Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смысл названия произведения




Утвердившееся в русской культуре название романа «Ярмарка тщеславия» не совсем точно передает мысль автора. Теккерей имел в виду библейское выражение «Суета сует, все суета». Эта мысль проходит рефреном через весь роман. Тщеславие всего лишь один из пороков, а писатель говорил о суетности всего человеческого бытия, о тщетности людских устремлений.

Более точно перевел название романа Введенский И. «Базар Житейской Суеты». Однако это заглавие не соответствует английскому колориту. В русской традиции прижился анонимный перевод XIX века, очевидно, в силу его краткости и афористичности.

Название романа у У.М. Теккерея отражает философский смысл его содержания. Как на большой ярмарке, здесь все продается и покупается: не только вещи и дома, но титулы и звания, положения в обществе, мужья и жены, любовь и уважение близких. Люди обогащаются и разоряются, заключают браки и умирают, гибнут надежды и рождаются новые иллюзии, возникают глубокие чувства и рассеиваются заблуждения.

В мире героев Теккерея тщеславие - норма человеческого поведения. Она необходима, чтобы выглядеть респектабельным. Культ респектабельности тесно связан со снобизмом, так как определяет социальный статус, а, следовательно, и человеческое поведение. Например, честный купец лондонского Сити Осборн процветает, в то время как отец Эмили Седли разоряется, поэтому женитьба Осборна-младшего на дочери разорившегося коммерсанта нежелательна.

Все персонажи романа подвержены действию этого закона.

 

Определение жанра

«Ярмарка тщеславия» - роман со сложной жанровой структурой. Эту книгу определяют как социально-бытовой роман, так как он дает представление о быте, нравах, морали английского общества. Другое определение – сатирико-юмористическая энциклопедия жизни, так как быт, нравы, общественные и личные отношения описываются с большей долей сатиры и юмора. Некоторые литературные критики утверждают, что это исторический роман, поскольку в основе его сюжета лежит историческое событие европейского масштаба – битва при Ватерлоо. Обосновано и определение жанра как романа философско-аллегорического. Мир, бытие человека представлены в романе в образах ярмарки и балагана, где человек растрачивает свои силы на суетные цели. С точки зрения классификации романа по принципу организации образа главного героя – это роман воспитания. В нем есть момент становления человека, отраженный в образах Эмили Седли и Ребекки Шарп.

 

Образ автора

 

У. М. Теккерей нарушает многие условности романного повествования. Пространство и время организовано как театральное представление, которое куклы-марионетки разыгрывают в ярмарочном балагане. Образ автора в данных условиях приобретает особое значение.

Следуя традициям просветительского романа, Теккерей в качестве режиссера гигантского спектакля, выбирает кукольника. Кукольник - это всезнающий автор XVIII века, он создает сценарий и руководит действием своих артистов. Его выход открывает и закрывает действие романа, обрамляет заключенные в нем события.

Но одновременно с кукольником есть автор другого века, путешествующий вместе со своими героями по улицам шумного Лондона, следующий за героинями в Брюссель, автор-повествователь и рассказчик - умный, наблюдательный, проницательный и объективный, который не забывает ни одной детали, помогающей восстановить истину. Этот всезнающий романист дает характеристики своим героям, чтобы развеять неправильные представления о них, сложившиеся у читателя. Эссеистическая манера раннего Теккерея уступает место мудрому созерцательному опытному романисту, который делится с читателем своими горькими наблюдениями над современным обществом.

Поскольку перед нами разыгрывается кукольная комедия, не всегда действующие лица могут быть понятны зрителю, их поступки и действия нуждаются в пояснении серьезного и всезнающего кукольника-режиссера. После семейной сцены, участниками которой явились Бекки, лорд Стайн и Родон Кроули, автор не без сочувствия своей героине замечает: «Столько лжи и выдумки, столько эгоизма, изворотливости ума и такое - банкротство!»

Теккерей понял условность авторского всеведения и отказался от принципа невмешательства. Он ввел образ автора в среду персонажей.

 

Проблема героя

Разрушая традиционные представления о романном герое, У.М. Теккерей выводит на сцену несколько претендентов на эту роль. По ходу действия романа писатель отвергает все претензии каждого персонажа на право быть героем и выносит суждение о моральном состоянии общества в целом.

Главный претендент на роль героини – Ребекка Шарп. Это самая яркая фигура романа. Она умна, обаятельна, остроумна, полна энергии, обладает решимостью и волей. У нее цепкий, жизнелюбивый характер. Но цель Ребекки и средства, которые она использует для ее достижения, не героического свойства. Она авантюристка, мечтающая пробиться наверх и тщеславно смотреть на всех сверху вниз. Она пренебрегает нравственностью.

Еще один претендент – Эмилия Седли. Она добра и способна на верную, самоотверженную любовь. Но спасение любовью к Эмили так и не приходит. Ее любовь к Джорджу Осборну – тщеславная, основанная на внешней привлекательности объекта, а не на его внутреннем мире. Такова и ее любовь к сыну. Обоих мужчин такая любовь портит. Эмилия – жертва собственного тщеславного себялюбия. Она не замечает любовь Доббина.

Доббин также не претендует на звание героя. Он добр, честен, бескорыстен, предан дружбе и любви. Его беда в том, что он любит женщину, не способную оценить его чувство, ни его самого. Доббин не способен противостоять ярмарке тщеславия.

В романе нет героя как сосредоточия нравственной силы, которую можно назвать человечностью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...