Традиционные, классические
общие специальные (понимание, (психологические, осмысление) социологические, лингвистические, исторические методы) Таким образом, можно выделить два основных вида анализа документов: традиционный (классический, качественный, неформализованный) анализ и формализованный (количественный, контент-анализ). Хотя между ними существуют различия, они все же не исключают друг друга, а дополняют, и это связано с тем, что цель у них одна — получить надежную и достоверную информацию. Традиционный анализ. Использование интуиции, общего уровня культуры и практической ориентации исследователя играют важную роль при анализе документов. Но проведение анализа документов, основанного только на подобного рода традиционных методах, в настоящее время у многих, и часто вполне обоснованно, вызывает скепсис и настороженность. Поэтому в ряде конкретных общественных наук уже давно идет поиск и развитие других, хотя тоже традиционных, но более специализированных методов изучения документов . Все, кто читают документы, делают качественный анализ. Каждый раскрывает содержание документа, прослеживая за мыслью автора. Но уровень постижения содержания у всех разный. Читатель, более подготовленный в научном отношении, лучше поймет документ. Специалист по данной проблеме еще лучше осознает его смысл, а в тонкостях текста и содержания, естественно, лучше всего разберется специалист более высокого класса. Но в любом из этих вариантов очень большое значение имеет уровень подготовки читателя в области работы с документами и свободное владение техникой этого дела. Некоторые виды документов в силу своей специфики требуют специальных методов анализа, поэтому для проведения необходимого анализа порой необходимо привлечение специалистов данных областей знания.
В отличие от простого ознакомления с документом или прочтения его с целью получения нового знания, традиционный специальный анализ документов является именно методом исследования, который, как и любое другое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение содержания анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Остановимся кратко на некоторых специальных методах анализа документов89. Исторический метод. Решает проблему валидности в трех аспектах: 1. Подлинность текста и установление его автора. Исследователь должен убедиться в том, что изучаемый документ является именно тем, каким он его принимает, и в действительности принадлежит давно живущему автору. Подобного рода подлинность может быть 2. Правдивость фактов изложения в тексте. 3. Валидность интерпретации текста, его значение по отношению к автору текста, по характеру, целям, которые он преследует. Выяснения подлинности и правдивости текста особенно важны для исторического метода. Следует отметить, что данный метод может применяться и при изучении юридического или литературного текста. Литературный метод выявляет подлинность текста и автора путем изучения тона, стиля и словаря. С помощью его устанавливается, например, что такой-то писатель не мог быть автором определенного произведения. Юридический метод используется при изучении всех видов юридических документов. Он дает возможность определить правомочность документа, сравнивать тексты, исследовать мотивы решения, цели законодателя и т. д. Специфика данного метода заключается в том, что в правовой науке разработан особый словарь терминов, в котором значение каждого слова строго однозначно определено. Поэтому при анализе юридических документов незнание юридического словаря может привести исследователя к грубым ошибкам и искажению полученной информации.
Психологический метод — наиболее индивидуален и, как правило, применяется при рассмотрении личных документов. Он позволяет исследовать психологические особенности как самого автора, так и изображаемого им, соотносить изображенных героев с социальной средой, породившей их. Объяснение будет зависеть от школы, к которой принадлежит исследователь (психоаналитическое, экзистенциалистское и т. д.). Социологический метод объясняет документ в его социальном контексте, подвергая анализу социально значимую информацию. Лингвистический метод заключается в выявлении минимальных единиц языковой системы (фонемы и морфемы), а также в исследовании сочетаний и последовательности этих единиц. Главное для лингвиста не значение текста, а его структура. Он обращает внимание на присутствие или отсутствие определенных лингвистических единиц, а также — как часто они употребляются. Все классические методы (кроме лингвистического анализа документов) имеют много общего. В определенной степени они интуитивные, личные, субъективные, хотя могут быть и рациональными (юридический анализ документов). Традиционный анализ часто выступает предпосылкой для формализованного изучения документов. Как отмечают авторы «Рабочей книги социолога»: «Под традиционным, классическим анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае»90. То есть традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документа в соответствии с целью исследования. Традиционный анализ представляет из себя цепочку логических, умственных построений, направленных на выявление сути анализируемых документов. Он помогает исследователю уловить основные идеи и мысли материала, проследить их развитие, ныяснить логику их обоснования и оценить следствия.
