2. Эстетика виртуальной среды и киберкультура
2. ЭСТЕТИКА ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ И КИБЕРКУЛЬТУРА мафии», и художник предоставлен сам себе. Его не ограничивает ничто и не обязывает никто. Единственным ограничением становится Сеть, за рамками которой заканчивается и Net-арт. В Net-арте нет разделения на искусство и не-искусство, все образы однозначны и построены по принципу игры и карнавала, в пространстве которых существует возможность для человека самовыразиться. Средством самовыражения в сетевом искусстве становится сама Сеть. Net-арт активно строит свою игру на принципах, разработанных неклассической эстетикой. Так, О. Лялина создает проект «Агата», в котором главными персонажами становятся виртуальные Адам (из Интернета) и Ева - Агата (из реального мира). Проект основан на принципах кино, но содержит игровое начало гипертекстуальности, доведенной до абсурда. Проекты Net-арта тяготеют к художественности: они пытаются отражать и предвидеть, предчувствовать последствия «новых игр» человечества. Например, проект А. Дулерайна и С. Корякина «Иван-Дурак» классифицируется самими авторами как киберкомикс, соединивший в себе сюжеты русских народных сказок, компьютерные технологии и философию Д. Андреева, изложенную в его книге «Роза мира». Художественность Net-арта определяется его сюжетностью и тяготением к кино. Но от кино его отличает отсутствие монтажа. Монтаж в Net-арте представлен особой концептуальностью, заданностью игровых правил, последовательностей и ролей участников. Net-арт - проявление конвергенции - идеи слияния на единой цифровой основе разных форм творчества. Возможно, что в Net-арте человечество получит новый синтез искусства, отличающийся принципиально новым основанием в виде цифр-знаков. Это будет искусство, не имеющее национальных границ и барьеров, способное преодолевать все разделяющие людей преграды открытого общения (языки, расстояния, культуры, предпочтения). Но возможен и другой исход этого направления. Именно о нем рассказано в проекте Дулерайна-Корякина «Иван-Дурак», в котором Интернет становится гигантским пауком, пожирающим человечество, его интеллект и делающий человека рабом Сети.
Совершенно очевидно, что сегодня эстетика как наука является особенно актуальной, так как именно она занимается возможностью проявления в человеке его высших предназначений, закономерностями его самореализации в мире через творчество. Предметное поле для эстетических исследований огромно. Поэтому позволим себе заметить, что у эстетики как науки есть будущее. Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА Постмодернизм и пост-постмодернизм как типы мироощущений человека в культуре XX века Таблица
2. ЭСТЕТИКА ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ И КИБЕРКУЛЬТУРА Вопросы и творческие задания 1. С возникновением каких технологий связано развитие новых идей в современной эстетике, получившей название «эстетика виртуальной среды»? 2. Какова роль технических новаций в системе коммуникации и информации в динамике постнеклассической эстетики? 3. Какие новые понятия и протокатегории появились в результате развития эстетики виртуальной среды? 4. Охарактеризуйте наиболее яркие направления искусства, связанные с компьютерными технологиями. 5. Приведите примеры Net-арта 6. Проведите дискуссию на тему " Искусство и компьютер". Темы для рефератов 7. Информационные технологии в эстетике. 8. Эстетика Net-арта. 9. Художественные возможности виртуального мира. 10. Перспективы и новации сетевого искусства. 11. Виртуальность как художественная среда. 12. Компьютер как средство художественной деятельности. 13. Искусство как информационное поле. 14. Искусство как коммуникация. 15. Гипертекстуальность в разных видах художественной деятельности. Советуем прочитать 1. Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров. - М., 2001. 2. ТоффлерА. Футурошок. -СПб., 1997. 3. Искусство в контексте информационной культуры. - М., 1997. 4. Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? - М., 1997
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|