Урок-практикум: Древневосточные мудрецы
«Человек может сделать путь великим, а не путь делает человека великим» (Высказывания Конфуция) Религия – вера в богов, вера в сверхъестественные силы природы. ?! Почему Буддизм получил более широкое распространение, чем конфуцианство? ?! Чем буддизм отличается от конфуцианства? ?! Что общего в буддизме и конфуцианстве с заповедями Бога Яхве?
Разработки дидактических игр к урокам по истории Древнего мира. Игра: «Археологические раскопки». Тема: «Предки человека». Оборудование: на каждую группу – конверт, куда вложить:
Ход игры: Учитель: «Первобытные люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Люди произошли от обезьян, которые давно вымерли, но кости, которых находят в земле. Очень кропотлива и трудна работа тех, кто изучает древнюю историю, одними из них являются археологи. Сегодня мы будем археологами. Мы попробуем раскопать первобытную стоянку, и узнать каким был, где жил, чем занимался наш предок. Итак, каждая группа – это отряд археологов большой экспедиции. Для того чтобы начать наши «раскопки», нам нужно определить место, куда отправится наша экспедиция: 1 вопрос: На карте смотрите и скажите, где же возможны первые поселения древнейших людей? Где будем вести «раскопки»? Почему? Ответ: Вывод район раскопок определен – это Африка. Прежде чем начнем «раскопки», скажите. С какими трудностями мы должны встретиться? Чем нам нужно работать? У археологов есть свои специальные слова для обозначения определенных явлений и работ. Мы тоже будем их использовать. Снимем «первый слой»: мы нашли останки древнейшего человека, антропологи восстановили его облик 2 вопрос: Сравните «портреты», разложите по времени, опишите внешний облик, найдите общее и отличное между «портретами». Почему человек был более беззащитный, чем дикие звери? Ответ: Вывод древнейшие люди сильно отличались от современных людей, преобладали звероподобные черты, но все, же это были люди.
3 вопрос: Снимем второй «слой» – орудия труда. Распределите эти изображения по времени возникновения. Чем пользовались раньше и почему? Определите для чего каждое орудие труда? Из чего изготовлялись орудия труда? Почему видоизменялись орудия труда? Как изготовление орудий труда повлияло на умственное развитие человека? Ответ: Древнейший человек назван «человеком умелым» именно потому, что умел изготовлять орудия труда. В этом его главное отличие от животных. 4 вопрос: Вот восстановленный вид кистей рук. Определить «какая рука» кому принадлежит и почему вы так считаете? Ответ: Появляется «пятый» рабочий палец, который может работать в паре со всеми пальцами. Все, что мы нашли было не в единственном числе, а большом количестве и на одном месте. 5 вопрос: Объясните, в чем причина? Почему человек не мог жить в одиночку? Ответ: Вместе было легче. Первобытное стадо людей являлось трудовым коллективом, в котором сохранялись и передавались навыки изготовления орудий труда от старших к младшим. 6 вопрос: По найденным при «раскопках» предметах попробуйте определить, чем и как питались первые люди? Ответ: Пища была достаточно разнообразной. Как настоящие археологи, после проведенных работ необходимо составить отчет о «раскопках». Игра: «Следствие ведут знатоки». Тема: «Человек неравный». Оборудование: на каждую группу – конверт, куда вложить:
Ход игры: Учитель: «Сегодня мы будем вести детективное расследование, побываем в роли знатоков. Мы должны выяснить, почему возникло неравенство между людьми. Неравенство Имущественное Общественное Богатые Бедные Знатные Незнатные 1 вопрос: Кто (или что) и в какой мере виноваты в этом «чудовищном преступлении»?
Наше расследование будет проходить по всем правилам детективного жанра и будет содержать основные этапы следствия: ü описание места и времени происшествия, ü разработка версии, ü анализ причин преступления, ü выводы. Итак, «К нам поступило сообщение.... около 6 тыс. лет назад возникло неравенство. Срочно определите причины его появления». 1)описание времени места происшествия. «Около 6 тыс. лет назад человек открыл металлы. Появились новые орудия труда, используя, которые каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, т.е. родовая община сменилась соседской; у каждой семьи появилось имущество, т. е. возникла частная собственность. Лучше орудия труда, следовательно, производиться больше продукции, а значит, и стали оставаться излишки. Теперь можно прокормить и семью, и дополнительных работников. А где их взять? Вести войны и захватывать пленных». 2 вопрос: Почему раньше пленным не сохраняли жизнь, а убивали? Как среди общинников выделялись богатые люди? Как они жили? Итак, «вещественные улики»: Работа с карточками – изображениями вещественных улик. 3 вопрос: Как эти «улики» могли повлиять на возникновение неравенства? Какого неравенства (схема)? Итак: разработка версии. Исходя из вещественных улик, описания места и времени происшествия попробуйте поставить улики на определенное место по значимости, по времени происхождения. Итак: исследование мотивов (причин) явления. 4 вопрос: Вам даны возможные причины возникновения неравенства. Найдите главную причину и расставьте по значимости, т.е., что было раньше, что из чего следовало? ü Открытие металлов. ü Появление излишков. ü Появление соседской общины. ü Усовершенствование орудий труда. ü Выделение ремесленников. ü Появление частной собственности. ü Ведение войн. ü Улучшение климатических условий. ü Частые неурожаи. ü По количеству семьи разные. ü В одних семьях рождаются одни сыновья, в других – дочери. Ответ: Неравенство появилось...