Необходимость проведения такого вида анализа связана с тем, что большинство документов не предназначено специально для исследовательских целей социологии. Так как документы создаются с другими целями: общественными, ведомственными, личными, то от исследователя требуется переосмыслить их содержание для того, чтобы можно было извлечь необходимую информацию. Таким образом, проведение традиционного анализа приводит к преобразованию первоначальной формы информации в нужную исследовательскую форму. Особое значение в качестве самостоятельного метода традиционный анализ приобретает при изучении уникальных документов, число которых всегда невелико, и поэтому не возникает необходимости проводить количественную обработку информации. Он позволяет охватить самые глубинные, скрытые стороны содержания изучаемого документа, например, проследить политическую, гражданскую позицию автора, обнаружить возможные «умолчания» или оценить своеобразие авторского языка и стиля изложения. Традиционный анализ бывает внешним и внутренним. Внешний — это анализ «исторического контекста» документа и всех сопутствующих его появлению обстоятельств. При проведении внешнего анализа определяется вид документа, время и место появления, идеологическая, психологическая ситуации, цель его создания, выясняются данные об авторе, возможная тенденциозность документа, каков его контекст, обнаруживаются содержащиеся в нем ошибки и искажения фактов. Внутренний — это уже исследование непосредственно содержания документа. Исследователь выявляет различия между фактическим и литературным содержанием, устанавливает уровень компетентности автора документа в делах, которые он описывает, выясняет личное отношение автора к описываемым в документе фактам, а самое главное, систематизирует и интерпретирует имеющие место в документе фактические сведения.
Следует отметить, что на первом этапе исследования осуществляется внешний анализ, а на втором — внутренний. Авторы «Рабочей книги социолога» приводят ряд вопросов, на которые должен ответить исследователь при проведении традиционного анализа: «Что представляет собой документ? (Задаваясь этим вопросом, следует обратить внимание на вид, форму документа, решить, потребует ли его анализ применения каких-либо специальных методов и т. п.). Каков его контекст? Кто его автор? (Автором может быть как один человек, так и коллектив.) Каковы цели, с которыми был создан документ? Какова надежность самого документа? Какова достоверность зафиксированных в нем данных? Каково общественное действие, общественный резонанс документа? (Этот вопрос вытекает из того обстоятельства, что документы могут представлять собой только свидетельства о каких-либо общественных явлениях, например, записки политического деятеля о событиях, а могут и сами быть этими явлениями, например, публичное выступление того же политического деятеля.) Каково оценочное содержание документа? (Результатом ответа на этот вопрос должна быть полная ясность относительно того, что именно в документе можно считать выражением оценок, мотивов, устано-1U)к — вообще ценностных представлений, получивших в нем отражение.) Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе? Какие выводы можно сделать об оценочных установках, содержащихся в документе? Деление на фактическое и оценочное содержание документа (кроме различной направленности исследования) имеет смысл потому, что независимо от добросовестности исследования выводы о фактах всегда значительно более объективны, чем выводы о ценностных представлениях. Какие выводы можно сделать относительно автора документа? Этим вопросом задаются далеко не всегда, а лишь в тех случаях, когда целью исследования является получение представления о личности автора, |) ценностных представлениях социальной среды или чпохи, к которым принадлежит автор. Достаточно ли полны сведения, содержащиеся и проанализированном документе, насколько эти сведения отвечают целям исследования, есть ли необходимость привлекать для дальнейшей работы дополнительный материал?»91 При проведении исследования перечисленные выше вопросы можно использовать в качестве примерного ориентира для постановки более конкретных вопросов. Традиционный анализ является интенсивным. Недостатком его можно назвать то, что ему присущ субъективизм. Традиционные, классические методы анализа в значительной степени основаны на интуиции исследователя, поэтому для них характерна потенциальная возможность субъективных смещений в восприятии и интерпретации содержания документов. Каким бы добросовестным ни был исследователь и как иы не старался максимально беспристрастно рассмотреть материал, сделанная им интерпретация всегда будет в большей или меньшей степени субъективной.
