Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема ценностей в философии и медцине.




Проблема ценностей в медицине имеет два аспекта:

1) как проблема аксиологического опосредования методологии медицины,

2) как проблема социального опосредования здоровья, болезней и выздоровления, профилактики.

Если исходить из того, что основной вопрос философии есть совокупность четырех главных философских проблем – психофизиологической, онтологической, гносеологической, аксеолого-праксеологической, то в этих четырех главных философских проблемах и охватываются основные аспекты природы человека. Все они в одинаковой степени значимы, но в зависимости от цели исследования и теоретического рассмотрения какой-то из них становится главным, подчиняя себе другие. В медицинской сфере главной из вышеназванных философских проблем становится психофизиологическая, рассматривающая человека как индивида. В качестве философской основы теории медицины следует рассматривать концепцию природы человека, которая базируется на современном диалектико-материалистическом решении психофизиологической проблемы и которая включает в качестве логического ядра положение о социально-биологическом единстве человека. В современной философии психофизиологическая проблема перерастает в теорию личности, точнее, в проблему соотношения личности и организма, охватывая, таким образом, всю наличную сумму знаний о человеке как биологическом, психологическом, социальном феномене, и представляет собой интеграцию различных подходов к пониманию человека. Интегративный характер теории личности делает ее не только одним из звеньев взаимодействия медицины и философии, но и одним из фокусов антропологического синтеза многообразных исследований.

 

Моральные отношения. Особенности моральных отношений в мед-не.

Действие – это единичный акт, направленный на кого-то. Когда получен ответ на действие, можно говорить о нравственных отношениях (НО), в которые люди вступают друг с другом.

Основой нравственных отношений являются отношения между двумя индивидами (дружба, любовь, ненависть, верность). НО врача и больного – это разновидность межличностных нравственных отношений. Здесь общей для обоих является одна ценность – здоровье.

НО «индивид – группа» - это нравственно-психологический климат коллектива (моральные проявления: взаимопомощь, ответственность, дисциплина, отчуждение).

В системе отношений «человек – общество» нравственная сторона связана, преимущественно, с действиями индивида, поскольку общество, как правило, предстает в глазах своих членов через интересы и статусы соц. групп, к которым они принадлежат (патриотизм, массовый энтузиазм).

________________________________________________________________

5. Билет:

Фил. Средневековья.

Начало: 1-2 в. Конец: 14-15 в. Отличительная черта ср. философии - преимущество религии мировоззрения. Главная черты мировоззрения средних веков: 1. принцип божественного откровения 2. принцип монотеизма (единобожие). Эти принципы расширяются в особенностях средневекового образа мышления:

  • монотеизм основа мира - единый бог, сверхъестественное существо, кроме него божественного ничего нет. Бог уникален.
  • теоцентризм - Бог не только основа мира, толкование мира не может обойтись без него. Бог - толкование мира. Бог один, но он включает в себя 3 эпостасии: бог - отец, бог - друг, бог - сын, отсюда, бог троичен.
  • антропоцентризм - человек лучшее из божественных творений. Он подобен Богу, и отличается от природного мира. Главный интерес С.Ф. - человек, человек живет по велению Бога, он ведет человека по жизни и поддерживает его. = божественное проведение.
  • новая шкала ценностей: ценными качествами становятся: смирение, покорность, способность к самопожертвованию. Нравственный идеал - Иисус Христос, именно в нем воплощаются все эти качества. Христос - очеловечение Бога, пример полного смирения.
  • познание: занимает особое место в средневековом мировоззрении. - принцип божественного откровения, истина, антологизация (истина уже существует в боге, заключена в Библии, поэтому библия становится источником знания).

 

Оценки. Диагноз как оценочный процесс.

Оценка – это высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта. Есть оценки абсолютные (хорошо, плохо, безразлично), а сеть – сравнительные (лучше, хуже, равноценно).

Процесс постановки диагноза можно рассмотреть как оценочный процесс, но его всегда трактуют как познавательный. Появляется соотношение: знания и оценки. Во-первых, знания помогают нам в наших оценках. Когда у человека больше информации о предмете, то и оценить его он может лучше. С другой стороны, знания выбираются интересом. Мы стараемся получить больше информации именно о тех вещах, которые нас заинтересовали, т.е. о вещах, ценных для нас.

! Знания и оценки имеют определенную направленность (векторность): вектор знаний располагается по шкале «ложь – истина», вектор оценок – по шкале «неправильность – правильность».

ЗНАНИЯ ОЦЕНКИ
I истинные правильные
II истинные неправильные
III ложные правильные
IV ложные неправильные

1. Знания подкрепляются правильными оценками. (верный диагноз, эффективное лечение)

2.! Особо опасно - Оценки сильнее влияют на наше поведение 9действия неэффективны, мало опыта)

3. Правильно оцениваем ситуацию, но мало знаний

4. Отчень плохо! Фанатизм. Нет знаний, неверные оценки.

Морал-е сознание: структура и функции.

Моральное сознание – это совокупность категорий морали отражаемых в сознании индивида в соответствии с усвоенным им типом мировоззрения и проявляемых в нравственной культуре.

Структура: индивидуальное, групповое, общественное.

Функция ми морального сознания являются: регулятивная (основная), средством осуществления которой выступают моральные нормы, а также совесть человека и общественное мнение; познава­тельная, аксиологическая (оценочная) и воспитательная.

6. Билет:

Фил. Нового времени.

17 век-промышленная революция в Европе.Изобретение машин.Наука и техника. Принципы и методы научного знания: аналитичность, механистичность, стремление постичь мир.

Бекон: важность опята и эксперемента, для обнаружения истины, практический характер филосифии.Важнейшая цельнауки-госпотство человека над природой.

Знание-сила. На пути познания существуют препятствия:

«идолы» или «призраки»

-призраки рода(ощибки из-за того, что человек судит о природе по аналогу с жизнью людей)

-призраки пищеры(ошибки индивидуального характера)

-призраки рынка(в суждении мира используют ходячие мнения без критики)

-призраки театра(слепая вера в авторитеты)

Декарт: на первое место разум.Я существую,как мыслящее существо. Принцип радикального сомнения(можно и нужно сомневаться в достоверности всех показаний чувств). Главное в том, что существует само сомнение, общее для всех предметов качество-протяжённость в пространстве. Дуализм души и тела. Психофозический параллелизм. «Я мыслю,а значит я существую».

Спиноза: принцим монизма(философское воззрение,согласно которому всё многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции,обладающей протяжением и мышлением). «Свобода-есть осознанная необходимость».

Лейбниц: мир состоит из мельчайших элементов-монад, духовных элементов бытия, отражение бога, как верховного элемента.

Гоббс и Локк: критический эмпиризм. Гоббс, При рождении голова пуста. Все наши знания мы черпаем из опята и ощущений. Локк, «нет ничего в уме, что раньше не было в ощущении» семиотика-общая теория знаков и их роль в познании.

Варианты соотношения знаний и оценок в челов-кой деятел-ти.

! Знания и оценки имеют определенную направленность (векторность): вектор знаний располагается по шкале «ложь – истина», вектор оценок – по шкале «неправильность – правильность».

ЗНАНИЯ ОЦЕНКИ
I истинные правильные
II истинные неправильные
III ложные правильные
IV ложные неправильные

1. Знания подкрепляются правильными оценками. (верный диагноз, эффективное лечение)

2.! Особо опасно - Оценки сильнее влияют на наше поведение 9действия неэффективны, мало опыта)

3. Правильно оцениваем ситуацию, но мало знаний

4. Отчень плохо! Фанатизм. Нет знаний, неверные оценки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...