Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Томас Мор: модель идеального человеческого общежития




ЛЕКЦИЯ № 1

ТЕМА: Творчество Уильяма Шекспира. Исторические хроники и отражение в них политических взглядов автора. Комедии - их жанровое своеобразие, оптимизм. Великие трагедии Шекспира и их проблематика.

План лекции

- Историческая характеристика Англии XVI века.

- Начало английского гуманизма.

- Томас Мор: модель идеального человеческого общежития.

- Значение Уильяма Шекспира в мировой культуре. Периодизация его творчества.

- Исторические хроники Шекспира. Ричард III - правитель в потоке истории.

- Комедии драматурга - радостное многоцветье жизни.

- Отказ от иллюзий раннего периода, открытие трагизма бытия.

- «Ромео и Джульетта»: поэтический манифест английского Возрождения.

- Гамлет – борец или созерцатель?

Историческая характеристика Англии XVI века

В XVI веке Англия быстро развивалась. Именно в это время окончательно сложилась и вскоре достигла замечательного расцвета английская ренессансная культура. Страну перестали сотрясать феодальные междоусобицы, которые достигли трагического накала в XV столетии. Сильная королевская власть содействовала экономическому подъему государства, уверенно выходившего на просторы мировой торговли. В самых различных сферах жизни происходили глубокие сдвиги, расшатывавшие вековые феодальные устои.

Большое значение для последующих судеб Англии имел исход феодальной смуты 1455-1485 гг. На смену буйной феодальной знати, ввергавшей страну в состояние хаоса, пришло новое дворянство, связанное с буржуазией, ставившее перед собой одинаковые с ней цели и отчасти происходившее из средних сословий. Пришедшая к власти династия Тюдоров (1485-1603) опиралась как на это новое дворянство, так и на широкие буржуазные круги, заинтересованные в сильной централизованной власти, способной оградить страну от политической разрухи. С конца XV века в Англии утвердился абсолютизм.

Среднее сословие оказало решительную поддержку Генриху VII (1485-1509), первому королю из династии Тюдоров, сумевшему в короткий срок навести порядок в стране, разоренной феодальными распрями. При деспотическом Генрихе VIII (1509-1547) могущество короля еще более возросло.

Во второй половине XVI века Англия заметно окрепла. Ее торговля и промышленность находились в цветущем состоянии. Победа над Испанией в 1588 году, упрочившая морское могущество островной державы, необычайно подняла патриотический дух английской нации.

“В истории народов вообще можно найти благоприятные эпохи, когда силы народа особенно напрягаются и талантливые личности являются во всех сферах: такова была для Англии эта эпоха” (Т.Н. Грановский). Достаточно вспомнить, что в английской литературе в то время появилась гигантская фигура Уильяма Шекспира, что английскую философию представлял Френсис Бэкон, что больших успехов достигла английская музыка (“вирджиналисты”), а живопись проявила себя в превосходных портретных миниатюрах. И в дальнейшем гуманистическая культура продолжала оказывать благотворное воздействие на английских ученых и писателей, стремившихся обновить духовную жизнь своей отчизны.

 

Начало английского гуманизма

 

Литература английского Возрождения развивалась в теснейшей связи с литературой общеевропейского гуманизма. Англия позже других стран стала на путь развития этой культуры. Особенно значительным было влияние итальянского гуманизма, восходящего в своих истоках еще к XIV и XV вв.

Итальянская литература, от Петрарки до Тассо, была, по существу, школой для английских гуманистов, неисчерпаемым источником передовых политических, философских и научных идей, богатейшей сокровищницей художественных образов, сюжетов и форм, откуда черпали свой идеи все английские гуманисты, от Томаса Мора до Френсиса Бэкона и Уильяма Шекспира. Позже всего стало проникать влияние французского гуманизма. Из его представителей особенно большую роль в Англии сыграл Монтэнь, философия которого, как известно, получила отклик у Шекспира.

Первым центром гуманистической культуры в Англии был Оксфордский
университет. Отсюда стал распространяться свет новой науки и мировоззрения, которые вдохновили всю английскую культуру и дали толчок развитию гуманистической литературы. Здесь, в университете, появилась группа ученых, которые повели борьбу со средневековой схоластикой. Это были люди, учившиеся в Италии и воспринявшие там основы новой философии и науки. Они были страстными поклонниками античности. Пройдя школу гуманизма в Италии, оксфордские ученые не ограничивались популяризацией достижений своих итальянских собратьев. Они выросли в самостоятельных ученых.

Деятельность первых английских гуманистов носила по преимуществу научный и теоретический характер. Они разрабатывали общие вопросы религии, философии, общественной жизни и воспитания. Наиболее полное выражение ранний английский гуманизм начала XVI века получил в творчестве Томаса Мора.

 

Томас Мор: модель идеального человеческого общежития

Томас Мор был самым выдающимся представителем раннего английского гуманизма. Он не склонялся к реформационным идеям. Его, прежде всего, привлекали социально-политические проблемы, приобретшие в то время огромную остроту.

Мировую славу приобрел Томас Мор своей книгой «Утопия», или, точнее: “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии” (1516), написанной на латинском языке и изданной во Фландрии. Никто из европейских гуманистов до Томаса Мора не ставил с такой решительностью вопроса о социальной справедливости и о политических принципах, на которых она может быть утверждена.

Будучи человеком наблюдательным и при этом принимавшим деятельное участие в общественной жизни страны. Он не был равнодушен к страданиям народа. Не идеализируя феодального прошлого, Мор не без основания полагал, что в новых исторических условиях положение трудовых масс стало еще более тяжелым. Но, имея ясное и, в сущности, очень верное представление о современном мире, Томас Мор не находил в нем сил, которые смогли бы превратить его в царство социальной справедливости.