Причиной этого могут быть: психологические особенности исследователя (устойчивость внимания, памяти, утомляемость); наличие определенных установок, интересов, сложившихся стереотипных представлениях о предмете анализа; предубеждения или симпатии исследователя к автору (например, выделение «приятных» и пропуск «неприятных» аспектов); методологическая позиция исследователя (например, исследователи разных мировозренческих взглядов при объяснении конкретного явления могут признать существенными два разных факта); личная компетентность; уровень его творческих возможностей и т. д. С увеличением числа анализируемых документов и объема их содержания существенным образом возрастает возможность и опасность подобного рода субъективных смещений. Исследователь часто может это даже и не осознавать. А так как не существует определенных строгих критериев для обнаружения подобного рода субъективных смещений при интуитивном, понимающем анализе, то как альтернатива ему возник формализованный анализ. Методики формализованного анализа, основанные на статистическом учете различных объективных характеристик текста, позволяют преодолеть отмеченный недостаток. формализованный анализ (количественный, контент-анализ). Формализованный анализ документальных источников рассчитан на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, не доступных традиционному интуитивному анализу, с ориентацией на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов. «Суть метода контент-анализа, — как отмечает Г.М. Андреева, — заключается в выделении в тексте документа некоторых ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации»92. Авторы книги «Рабочая книга социолога» также подчеркивают, что суть данного метода сводится к тому, «чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документов (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям»93. Контент-анализ, как отмечал В.А. Ядов, «это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой»94. Контент-анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей изучаемых характеристик текста. При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов. Несмотря на то, что формализованный анализ документов имеет дело с текстом, прежде всего он ориентирован на изучение реальности, стоящей за текстом. «Под внетекстовой реальностью имеются в виду не только те реальные события, факты, отношения, о которых идет речь в тексте, но и те установки, позиции, интересы, которые определяют принципы отбора материала для данного текста и которые присутствуют в этом тексте неявным образом»95. Внетекстовой реальностью выступают не только факты, события, человеческие отношения, отраженные в тексте, но и принципы отбора материалов при подготовке текстов. Это
означает, что для исследователя может быть в равной степени важно как то, что содержится в тексте, так и то, что оказалось вне его рамок. Ограниченность контент-анализа заключается в том, что не все богатство содержания документа можно измерить с помощью формальных показателей. Формализованный анализ есть анализ экстенсивный. Основной его недостаток — неполное, неисчерпывающее раскрытие содержания документа. Слово контент-анализ произошло от английского content-analysis — анализ содержания. Первое упоминание о применении специальной техники для анализа содержания текстов ученые относят к 1640 г.96 В конце XIX в. количественный вариант контент-анализа начал применяться для анализа содержания газет, а позднее, в более развитых формах, он стал применяться и для Объективной предпосылкой возникновения контент-анализа была массовизация информационных и пропагандистских процессов, рост читательской аудитории, увеличение числа источников информации и объема содержащейся в них информации. Возросший поток передаваемой информации, естественно, потребовал совершенствования методов анализа данного вида документов в двух основных направлениях, что и выразилось, во-первых, в необходимости привлечения к анализу документов группы аналитиков, которые работали бы по единым, унифицированным (стандартизированным) правилам, исключающим возможность систематических смещений при анализе изучаемого материала, во-вторых, необходимость разработки методологии и методики расчленения печатного текста на элементарные единицы содержания, позволяющие перейти к количественным, статистическим характеристикам содержания больших массивов печатной информации97. Развитие метода контент-анализа во многом обязано социологическим исследованиям, хотя способы и приемы контент-аналитических исследований находят широкое применение и в других науках (литературоведение, социальная психология, психология, криминология, исторические науки, психиатрия, педагогика, этнография, лингвистика, археология, антропология и т. д.). Везде, где исследовательская задача связана с углубленным пониманием содержания текста, способов его производства и обращения в обществе, восприятия со стороны адресата или читателя, а также там, где есть текст (массовая совокупность текстов), там можно проводить контент-аналитические исследования. В настоящее время контент-анализ достаточно активно используется. При проведении контент-анализа необходимо соблюдать следующие требования. «Объективность: Анализ следует проводить по правилам, он должен подчиняться достаточно ясным и точным правилам, чтобы разные толкователи, работая с одним и тем же