Проблема ценностей в философии и медцине.
Проблема ценностей в медицине имеет два аспекта: 1) как проблема аксиологического опосредования методологии медицины, 2) как проблема социального опосредования здоровья, болезней и выздоровления, профилактики. Если исходить из того, что основной вопрос философии есть совокупность четырех главных философских проблем – психофизиологической, онтологической, гносеологической, аксеолого-праксеологической, то в этих четырех главных философских проблемах и охватываются основные аспекты природы человека. Все они в одинаковой степени значимы, но в зависимости от цели исследования и теоретического рассмотрения какой-то из них становится главным, подчиняя себе другие. В медицинской сфере главной из вышеназванных философских проблем становится психофизиологическая, рассматривающая человека как индивида. В качестве философской основы теории медицины следует рассматривать концепцию природы человека, которая базируется на современном диалектико-материалистическом решении психофизиологической проблемы и которая включает в качестве логического ядра положение о социально-биологическом единстве человека. В современной философии психофизиологическая проблема перерастает в теорию личности, точнее, в проблему соотношения личности и организма, охватывая, таким образом, всю наличную сумму знаний о человеке как биологическом, психологическом, социальном феномене, и представляет собой интеграцию различных подходов к пониманию человека. Интегративный характер теории личности делает ее не только одним из звеньев взаимодействия медицины и философии, но и одним из фокусов антропологического синтеза многообразных исследований.
Моральные отношения. Особенности моральных отношений в мед-не. Действие – это единичный акт, направленный на кого-то. Когда получен ответ на действие, можно говорить о нравственных отношениях (НО), в которые люди вступают друг с другом. Основой нравственных отношений являются отношения между двумя индивидами (дружба, любовь, ненависть, верность). НО врача и больного – это разновидность межличностных нравственных отношений. Здесь общей для обоих является одна ценность – здоровье. НО «индивид – группа» - это нравственно-психологический климат коллектива (моральные проявления: взаимопомощь, ответственность, дисциплина, отчуждение). В системе отношений «человек – общество» нравственная сторона связана, преимущественно, с действиями индивида, поскольку общество, как правило, предстает в глазах своих членов через интересы и статусы соц. групп, к которым они принадлежат (патриотизм, массовый энтузиазм). ________________________________________________________________ 5. Билет: Фил. Средневековья. Начало: 1-2 в. Конец: 14-15 в. Отличительная черта ср. философии - преимущество религии мировоззрения. Главная черты мировоззрения средних веков: 1. принцип божественного откровения 2. принцип монотеизма (единобожие). Эти принципы расширяются в особенностях средневекового образа мышления:
Оценки. Диагноз как оценочный процесс. Оценка – это высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта. Есть оценки абсолютные (хорошо, плохо, безразлично), а сеть – сравнительные (лучше, хуже, равноценно). Процесс постановки диагноза можно рассмотреть как оценочный процесс, но его всегда трактуют как познавательный. Появляется соотношение: знания и оценки. Во-первых, знания помогают нам в наших оценках. Когда у человека больше информации о предмете, то и оценить его он может лучше. С другой стороны, знания выбираются интересом. Мы стараемся получить больше информации именно о тех вещах, которые нас заинтересовали, т.е. о вещах, ценных для нас. ! Знания и оценки имеют определенную направленность (векторность): вектор знаний располагается по шкале «ложь – истина», вектор оценок – по шкале «неправильность – правильность».
1. Знания подкрепляются правильными оценками. (верный диагноз, эффективное лечение) 2.! Особо опасно - Оценки сильнее влияют на наше поведение 9действия неэффективны, мало опыта) 3. Правильно оцениваем ситуацию, но мало знаний 4. Отчень плохо! Фанатизм. Нет знаний, неверные оценки. Морал-е сознание: структура и функции. Моральное сознание – это совокупность категорий морали отражаемых в сознании индивида в соответствии с усвоенным им типом мировоззрения и проявляемых в нравственной культуре. Структура: индивидуальное, групповое, общественное. Функция ми морального сознания являются: регулятивная (основная), средством осуществления которой выступают моральные нормы, а также совесть человека и общественное мнение; познавательная, аксиологическая (оценочная) и воспитательная.
6. Билет: Фил. Нового времени. 17 век-промышленная революция в Европе.Изобретение машин.Наука и техника. Принципы и методы научного знания: аналитичность, механистичность, стремление постичь мир. Бекон: важность опята и эксперемента, для обнаружения истины, практический характер филосифии.Важнейшая цельнауки-госпотство человека над природой. Знание-сила. На пути познания существуют препятствия: «идолы» или «призраки» -призраки рода(ощибки из-за того, что человек судит о природе по аналогу с жизнью людей) -призраки пищеры(ошибки индивидуального характера) -призраки рынка(в суждении мира используют ходячие мнения без критики) -призраки театра(слепая вера в авторитеты) Декарт: на первое место разум.Я существую,как мыслящее существо. Принцип радикального сомнения(можно и нужно сомневаться в достоверности всех показаний чувств). Главное в том, что существует само сомнение, общее для всех предметов качество-протяжённость в пространстве. Дуализм души и тела. Психофозический параллелизм. «Я мыслю,а значит я существую». Спиноза: принцим монизма(философское воззрение,согласно которому всё многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции,обладающей протяжением и мышлением). «Свобода-есть осознанная необходимость». Лейбниц: мир состоит из мельчайших элементов-монад, духовных элементов бытия, отражение бога, как верховного элемента. Гоббс и Локк: критический эмпиризм. Гоббс, При рождении голова пуста. Все наши знания мы черпаем из опята и ощущений. Локк, «нет ничего в уме, что раньше не было в ощущении» семиотика-общая теория знаков и их роль в познании. Варианты соотношения знаний и оценок в челов-кой деятел-ти. ! Знания и оценки имеют определенную направленность (векторность): вектор знаний располагается по шкале «ложь – истина», вектор оценок – по шкале «неправильность – правильность».
1. Знания подкрепляются правильными оценками. (верный диагноз, эффективное лечение) 2.! Особо опасно - Оценки сильнее влияют на наше поведение 9действия неэффективны, мало опыта) 3. Правильно оцениваем ситуацию, но мало знаний 4. Отчень плохо! Фанатизм. Нет знаний, неверные оценки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|