Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архивный фонд Российской Федерации




Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» определяет
Архивный фонд РФ как исторически сложившуюся совокупность архивных документов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов России.

Закон определяет состав фонда, который образуют «...находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения...» (ст. 5 Закона). Основные виды документов, образующих состав фондов представлены на рис. 3.1.


Рис. 3.1. Основные виды документов, образующих Архивный фонд
Российской Федерации

 

Федеральный закон устанавливает три формы собственности архивных документов – государственную, муниципальную и частную (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Основные виды архивных документов, относящиеся к частной,

государственной и муниципальной собственности

№ п/п Наименование вида архивных документов (наименование формы собственности)
1. Документы, относящиеся к частной собственности
1.1. Документы организаций, действующих на территории РФ и не являющихся государственными или муниципальными, в том числе общественных объединений со дня их регистрации в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях и религиозных объединений после отделения церкви от государства
1.2. Документы, созданные гражданами или законно приобретенные ими
2. Документы, относящиеся к государственной собственности
2.1. Документы, относящиеся к федеральной собственности
2.1.1. Документы, хранящиеся в федеральных государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договора хранения без передачи их в собственность)
2.1.2. Документы государственных органов и предприятий (организаций, учреждений)
2.1.3. Документы бывших неприятельских государств, перемещенные в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ о перемещенных культурных ценностях
2.1.4. Документы, отнесенные к федеральной собственности федеральными законами
2.2. Документы, относящиеся к собственности субъектов России
2.2.1. Документы, хранящиеся в государственных архивах субъекта России, музеях и библиотеках субъекта России (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность)
2.2.2. Документы государственных органов и организаций субъекта России
3. Документы, относящиеся к муниципальной собственности (Разграничение собственности между муниципальными образованиями, муниципальным образованием и субъектом России на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах, осуществляется в соответствии с законодательством субъекта России)
3.1. Документы органов местного самоуправления и муниципальных организаций
3.2. Документы, хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность)

Федеральный закон «Об архивном деле в РФ» для всех собственников документов устанавливает практически одинаковые обязанности. (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Обязанности собственников архивных документов

 

Обязанности Государственные и муниципальные предприятия Частные предприятия и индивидуальные предприятия
     
Обязанность обеспечить сохранность документов Обязаны обеспечить сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Обязанность создавать архивы Обязаны создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использова-ния образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов Вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов
Финансовое и материально-техническое обеспечение Обязаны обеспечить финансовые, материально-техниче-ские и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, предоставлять создаваемым архивам здания и (или) помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов
Управление архивным делом В целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются законодательством Российской Федерации
Обязанности исполнения запросов социально-правового характера При наличии соответствующих документов обязаны бесплатно предоставлять оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций
Ответственность за нарушение законодательства об архивном деле Юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность

 

Иными словами, закон обязывает обеспечить сохранность документов буквально всех – от органов власти до индивидуальных предпринимателей. Но госпредприятия и «муниципалы» для этого создавать архивы обязаны, а «частники» вправе это делать.

Однако и те, и другие должны обеспечить необходимую материальную базу и условия труда и соблюдать правила и нормы, единые для всех государственных архивов.

Федеральный закон «Об архивном деле в РФ» определяет особенности правового положения архивных документов, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Особенности правового статуса архивных документов, находящихся
в государственной, муниципальной и частной собственности

 

Характеристика статуса Государственная и муниципальная собственность Частная собственность
Правовое положение документов   Не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмотрено международным договором или федеральными законами Могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом
Защита прав собственности Право собственности на архивные документы независимо от их форм собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов, не предусмотренное федеральными законами, запрещается
Изъятие документов Документы, изъятые в качестве вещественных доказательств в соответствии с законодательством РФ, подлежат возврату собственнику или владельцу

 

Действующее архивное законодательство при регулировании отношений физических, юридических лиц и государства, связанных с созданием правового института «Архивный фонд Российской Федерации», широко использует такие категории и институты, как право собственности на архивные фонды и архивные документы; защита и гарантия прав граждан, государства и других субъектов; ответственность; полномочия, предметы ведения и др. Также важно подчеркнуть, что сформулированы основные принципы деятельности Архивного фонда Российской Федерации. Это следующие принципы: целостности, разграничения Архивного фонда Российской Федерации в зависимости от форм собственности, публичности, открытости и общедоступности архивной информации (за исключением информации ограниченного доступа), ответственности собственников архивов за сохранность архивных документов, равенства собственников архивов и их пользователей перед законом, защиты национальных интересов России в области архивного дела и другие. Закрепленные законодательно эти принципы позволяют говорить о формирующемся институте Архивного фонда Российской Федерации как публичном социально-правовом институте.

В определении правового статуса Архивного фонда России существенное значение имеют такие базовые принципы как, во-первых, отраслевой признак, в основе которого лежит отрасль законодательства, регулирующая данный институт, и, во-вторых, юридическая сила установившего данный институт нормативного правового акта. Правовой статус института Архивного фонда России – это целостный, юридический институт, имеющий комплексную природу. Архивный фонд Российской Федерации как правовой институт наделен свойствами целостности института, поскольку Архивный фонд России сформирован в федеративном государстве как единый институт, объединяющий в себе архивные фонды и документы федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности и являющийся институтом единого субъекта права – Российского государства, а не многих. Институт Архивного фонда Российской Федерации является юридическим институтом вследствие установления его соответствующим специальным законом, так как образован он на основании введения в действие Федерального Закона «Об архивном деле в Российской Федерации», и институтом, имеющим комплексную природу, поскольку деятельность его регламентируется нормами публичного и частного права. Особенность правового статуса института Архивного фонда Российской Федерации реализуется в части определения субъективных частных и публичных прав физических и юридических лиц, а также их взаимодействия с установленными нормами субъективного права.

Анализ действующего архивного законодательства указывает на то, что деятельность института Архивного фонда России должна быть направлена на воплощение в жизнь конституционно и законодательно закрепленных целей и задач, стоящих перед государством и обществом, а также ради тех целей и задач, в результате которых и был образован данный институт.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...