1. Aгафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2005-23 с.
2. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово – учебник, 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).
3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998.
Список литературы для обучающихся
1. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977.
2. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998..
3. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.
Интернет – ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира
1. А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)
2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)
3. Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам.
4. Античная мифология (http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица №1.
«Алгоритм работы над проектом»
Алгоритм работы над проектом
Проект – это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
Виды проектов: 1)исследовательские; 2)информационные; 3)творческие; 4)игровые; 5)практические и т.д.
Этапы работы над проектом:
Исходный этап:
ü Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть затруднение?»).
ü Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»)
ü Определение цели проекта и поэтапных задач.
Этап разработки плана работы:
ü Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.
ü Выбор средств и методов выполнения.
ü Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.
ü Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
ü Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.
Реализация проекта:
ü Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
ü Проведение исследования, выполнение расчетов.
ü Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).
ü Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)
ü Контроль и коррекция промежуточных результатов.
Завершение проекта:
ü Общественная презентация проекта.
ü Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
После презентации учитель организует обсуждение результатов проекта по плану:
ü сопоставление первоначальных целей и результатов;
ü подведение итогов.
Ориентировочный план дискуссии:
ü Представители от каждой группы, выполнявшие роль «эксперта в своей группе» высказывают собственную оценку.
ü «Оппоненты», которых выдвигают другие группы делают свою оценку, оценивая положительные и отрицательные стороны проекта в соответствии с принятыми в самом начале критериями. Выдвигают свои предложения по доработке, совершенствованию, внедрению в практику.
ü «Жюри» в специальной таблице (ведомости) оценивает в баллах, также по заранее оговоренным критериям, вклад каждой группы в разработку проекта и его качество. На основании суммарных баллов можно установить рейтинг групп, и, в случае необходимости на этом основании выставить дифференцированные отметки.
Упражнения для восстановления зрения (УВЗ):
Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить.
Исходное положение, сидя: откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Повторить.
Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить.
В течение 5 секунд смотрите обоими глазами на переносицу. Расслабьтесь. Обоими глазами смотрите на кончик носа до появления легкой усталости. Повторить.
Упражнения для снятия утомляемости (УСУ):
Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить.
Сидя, сомкнуть руки в замок, вытянуть вперед, потянуться, заводя руки за спину. Повторить.
Сидя, завести руки за спинку стула, потянуться. Повторить.
Сидя, сделать повороты головы по часовой и против часовой стрелки. Повторить.
Сидя, руки на пояс, повернуть ритмично тело направо, затем налево. Повторить.
Сидя, вытянуть ноги под партой, опереться на спинку стула, потянуться. Повторить.
Сидя, постучать по парте, чередуя, пальцами рук, затем ладонями. Повторить.
Сидя за столом, следует сесть прямо и отклонить голову назад до предела, чтобы сильно сократились мышцы шеи. Задержите голову в этом положении, 8-10 сек, затем уроните её на грудь. Посидите так 10-15сек. Повторите это трижды.
Соедините ладони вместе и быстро-быстро потрите ими друг о друга до ощущения сильного тепла (10-11сек). Затем потрите руки одну другой, как при мытье (на 10 сек), после этого встряхните совершенно расслабленными кистями (8-10 раз).
Поднять и опустить плечи (3-6 раз). Наклонить голову вперёд и медленно перекатывать её от одного плеча к другому (3-6 раз). Наклоните голову назад, и снова делайте перекаты (3-6 раз). Поднять и опустить плечи (3-6 раз).
Контрольный срез №1. «Первобытный мир».
1 вариант.
Часть А (по 1 баллу).
1. Выбрать правильный ответ: «Человек разумный» появился