Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение. Одно из самых ярких и значимых культурных достижений современности - средства и каналы, виды и формы человеческого общения




Заключение

Человечество вступило в новую фазу своего развития - XXI век. Возможно, что век XX получит название века модернизма и постмодернизма - как двух наиболее ярких культурных ситуаций, проявившихся в его время. Что принесет с собой век XXI, пока не известно, но сегодня уже достаточно очевидно, что мы стали свидетелями наступления чего-то нового, характеризующегося совершенно иным по отношению к веку XX. Наиболее ярко эти перемены ощущаются в области мироощущения современного человека.

Это новое мироощущение характеризуется плюралистичностью, большей свободой и открытостью в области коммуникации. Но при этом оно способствует тем процессам, которые требуют от человека сужать и ограничивать свои контакты с внешним миром, провозглашая особую значимость человеческой индивидуальности. Это новое мироощущение содержит в себе в равной мере «дионисийское» и «аполлоническое» (Ф. Ницше), массовое и элитарное (Х. Ортега-и-Гассет), которые не стремятся противостоять друг другу, а мирно соседствуют, но и стать чем-то единым не могут.

Все это накладывает свой отпечаток на культурное развитие всего человечества, которое в новом веке получает иное направление, коренным образом отличающееся от предыдущих за всю историю вообще: культурное развитие не только перестало рассматриваться как прогрессивное и позитивное, а стало казаться скорее регрессивным и негативным в некоторых своих аспектах (например, генная инженерия, атомная энергия, освоение космоса и т. д. ). Возникла совершенно новая проблематика -возможность противостояния негативным проявлениям культурного развития. Человечеству опять предстоит серьезно задуматься над тем, кто мы такие и куда идем.

Одно из самых ярких и значимых культурных достижений современности - средства и каналы, виды и формы человеческого общения. Технически перевооруженные в XX веке, они становятся в XXJ веке одним из видов ведения войны, получившей название консциентальной.

Консциентальную войну В. Потехин (эксперт российского комитета Государственной Думы по безопасности) определяет как «войну психологическую по форме, цивилизационную по содержанию и информационную по средствам, в которой объектом разрушения и преобразования яв-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ляются ценностные установки народонаселения противника, в результате чего первичные цели заменяются вторичными, третичными и более низкими (симулируются симулякрами - Т. К. ), приземленного уровня, с несколько увеличивающейся вероятностью их достижения, причем эта вероятность за счет экономических и других материальных рычагов воздействия варьируется таким образом, что достижение заменяющих целей воспринимается человеком как его благо» (Потехин В. Современные войны и национальная безопасность России / Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? - М., 1997. С. 74).

Сегодня, чтобы убедиться в том, что одно из самых распространенных и популярных СМИ - телевидение - источник трансляции безобразного, низменного и ужасного, достаточно проанализировать количество времени, отведенное на российских каналах боевикам, криминальным обозрениям и некоторым шоу определенной направленности, сравнив его с объемом времени, посвященным искусству (не зрелищному, а высокому), или познавательным программам, или программам детско-молодежной направленности. Подсчитав время, вы увидите, что ужасно-безобразно-низменно-трагическое значительно превышает прекрасно-возвышенное. Если вспомнить о сначала набившей современному «теленаркоману» оскомину, а теперь ставшую привычной рекламу, то можно с уверенностью сказать, что западные сигареты, жевательные резинки, кокакола-спрайт и многое другое, «дружески предлагаемое», стали даже как-то роднее, чем свои привычные драники из картошки, борщ и сало. Современной молодежи активно предлагается многообразие жизненных удовольствий через «Магазин на диване», навязывается особое мироощущение, где жизнь представляется не как «борьба» или «трагедия» (Ф. Достоевский, Л. Толстой), не как «страдание» (А. Пушкин, М. Лермонтов), а как удовлетворение своих плотских потребностей в удовольствиях и развлечениях.

Уничтожение определенных типов сознания в консциентальной войне предполагает разрушение и переорганизацию общностей, которые конституируют данный тип сознания (Ю. Громыко). Эта война, названная пятым типом воздействия, так как осуществляется в основном при помощи СМИ через самые обыденные формы их функционирования (телешоу, боевики, сериалы, новости с комментированием, развлекательные программы, реклама и т. д. ). Объектом такой войны становится секуляризованное сознание массового телезрителя, постепенно получающего особую форму телезависимости.

Поэтому эстетика не только как научное знание, но и как вненаучная сфера бытового существования, получает в наши дни новый статус одного из наиболее актуальных направлений существования человека. Эстетизация жизни, эстетизация быта, эстетизация повседневности приобретают сегодня очевидное первенство. В Республике Беларусь особенно это проявляется на государственном уровне. Сегодня в Беларуси немалые средст-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...