц счета, в зависимости от характера исследования, четкости его задач и гипотез, разрабатывается определенный рабочий документ, с помощью которого проводится контент-анализ. Это могут быть специально разработанные макеты таблиц (в клетках которых отмечается встречаемость определенных единиц), перфокарты, карточки или специальные кодировальные матрицы. Тип рабочего документа определяется этапом исследования. Если исследование носит поисковый характер и приходится собирать избыточную первичную информацию, то чаще всего используются кодировальные матрицы (определенный тип таблицы, составленный для регистрации единиц анализа). Столбцы такой матрицы означают отдельные документы (сообщения), а строки — классификационные единицы соответствующих единиц анализа (перечень тем, персонажей и т. п.). В результате этого в каждом столбце оказывается закодированным по интересующим нас признакам отдельное сообщение (табл. 1). Таблица 1
При разработке категориального аппарата, исследователь составляет таблицу, которая представляет собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Внешне она напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Подобного рода таблица-анкета может быть достаточно объемной. Например, в проводимом в Белорусской ССР исследовании эффективности функционирования республиканских средств массовой информации каждый текст анализировался по 248 признакам127. Если выборка невелика (до 100 классификационных единиц), то кодировальная матрица может быть отдельным листом и можно проводить двумерный или даже многомерный анализ. А если объем выборки достаточно велик (свыше 100 сообщений и единиц), то кодировщик, как правило, работает с целой тетрадью таких матричных листов. Таблица может быть использована и на этапе количественной обработки данных. Наиболее важными в контент-анализе являются способы расчета совместной встречаемости, т. е. связанности, зависимости различных элементов содержания в сообщениях. Начало разработки этих способов было положено американским психологом А. Болдуином в 1942 г. и продолжено его последователем, известным психологом и психолингвистом Чарльзом Осгудом, в конце 50-х г. По мнению Ч. Осгуда, неслучайные зависимости элементов содержания в сообщениях указывают на определенные ассоциации в мышлении коммуникатора, а наличие случайных зависимостей — указывает на процессы диссоциации. Процедура методики Ч. Осгуда состоит в том, что в сообщениях (частях текста) регистрируется наличие или отсутствие интересующих исследователя единиц содержания, после чего осуществляется подсчет совместной встречаемости этих единиц и определяется случайность или неслучайность их совместного появления. Для этого анализируемые единицы фиксируются в специально созданной матрице, с помощью которой выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной единицы со всеми остальными1 '128(см. табл. 2). Таблица 2
Например, единица А встречается в 20% анализируемых текстов (Ра = 0,2), а единица В в 50% текстов (Рв = 0,5), тогда, по теореме умножения вероятностей, ожидаемая частота совместного появления этих единиц будет равна 0,10 (Рав = РахРв = 0,2x0,5 = 0,10). Полученное число записывается в соответствующую верхнюю от матричной диагонали клетку. После этого подсчитывается сколько раз на самом деле единицы А и В совместно встречались в текстах. В действительности оказалось, что они совместно встречались только в 6% сообщений (faB = 0,06). Это число записывается в соответствующую нижнюю от диагонали клетку. Подобным образом продолжаем рассчитывать дальше вероятность и частоту совместного появления всех остальных единиц анализа. В конечном итоге, сравнивая полученные фактические и вероятностные величины, можно определить, какие фактические зависимости оказались неслучайными (например, из приведенной выше таблицы видно, что совместное появление единиц А и В — случайно, так как фактическая величина ниже вероятностной, т. е. реальное совпадение ниже ожидаемого; а единиц А и С — неслучайно, так как фактическая величина больше вероятностной). Можно также рассчитать уровень значимости неслучайных зависимостей, выделить группы взаимосвязанных единиц и т. д. При количественном контент-анализе проведение подсчета в общем виде аналогично стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Применительно к контент-анализу существуют даже специальные процедуры подсчета, например, формула коэффициента Яниса (с) для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) суждений, оценок, аргументов. Если число положительных суждений превышает число отрицательных, то коэффициент Яниса находится по формуле f2 - f х n с —-------------------------------; rxt где f — число положительных оценок; п — число отрицательных оценок; г — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t — общий объем анализируемого теста. А если число положительных суждений меньше отрицательных, то коэффициент Яниса подсчитывается по формуле f х п — п2
Существуют и более простые способы измерения. Например, удельный вес той или иной категории можно определить с помощью следующей формулы129 , число единиц анализа, фиксирующих дщпгую категорию общее число единиц анализа На первом этапе необходимо также провести пробный (пилотажный) анализ документов, который обычно позволяет выявить имеющиеся недостатки методики. После необходимых доработок исследователю остается только проверить надежность разработанной методики, т. е. испытать ее на обоснованность (соответствие задачам и теоретическим понятиям исследования) и устойчивость (воспроизводимость результатов). Обоснованность (validity — валидность) обычно проверяют при помощи экспертов (специалистов по проблематике проводимого исследования) или посредством получения аналогичных данных другими методами. Устойчивость (consistency) (иногда ее отождествляют с надежностью (relibility) и объективностью (objectivity) анализа документов) можно определить при помощи повторного кодирования одних и тех же документов по единой инструкции одним и тем же кодировщиком («устойчивость во времени») или кодированием одних и тех же документов по единой ин-i струкции разными кодировщиками («устойчивость среди аналитиков»). Для этого можно взять наугад только часть документов из выборки (например, 30 или 50 единиц). Если данные разных кодировщиков будут в достаточной степени соответствовать друг другу (например, расхождение не выше 5% или коэффициент корреляции на уровне значимости 0,05), то можно вполне уверенно считать, что разработанная методика позволяет получать устойчивые результаты. Если исследователю необходимо проанализировать очень много материалов, и процесс кодирования растягивается на недели, следует проводить выборочную проверку устойчивости получаемых данных, для этого процесс кодирования целесообразно проводить параллельно несколькими кодировщиками. Методика анализа документов свое основное выражение находит в «инструкции кодировщику». Инструкция — это система правил и пояснений, разработанная для кодировщика планируемого исследования. Кодировщик — «это человек, который будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа с их классификационными и измерительными единицами»130. Инструкция необходима даже в том случае, когда в качестве кодировщика выступает сам автор программы и методики исследования. В ней точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, при этом даются операциональные определения категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из документов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях и т. д.131 Перед началом исследования разработанная инструкци
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|