Детективы после работы пишут отчет о своем расследовании – рапорт. Игра: «Брейн-ринг» Тема: «Человек - творец». Оборудование: вопросник, р/м. №5-7, гонг, секундомер. Ход игры: Класс разбивается на группы, с начало играют 2 группы. 1 вопрос: «Без малого 100 лет назад Мария, дочка сеньора Саутуола, которой наскучило наблюдать за тем, как ее отец проводил раскопки вот уже 2 раз в пещере Альтамира, что неподалеку находилась от их дома, отправилась путешествовать по подземелью. «Папа! – воскликнула она, – Папа, папа, смотри, быки! И, правда, прямо на потолке резвились, паслись, неслись во весь опор бизоны. И тут же находились дикая лошадь и вепрь. Рисунки первобытных людей? Похоже, что так. Но ведь вход в пещеру был завален очень давно. Животные – древние, многие из них давно вымерли. Затвердевшая краска не такая, как ныне». Вопрос: Как опровергали сенсацию открытия Саутуолы? Ответ: Росписи в пещере вовсе не древние их исполнил художник по приказу Саутуолы. Первобытные люди ничем не отличались от горилл и поэтому рисовать не могли. К тому же, как могли сделанные охрой росписи сохраниться на протяжении тысячелетий в темном и сыром подземелье». Сейчас только в одной Западной Европе насчитывается более 150 пещер с росписями. 2 вопрос: "В 1933 г. офицер колониальных войск лейтенант Бренан случайно проник никому дотоле не ведомую долину в массиве горной цепи Тассили, расположенной в самом центре Сахары. Путники увидели заурядную картину. Но вдруг лейтенант заметил рисунки, покрывавшие одну из стен. Он замер перед красочными изображениями. Уж очень они были неожиданными, все этим слоны с воинственно поднятыми хоботами, гиппопотамы, что, отфыркиваясь, вылезали из воды, носороги явно не мирного нрава, семья жирафов, расположившихся возле высокого кустарника». Что это могло означать? Ответ: Центральная Сахара была одним из самых цветущих уголков Земли. Итак, первобытное искусство возникло где-то 30 тыс. лет тому назад. (Показать рисунки с раненными животными.) 3 вопрос: Каких животных чаще всего изображали первые люди? Ответ: Раненных. 4 вопрос: Зачем рисовали раненных животных? (Р/м №6) Ответ: «Перенося намертвый камень кусок жизни, человек полагал, что облегчает охоту. И если нарисовать на теле зверя острие копья, копье не даст промаха. Это было колдовство». 5 вопрос: (Р/м: №5) Чем объяснить различия между изображениями животных и людей? Ответ: Первобытные художники старались точнее отображать внешний вид и повадки животных; знания этого было необходимо для успешной охоты. 6 вопрос: Показать рисунок оборотня и спросить: «Кто изображен и почему таким было изображение?»
Ответ: Переселение душ, рождение в другом теле. 7 вопрос: Какое из арифметических действии появилось первым? Почему? Ответ: Скорее всего деление, т.к добытую пищу совместно постоянно нужно было делить между сородичами. 8 вопрос: (Р/м. №7) Показать древний похоронный обряд и спросить: «Что побуждало людей действовать так, как на рисунке?» Ответ: В основе всех обрядов – неумение правильно объяснить причины явлений: смерть, поведение животного. Вера в сверхъестественные силы, а также вера в возможность с помощью магии повлиять на эти силы. 9 вопрос: На обороте (Р/м №7) прочитать материал и ответить на вопрос: «Почему собака в сказаниях выступает то добрым, то злым существом?» Ответ: Собака – сторож враждебный к чужакам и добрый и приветливый по отношению к своим. Команды отвечают до 2 баллов. В конце дети составляют терминологический словарь. Что они узнали нового с данного урока'? Вывод: Человек становится творцом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|