Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок-практикум: Древневосточные мудрецы




«Человек может сделать путь великим, а не путь делает человека великим»

(Высказывания Конфуция)

Религия – вера в богов, вера в сверхъестественные силы природы.

?! Почему Буддизм получил более широкое распространение, чем конфуцианство?

?! Чем буддизм отличается от конфуцианства?

?! Что общего в буддизме и конфуцианстве с заповедями Бога Яхве?

 

Вопросы для сравнения Буддизм Конфуцианство
1. Когда возникла эта религия? 5 в.д.н.э. 5 в.д.н.э.
2. Кто основатель религии? Будда (Просветленный) Конфуций
3. На чем написаны изречения мудрецов? На пергаменте На бамбуковых дощечках
4. Кто был верховным Богом? Нет единого Бога Небо – верховное божество
5. Как учили относиться к старшим по возрасту? Почитать Почитать
6. Отношение к бедности? Проявлять милосердие к бедным Проявлять благосклонность, т.к. это предопределено Небом
7. Что главное в жизни человека? Его личные качества, а не происхождение Главное – во всем должен соблюдаться порядок, который установлен Небом. Каждый китаец должен стремиться быть воспитанным
8. Что такое страдания? Страдания – бесконечные желания благ и удовольствий, которые человек хочет получить. Если человек откажется от желаний, то и не будет страдать Страдания только для не благородных, т.е. не достойных
9. Как относились к переселению душ? Верили в карму – предопределение судьбы. Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения Вся жизнь человека предначертана Вечно синим Великим Небом, т.е. Богом
10. Где в современное время распространена религия? По всему миру, поэтому она называется мировой религией В Китае в основном, еще небольшое число верующих в Японии, Корее. Поэтому она называется национальной религией

 

Разработки дидактических игр к урокам по истории Древнего мира.

Игра: «Археологические раскопки».

Тема: «Предки человека».

Оборудование: на каждую группу – конверт, куда вложить:

  • карту с местами стоянок древнейших людей;
  • «портреты» человекообразной обезьяны, древнейшего человека, «гомосапиенс», современного человека;
  • изображение орудий труда: дубина, камень рубило, каменный нож, сверла, скребки, каменный топор, лук и стрелы, копье;
  • изображения меняющихся кистей рук;
  • вопросы и задания.

Ход игры:

Учитель: «Первобытные люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Люди произошли от обезьян, которые давно вымерли, но кости, которых находят в земле. Очень кропотлива и трудна работа тех, кто изучает древнюю историю, одними из них являются археологи. Сегодня мы будем археологами. Мы попробуем раскопать первобытную стоянку, и узнать каким был, где жил, чем занимался наш предок. Итак, каждая группа – это отряд археологов большой экспедиции. Для того чтобы начать наши «раскопки», нам нужно определить место, куда отправится наша экспедиция:

1 вопрос: На карте смотрите и скажите, где же возможны первые поселения древнейших людей? Где будем вести «раскопки»? Почему?

Ответ: Вывод район раскопок определен – это Африка.

Прежде чем начнем «раскопки», скажите.

С какими трудностями мы должны встретиться? Чем нам нужно работать?

У археологов есть свои специальные слова для обозначения определенных явлений и работ. Мы тоже будем их использовать. Снимем «первый слой»: мы нашли останки древнейшего человека, антропологи восстановили его облик

2 вопрос: Сравните «портреты», разложите по времени, опишите внешний облик, найдите общее и отличное между «портретами». Почему человек был более беззащитный, чем дикие звери?

Ответ: Вывод древнейшие люди сильно отличались от современных людей, преобладали звероподобные черты, но все, же это были люди.

3 вопрос: Снимем второй «слой» – орудия труда. Распределите эти изображения по времени возникновения. Чем пользовались раньше и почему? Определите для чего каждое орудие труда? Из чего изготовлялись орудия труда? Почему видоизменялись орудия труда? Как изготовление орудий труда повлияло на умственное развитие человека?

Ответ: Древнейший человек назван «человеком умелым» именно потому, что умел изготовлять орудия труда. В этом его главное отличие от животных.

4 вопрос: Вот восстановленный вид кистей рук. Определить «какая рука» кому принадлежит и почему вы так считаете?

Ответ: Появляется «пятый» рабочий палец, который может работать в паре со всеми пальцами.

Все, что мы нашли было не в единственном числе, а большом количестве и на одном месте.

5 вопрос: Объясните, в чем причина? Почему человек не мог жить в одиночку?

Ответ: Вместе было легче. Первобытное стадо людей являлось трудовым коллективом, в котором сохранялись и передавались навыки изготовления орудий труда от старших к младшим.

6 вопрос: По найденным при «раскопках» предметах попробуйте определить, чем и как питались первые люди?

Ответ: Пища была достаточно разнообразной.

Как настоящие археологи, после проведенных работ необходимо составить отчет о «раскопках».

Игра: «Следствие ведут знатоки».

Тема: «Человек неравный».

Оборудование: на каждую группу – конверт, куда вложить:

  • Карточки с изображением «вещественных улик»: 1)орудия труда в их эволюции (до железа), 2)изображения земледельцев и ремесленников, 3)изображения родовой и соседской общин, 4)изображение излишков и пленных.
  • Карточки с описанием места и времени происшествия.
  • Карточки с возможными причинами неравенства.

Ход игры:

Учитель: «Сегодня мы будем вести детективное расследование, побываем в роли знатоков. Мы должны выяснить, почему возникло неравенство между людьми.

Неравенство

       
   
 
 


Имущественное Общественное

               
   
     
 


Богатые Бедные Знатные Незнатные

1 вопрос: Кто (или что) и в какой мере виноваты в этом «чудовищном преступлении»?