текстом, получали одинаковые результаты. Это предполагает возможность договориться по всем аспектам анализа, добиться одинакового понимания всех категорий и рабочих определений каждой из них. Систематичность. Все содержание должно быть упорядочено и интегрировано в категориях, избранных в зависимости от преследуемой цели. Никакие элементы информации, имеющие отношение к цели, не должны оставаться вне поля зрения. Измеримость. Чаще всего речь идет о перечислении значимых элементов, о подсчете их частоты и т. д.»98 В зависимости от целей исследования контент-анализ может быть как основным методом (например, в исследовании социальной направленности газеты), параллельным, т. е. в сочетании с другими методами (например, опрос общественного мнения по какой-либо проблеме в комбинации с анализом писем в редакции по этой же проблеме), вспомогательным или контрольным (например, анализ ответов на открытые вопросы анкет). Несмотря на то, что он не всегда пригоден как основной метод исследования, как вспомогательный метод он очень полезен во всех видах исследований. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. В социологии он используется для изучения документов с целью описания социального поведения или проверки гипотез о нем. Наиболее часто его применяют при описании событий или процессов, происходящих в обществе, и при изучении социальных изменений. Проводя контент-анализ средств массовой информации или каких-либо частных документов, можно получить сведения о том, какие произошли и происходят изменения в системах ценностей, установках, мотивах поведения людей. Хотя контент-анализ в основном выполняет описательную функцию, его можно также использовать для проверки гипотез. Чаще всего это гипотезы об изменении ценностных установок и социального поведения людей в течение определенного временного периода. Можно выделить два несколько отличающихся друг от друга подхода к применению метода контент-анализа". Первый сложился и нашел широкое распространение в области исследования средств массовой коммуникации. В данном случае контент-анализ понимается как анализ содержания информации и ни на какие другие документы он не распространяется. Данный способ применения контент-анализа во многом обусловлен общими задачами исследований в этой области. Он используется как способ количественного описания содержания, например, журнала и заключается в установлении пропорций определенных тем, мере упоминания различных людей (политических деятелей, ученых, спортсменов, поэтов и т.д.), отражении географии материалов и т. д. Подобное использование контент-анализа помогает осуществить анализ отдельного номера журнала или комплекта номеров за определенный период, расклассифицировать изучаемый материал или по темам (политика, спорт, экономика), или по форме (очерки, рассказы, реклама), или по типу авторства (видные журналисты, известные писатели, специалисты в какой-то области и т. д.). Второй подход приемлем как к содержанию информации массовой коммуникации, но в другом «масштабе», так и к другим видам документов. В данном случае речь идет не столько об анализе содержания журнала в целом, сколько о более подробном рассмотрении, например, одной статьи, с точки зрения частоты употребления в ней определенных терминов или оттенков суждений, и такой подход иногда называют лингвосоциологическим. Следует отметить, что при обоих подходах метод контент-анализа заключается в выделении смысловых единиц в тексте, в статистической обработке (подсчет частоты употребления этих единиц, т. е. количественное соотношение элементов текста), либо в установлении степеней выражения той или иной мысли в изучаемом тексте. То есть осуществляется перевод смыслового содержания документа в цифровое выражение. Но при лингвосоциологическом анализе данный «перевод» осуществляется при выделении более мелких единиц анализа, не ради того, чтобы «оценить», например, номер журнала с точки зрения распределения в нем материала, а для того чтобы выяснить удельный вес, «тональность» освещения определенной узкой, конкретной цели в интересующем исследователя документе. В социологических исследованиях объектом контент-анализа могут быть любые документальные источники, содержащие текст различного характера: материалы средств массовой информации (газет, радио, телевидения), средства массовой устной пропаганды
(лекции, доклады, выступления и др.), письма граждан в органы социального управления, протоколы собраний общественных организаций, решения органов управления, различного рода служебные документы (характеристики и др.), тексты неформализованного интервью, ответы на открытые вопросы анкет. Но не каждый документ может стать объектом контент-анализа. Для этого должен соблюдаться, во-первых, — принцип формализации, т. е. необходимо, чтобы изучаемое содержание позволило применить однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик, во-вторых, — принцип статистической значимости, т. е. интересующие исследователя элементы содержания должны встречаться достаточно часто. Применение метода контент-анализа целесообразно в следующих случаях: — когда имеется достаточное количество обширного по объему и несистематизированного материала (много отдельных однородных документов, например, автобиографий, газетных статей определенного типа и т. д., или есть несколько или даже один документ, но достаточно большого