Зато в мечте, вознесенной не только над Англией времен Генриха VIII, но и над всем собственническим миром, смело намечал он очертания совершенного общества, в котором нет места для социального неравенства, для эксплуатации человека человеком, для пороков и недостатков уходящего феодального и наступающего буржуазного строя.

Непреходящее значение Томаса Мора в том, что он явился первым выдающимся автором утопического романа, за которым последовало множество других произведений этого жанра. Характерно, что самый жанр утопического романа сложился в эпоху Возрождения, когда во все сферы жизни проникали глубокие изменения, и мысль передовых людей, окрыленная дерзкими надеждами, опережая ход истории, устремлялась к идеалу. Утопические романы эпохи Возрождения были во многом различны, но все их объединяла горячая вера в человека и в то, что человек имеет право на земное счастье.

Роман Томаса Мора состоит из двух книг. В первой книге автор повествует о том, как он однажды, находясь в Антверпене, встретился с португальским путешественником Гитлодеем, побывавшим в различных далеких странах. Движимый любознательностью, Гитлодей примкнул к флорентийскому мореплавателю Америго Веспуччи, который вслед за Колумбом неоднократно посещал Новый Свет. То ли недалеко от берегов Южной Америки, то ли где-то на Востоке Гитлодей обнаружил остров Утопию (от греч. u - отрицание, topos - место, т.е. несуществующее место), совершенно неизвестный европейцам. В течение пяти лет он внимательно наблюдал нравы и законы, существовавшие на этом острове, и был так восхищен ими, что “никогда не уехал бы отсюда, если бы не руководился желанием поведать европейцам об удивительном государстве”, имеющем “более разумный по сравнению с нами способ правления” и процветающем “среди большого счастья”. Само собой понятно, что смелые мысли Гитлодея являются мыслями самого Томаса Мора.

Вторая книга посвящена изображению идеального с точки зрения автора общественного устройства, не знающего частной собственности. В «Утопии» “не существует неравномерного распределения продуктов, нет ни одного нуждающегося, нет ни одного нищего, и хотя никто ничего не имеет, тем не менее, все богаты”. Как же устроено это удивительное государство? Утопия представляет собой свободную федерацию городов, возглавляемую князем, которого пожизненно избирает сенат из числа кандидатов, предложенных народом. Забота об общем благе является характерной чертой жизненного уклада утопистов, в результате чего, по словам Гитлодея, “весь остров составляет как бы одно семейство”. Земля в Утопии принадлежит всему народу. Государство ведет внешнюю торговлю, равномерно распределяет рабочую силу, наблюдает за производственным процессом. Основной хозяйственной ячейкой Утопии является семья, занимающаяся тем или иным ремеслом. Все, что семья изготовляет, она безвозмездно передает государству, в свою очередь “совершенно без всякой уплаты” получая с государственных складов необходимые ей предметы. При царящем в стране изобилии вовсе не трудно удовлетворять насущные потребности граждан, тем более что утопийцы чуждаются роскоши и всякого рода излишеств. Это всеобщее благоденствие объясняется тем, что в Утопии труд является естественной и непреложной обязанностью всех граждан, независимо от их пола. От физического труда освобождены только должностные лица и ученые, да и то при условии, что они оправдывают оказанное им доверие. Всеобщий полезный труд, освобожденный от эксплуатации, приводит в Утопии к всеобщему благосостоянию. Рабочий день продолжается здесь всего лишь 6 часов, и этого вполне достаточно для процветания государства.

Так как для получения необходимых вещей утопийцы не нуждаются в деньгах, то к золоту и серебру, из-за которых пролито столько человеческой крови и совершено столько злодейств, на острове относятся с пренебрежением и ценят их значительно ниже такого действительно полезного металла, каким является железо, без которого “люди не могут жить так же, как без огня и воды”. Стремясь как можно сильнее развенчать золотого тельца, утопийцы демонстративно изготовляют из драгоценного металла ночные горшки и “всю подобную посуду для самых грязных надобностей”, вырабатывают из него цепи, которыми сковывают рабов, либо заставляют носить золотые украшения людей, “опозоривших себя каким-либо преступлением”. Впрочем, зная, какой силой обладает золото за пределами Утопии, правительство этой страны стремится накопить его как можно больше с тем, чтобы, например, во время войны использовать в интересах Утопии. Между прочим, у чужих народов утопийцы охотно приобретают преступников, приговоренных к смертной казни, превращая их у себя дома в рабов.

При написании «Утопии» Томас Мор, как и подобало ученому-гуманисту, опирался на античную традицию. На Платона и его мечты о государстве без частной собственности (“Государство”) он прямо ссылается в романе. Но если даже Томас Мор подчас и заимствовал свой материал из различных источников, его «Утопия» остается произведением глубоко самобытным. Она написана живо, автор стремится к правдоподобию, достигаемому очень точным рисунком, фиксирующим намеченные ситуации. Однако в романе отсутствуют запоминающиеся человеческие характеры, да автор и не ставит перед собой подобной задачи. Утопический роман- это четко сконструированная модель совершенного миропорядка, или, если угодно, большой чертеж, не претендующий на то, чтобы быть живописным полотном. Только Рафаил Гитлодей является в романе по-настоящему живой фигурой. В его лице автор изобразил любознательного гуманиста, философа и мореплавателя, стремящегося познать мир. Подобные люди, овеянные духом странствий, нередко встречались в эпоху Возрождения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...