Наше расследование будет проходить по всем правилам детективного жанра и будет содержать основные этапы следствия:

ü описание места и времени происшествия,

ü разработка версии,

ü анализ причин преступления,

ü выводы.

Итак, «К нам поступило сообщение.... около 6 тыс. лет назад возникло неравенство. Срочно определите причины его появления». 1)описание времени места происшествия.

«Около 6 тыс. лет назад человек открыл металлы. Появились новые орудия труда, используя, которые каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, т.е. родовая община сменилась соседской; у каждой семьи появилось имущество, т. е. возникла частная собственность. Лучше орудия труда, следовательно, производиться больше продукции, а значит, и стали оставаться излишки. Теперь можно прокормить и семью, и дополнительных работников. А где их взять? Вести войны и захватывать пленных».

2 вопрос: Почему раньше пленным не сохраняли жизнь, а убивали? Как среди общинников выделялись богатые люди? Как они жили? Итак, «вещественные улики»:

Работа с карточками – изображениями вещественных улик.

3 вопрос: Как эти «улики» могли повлиять на возникновение неравенства? Какого неравенства (схема)?

Итак: разработка версии.

Исходя из вещественных улик, описания места и времени происшествия попробуйте поставить улики на определенное место по значимости, по времени происхождения.

Итак: исследование мотивов (причин) явления.

4 вопрос: Вам даны возможные причины возникновения неравенства. Найдите главную причину и расставьте по значимости, т.е., что было раньше, что из чего следовало?

ü Открытие металлов.

ü Появление излишков.

ü Появление соседской общины.

ü Усовершенствование орудий труда.

ü Выделение ремесленников.

ü Появление частной собственности.

ü Ведение войн.

ü Улучшение климатических условий.

ü Частые неурожаи.

ü По количеству семьи разные.

ü В одних семьях рождаются одни сыновья, в других – дочери.

Ответ: Неравенство появилось...

Детективы после работы пишут отчет о своем расследовании – рапорт.

Игра: «Брейн-ринг»

Тема: «Человек - творец».

Оборудование: вопросник, р/м. №5-7, гонг, секундомер.

Ход игры:

Класс разбивается на группы, с начало играют 2 группы.

1 вопрос: «Без малого 100 лет назад Мария, дочка сеньора Саутуола, которой наскучило наблюдать за тем, как ее отец проводил раскопки вот уже 2 раз в пещере Альтамира, что неподалеку находилась от их дома, отправилась путешествовать по подземелью. «Папа! – воскликнула она, – Папа, папа, смотри, быки! И, правда, прямо на потолке резвились, паслись, неслись во весь опор бизоны. И тут же находились дикая лошадь и вепрь. Рисунки первобытных людей? Похоже, что так. Но ведь вход в пещеру был завален очень давно. Животные – древние, многие из них давно вымерли. Затвердевшая краска не такая, как ныне».

Вопрос: Как опровергали сенсацию открытия Саутуолы?

Ответ: Росписи в пещере вовсе не древние их исполнил художник по приказу Саутуолы. Первобытные люди ничем не отличались от горилл и поэтому рисовать не могли. К тому же, как могли сделанные охрой росписи сохраниться на протяжении тысячелетий в темном и сыром подземелье».

Сейчас только в одной Западной Европе насчитывается более 150 пещер с росписями.

2 вопрос: "В 1933 г. офицер колониальных войск лейтенант Бренан случайно проник никому дотоле не ведомую долину в массиве горной цепи Тассили, расположенной в самом центре Сахары. Путники увидели заурядную картину. Но вдруг лейтенант заметил рисунки, покрывавшие одну из стен. Он замер перед красочными изображениями. Уж очень они были неожиданными, все этим слоны с воинственно поднятыми хоботами, гиппопотамы, что, отфыркиваясь, вылезали из воды, носороги явно не мирного нрава, семья жирафов, расположившихся возле высокого кустарника».

Что это могло означать?

Ответ: Центральная Сахара была одним из самых цветущих уголков Земли.

Итак, первобытное искусство возникло где-то 30 тыс. лет тому назад.

(Показать рисунки с раненными животными.)

3 вопрос: Каких животных чаще всего изображали первые люди?

Ответ: Раненных.

4 вопрос: Зачем рисовали раненных животных? (Р/м №6)

Ответ: «Перенося намертвый камень кусок жизни, человек полагал, что облегчает охоту. И если нарисовать на теле зверя острие копья, копье не даст промаха. Это было колдовство».

5 вопрос: (Р/м: №5) Чем объяснить различия между изображениями животных и людей?

Ответ: Первобытные художники старались точнее отображать внешний вид и повадки животных; знания этого было необходимо для успешной охоты.

6 вопрос: Показать рисунок оборотня и спросить: «Кто изображен и почему таким было изображение?»

Ответ: Переселение душ, рождение в другом теле.

7 вопрос: Какое из арифметических действии появилось первым? Почему?

Ответ: Скорее всего деление, т.к добытую пищу совместно постоянно нужно было делить между сородичами.

8 вопрос: (Р/м. №7) Показать древний похоронный обряд и спросить: «Что побуждало людей действовать так, как на рисунке?»

Ответ: В основе всех обрядов – неумение правильно объяснить причины явлений: смерть, поведение животного. Вера в сверхъестественные силы, а также вера в возможность с помощью магии повлиять на эти силы.

9 вопрос: На обороте (Р/м №7) прочитать материал и ответить на вопрос: «Почему собака в сказаниях выступает то добрым, то злым существом?»

Ответ: Собака – сторож враждебный к чужакам и добрый и приветливый по отношению к своим.

Команды отвечают до 2 баллов.

В конце дети составляют терминологический словарь. Что они узнали нового с данного урока'?

Вывод: Человек становится творцом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...