объема, например, дневник), непосредственное использование которого затруднено; — когда категории, важные для целей исследования, встречаются в исследуемых документах с достаточной частотой; — когда требуется высокая степень точности и объективности анализа; — когда для исследуемой проблемы важное значение имеет язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики. В некоторых случаях, даже когда в наличии имеется очень большой, но не цельный массив информации, нельзя использовать контент-аналитическое исследование. Например, необходимо изучить вопрос, как отражено в печати правление президента за его прошедший президентский срок. Взята подшивка газет, вышедших за время его правления. Информации много, но если не хватает ряда номеров, изучение уже не даст достоверных данных. Невозможно применять контент-анализ, если нарушена временная ось. Например, необходимо изучить материалы подшивки газет за послеперестроечный период по проблеме приватизации земли, а газета стала выходить только с 1995 года. В данном случае нет никакого смысла применять контент-анализ. Следует помнить, что не все документы могут стать объектом контент-анализа. Это может быть связано и с трудностями, возникающими при формализации содержания некоторых документов. Иногда бывает трудно, а порой и просто невозможно задать четкие, однозначные правила для фиксирования нужных характеристик содержания исследуемого документа, например, формализовать описание лирического героя некоторых поэтических произведений. Поэтому применение контент-анализа не всегда бывает возможно и целесообразно. 4.4. Использование контент-анализа в социальных науках Контент-анализ используется в социальных науках очень широко, при этом предлагаются различные коммуникационные схемы и модели. Так, например, Бе-рельсон насчитывает до шестнадцати различных применений контент-анализа103. Несмотря на это, самой популярной до наших дней остается предложенная Лассуэлом еще в 40-х годах словесная формула для изучения коммуникации. При таком подходе главной целью анализа содержания документов является установление того: «Кто говорит? Что говорит? Кому? По какому каналу? С каким эффектом?». Позднее он добавил еще один элемент «Почему? (с какой целью?)». Данная коммуникационная формула сразу же была подвергнута критике со стороны американских ученых и были предложены другие модели коммуникации. В новых моделях, в отличие от односторонней направленности в формуле Лассуэла, учитывался уже двухсторонний характер процесса коммуникации. А уже для советских ученых одним из обязательных элементов коммуникационной модели стало выступать сообщение или совокупность сообщений104. Таким образом, если после Второй мировой войны развитие контент-анализа шло в рамках описанной выше схемы Лассуэла, то в последние годы делаются попытки, не изменяя общей схемы, расширить рамки контентного анализа, обогатить ее, особенно в отношении вопросов «кто говорит?, «кому?», «с каким результатом?». В зависимости от конкретного случая порядок вопросов, охватывающих практически все совокупности проблем, может меняться. Контент-анализ можно применять, для того чтобы изучать105: 1. Кто говорит? Исследование коммуникатора. Часто исследователь не имеет никакой связи с коммуникатором, и только по содержанию передаваемой информации (письма, дневники, выступления) определяет характеристики коммуникатора. 2. Что говорит? В данном случае речь идет об исследовании содержания передаваемого сообщения, выявлении того, что хочет коммуникатор подчеркнуть в своем сообщении. Можно сравнивать предвыборные выступления одного политического деятеля за определенный период времени. Но чаще всего проводят сравнение данных различных источников, например, сравнивают, что обещают разные политические деятели во время предвыборной агитации или содержание различных средств массовой коммуникации (телепередач и материалов прессы). Изучение характеристик содержания различного рода официальных документов также может дать исследователю очень много. Например, на основании данных о том, какого рода информация передается от одной организации к другой, можно сделать вывод о характере существующих между ними функциональных связей. 3. Кому? Изучение реципиента. Исследователь устанавливает, кем является реципиент сообщения, кому оно направлено. При этом необходимо учитывать не только явных, но и скрытых адресатов. Например, президент или какой-либо политический деятель на 4. Как? В данном случае важным является выяснение, с помощью каких средств сообщение должно про извести или производит соответствующее впечатление. Для этого проводится изучение элементов, которые производят впечатление (например, выбор слов, композиция фраз, повторы и т.д.). Таким способом осуществляется качественный анализ содержания 5. С каким результатом? Исследователь выясняет какой эффект оказывает сообщение на респондента. Например, для изучения воздействия фильмов ужасов на детей можно исследовать письма читателей или произвести анкетный опрос. Может быть проведено Первые контент-аналитические исследования были направлены на изучение действия самой коммуникации (т. е. на источник сообщения, на его убедительность) и на реципиента (абстрактную личность, на которую каким-то образом оказывало влияние сообщение), и для этого производилось произвольное членение социальной действительности, т. к. она включает в себя большое число сообщений, а коммуникатор и реципиент не изолированы от остального общества. Развитие исследований в области коммуникации привело к тому, что исследователи начали изучать не только схему, но и сам процесс, т. е. и воздействие среды. При этом разные виды воздействия, изменяющие эффект коммуникации, стали приниматься во внимание на разных уровнях. 