Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственный идеал и моральные принципы. Общая харак-ка.




Под нравственными идеалами понимается процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности – носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни.

Нравственный идеал определяет цель нравственного самовоспитания личности. Действия в достижении этой цели представляют собой осознанный волевой акт, который человек совершает, мотивируя их настойчивым желанием подняться до уровня своего нравственного идеала.

Универсальные моральные принципы существуют помимо конкретных моральных норм, таких, как «не укради» или «будь милосердным». Их особенность состоит в том, что они задают наиболее общие формулы, из которых можно вывести все остальные конкретные нормы.

· Принцип талиона считают первым универсальным принципом. В Ветхом Завете формула талиона выражена гак: «око за око, зуб за зуб». В первобытном общ. талион осуществлялся в виде кровной мести, при этом наказание должно было строго соответствовать причиненному вреду.

· Принцип нравственности: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». В отличие от талиона золотое правило опирается не на страх перед местью, а на собственные представления о добре и зле, а также отменяет деление на «своих» и «чужих», представляя общество как совокупность равных людей.

· Принцип золотой середины (Аристотель): избегай крайностей и соблюдай меру. Все нравственные добродетели являются серединой между двумя пороками (например, мужество располагается между трусостью и безрассудством) и восходят к добродетели умеренности, которая позволяет человеку обуздать свои страсти при помощи разума.

· Принцип наибольшего счастья: каждый должен вести себя так, чтобы обеспечить наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Поступки оцениваются по их последствиям: чем больше пользы принес поступок разным людям, тем выше он оценивается по моральной шкапе (даже если сам по себе поступок был эгоистическим).

· Принципы справедливости (Джон Ролз): Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод. Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

________________________________________________________________
8. Билет:

Фил. марксизма. Основные этапы и современный смысл.

Марксистская философия вышла на арену общественной жизни в 40-х годах 19 века. К 70-м годам 19 века она стала идейно-политическим течением Европы. Самое главное, первое значение марксизма было связано с деятельностью масс (пролетариата) интересы, которых эта философия с самого начала защищала. Складывалась в русле немецкой классической философии. Попытка обосновать объективность процесса развития материи и бытия. Человеческое мышление-преобразование материального. Общество-устойчевые взаимоотношения между людьми.Устойчевость отношений в обществе складывается в процессе предметной человеческой деятельности. Изменения человеческих отношений зависят от объективных законов жизнидейтельности людей. Суть общественных отношений-производственные отношения.Сущность человека-совокупность общественных отнощений. Человек становится человеком в процессе освоения культуры(материальной и духовной)

Роль оценок в доказательной медицине.

Оценки не укладываются в картину научного доказательства и, в то же время, играют главную роль в мед. практике. Интегративный характер мед. деятельности придаёт то, что на всех её этапах научные знания выступают необходимым компонентом. Но! Этого компонента достаточно для постижения истины, но не достаточно для понимания того, как эту истину использовать. В данной ситуации достаточно оценок. => система «истина – ценности» характеризуется в медицине как система необходимых и достаточных условий врачевания, а систему «знания – оценки» как необходимые и достаточные условия доказательной медицины. (доказать, а не показать, что состояние больного улучшилось благодаря правильному лечению.

Добро, зло и долг – структурные компоненты морального сознания. Особенности их функционирования в медицине.

Вся совокупность моральных действий и отношений регулируется и отражается моральным сознанием. Фундаментом нашей нравственности является представление о добре, зле и долге. Наиболее полно диалектика добра, зла и долга выражена в так называемом «золотом правиле нравственности», впервые сформулированном в Библии (и у Канта): «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отнош. к тебе».

9. Билет:

Фрейдизм как мед-кая школа и фил-кое направление.

Фрейдизм и неофрейдизм. Фрейдизм как философское направление вырос из психоанализа - метода исследования, предложенного 3. Фрейдом дня лечения истерии. Однако этот метод вышел далеко за рамки медицинского статуса. Прежде всего он повлиял на психологию, которая отныне не могла не учитывать в своих исследованиях феномен бессознательного. В свою очередь, философские концепции, ставящие в центр анализа человека, не могли не учитывать его психику и влияние бессознательного на все стороны его жизнедеятельности. Так возникло новое философское направление - фрейдизм. Основным его понятием является бессознательное. Бессознательное - это вытесненное из сознания, неосознаваемое, которое сохраняется в подсознании, а исподволь, неосознанно воздействует на психику и поступки человека.

Основные этапы антропогенеза.

Антропогенез — происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества. Основные этапы эволюции человека.

Врем. границы Этапы антропогенеза Характерные черты развития
40 тыс. лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных
200—500 тыс. лет назад Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений
1—1,3 млн. лет наз. Стадия архантропа. Человек прямоходящий Формирование речи. Овладение огнем
2—2,5 млн. лет назад Человек умелый Переходная стадия к формированию типа современного человека. Изготовление первых орудий труда (галечная культура)
9 млн.лет назад Стадия протантропа. Австралопитеки — предшественники людей Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки,камни, кости). Дальнейшее развитие стадности
25 млн. лет назад Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки Древесный образ жизни, стадность
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...