4.5. Выбор необходимых видов документов для проведения исследования Работая с документами, имеющими место в общественной жизни, исследователь должен соблюдать определенные правила и нормы использования документов. Приступая к проведению исследования, очень важно определить весь круг документов, которые могут быть использованы, и решить вопрос об их сравнительной ценности, в первую очередь с точки зрения надежности содержащейся в них информации. Выбор необходимых видов документов зависит от замысла и цели применения анализа документов. Нельзя начинать подборку документов до тех пор, пока не определена цель. Необходимый и достаточный круг документальных источников при проведении анализа документов определяется проблемой, целью, задачами исследования, а также организационными, техническими и финансовыми возможностями исследователя. При сборе информации из документальных источников В.И. Волович рекомендует исследователю руководствоваться двумя взаимодополняющими друг друга критериями — количеством и качеством информации. В связи с этим исследователь должен придерживаться следующих правил: 1. исключать информацию, которая взята из документов сомнительной надежности, или информацию, степень научной пригодности которой близка к нулю; 2. использовать информацию исключительно из документального первоисточника или перепроверенных данных; 3. рассматривать документальную информацию во взаимосвязи с другой информацией, надежность которой уже определена106. Первоначально следует проверить, какие из интересующих исследователя документов есть в наличии и доступны для обработки, а также, в каком они находятся состоянии. Очень часто даже официальные документы бывают составлены недобросовестно, бывают неполными по содержанию, малопоказательными, устаревшими. Поэтому на этом этапе необходимо параллельно вести поиск новых, ранее неизвестных документов, содержащих необходимую информацию. После этого необходимо определить пригодность выбранных документов. Для этого анализируются и оцениваются условия, обстоятельства и намерения, с которыми составлялись документы. Очень важно перед началом анализа документов иметь общее представление, насколько наличные документы полны и надежны, а также отвечают требованиям репрезентативности107. Перед началом исследования необходимо определить, какое количество документов нужно изучить, чтобы данные об объекте были достоверными, т. е. решить вопрос с выборкой. При изучении документов, специально созданных для целей исследования, особых сложностей не возникает, анализу подвергают все без исключения документы. В остальных случаях при построении выборки необходимо производить отбор источника информации и отбор документов108. Прежде всего исследователь должен решить, какие источники могут наилучшим образом представить изучаемые характеристики объекта. В том случае, если все документальные источники информации имеют одинаково важное значение для целей исследования, то может быть построена случайная выборка с помощью одного из стандартных методов. А если документы не равнозначны, то исследователь может обратиться к расслоенной выборке, отражающей те качественные и количественные стороны источников информации, которые для него будут важными и которые он выберет в качестве критериев расслоения. В некоторых случаях выбор источника информации может быть решен и с помощью экспертной оценки. Характер выборки может определяться качественными или количественными критериями. В первую очередь это относится к средствам массовой коммуникации. В данном случае, например, выборка может строиться в соответствии с такими количественными критериями, как тиражность газет и журналов. Часто в процессе отбора источников информации количество документов, подлежащих обработке, автоматически сокращается до приемлемых размеров. Но иногда и после этого количество документов остается чрезмерно большим, тогда необходимо провести отбор документов. При построении выборки в первую очередь следует определить, какой объем выборки позволит распространить полученные в ходе исследования результаты на генеральную совокупность с необходимой точностью. На размер выборки существенным образом оказывают влияние цели исследования и характер получаемых данных. Но в любом случае, каков бы не был размер выборки, необходимо убедиться, что ей не присущи циклические колебания, свойственные генеральной совокупности. Если исследователь не учтет такого рода колебания (например, в выборку попадут только субботние номера определенной газеты), то даже при хорошо составленной программе достоверность полученных данных будет искажена. Следует подчеркнуть, что построение выборки в каждом исследовании, проводимом с помощью анализа документов, решается по-своему, в зависимости от целей исследования, от имеющихся в распоряжении исследователя документов и от необходимого уровня точности результатов. Выбор документов может зависеть от того, каким образом будет строиться выбо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|