Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность несовершеннолетних до 1917 года

Введение

Динамическое изменение общественно-экономических отношений, происходящее в нашей стране вследствие переориентации социальных ценностей обнажило ряд сложных проблем. Одной из них является увеличение числа противоправных действий, совершаемых лицами несовершеннолетнего возраста. Статистика свидетельствует, что за последние пять лет количество таких преступлений выросло в 1,5 раза, а за десятилетие – удвоилось.

В современный период подавляющее большинство преступлений среди несовершеннолетних совершается с корыстной целью. Существенным фактором роста корыстной преступности несовершеннолетних в данное время является резкое ухудшение экономической ситуации в стране, падение жизненного уровня большинства семей и вытекающая из этого невозможность для многих несовершеннолетних законным путем удовлетворить свои материальные потребности.

Деформация личности несовершеннолетнего правонарушителя остается в настоящее время недостаточно изученной во многих аспектах: со стороны ее содержания, структурных особенностей, предпосылок на различных уровнях организации поведения, внутригрупповой дифференциации и возрастного генезиса, чем и обусловлена актуальность выбранной темы.

Цель квалификационной работы: на основе криминологической характеристики преступности несовершеннолетних определить основные причины и условия, способствующие формированию преступности несовершеннолетних, а также меры по ее предупреждению.

Задачи исследования:

- проанализировать нормативно-правовые акты, закрепляющие положения о борьбе с преступностью, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

- описать существующие уровень, структуру и динамику преступности несовершеннолетних.

- исследовать причины и условия преступности несовершеннолетних.

- установить причины и условия групповой и рецидивной преступности несовершеннолетних.

- разработать рекомендации и предложения по повышению эффективности профилактики и пресечения преступности среди несовершеннолетних.

Таким образом, исходя из изложенных цели и задач исследования заявленной темы, можно выделить его объект и предмет.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере предупреждения преступности среди несовершеннолетних.

Предмет исследования – предупреждение преступности среди несовершеннолетних на примере Новосибирской области.

Методы исследования: сравнительно-правовой, системный, наблюдение, беседа, анализ личных дел и документов, автобиографический метод. Статистическая обработка материалов исследования проведена на основе данных Информационного центра ГУВД НСО. Практическая значимость исследования состоит в том, что знание причин и детерминантов деформации личности несовершеннолетнего правонарушителя позволит выработать обоснованный прогноз развития личности и уже на его основании строить коррекционную и профилактическую работу среди несовершеннолетних правонарушителей (преступников).

Гипотеза исследования: социальные, экономические, политические и психологические процессы в обществе влияют на преступность несовершеннолетних.

Квалифицированная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе говорится об истории развития законодательства уголовной ответственности несовершеннолетних.

Во второй главе описываются основные факторы, определяющие преступность несовершеннолетних, особенности личности несовершеннолетних и психологические проблемы.

В третьей главе анализируется криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, причины и условия преступности, анализ состояния преступности несовершеннолетних в Новосибирской области и способы предупреждения преступности несовершеннолетних.

В заключении излагаются выводы и рекомендации по решению рассматриваемой проблемы, представляются результаты исследования.


Глава 1. История развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних

Ответственность несовершеннолетних до 1917 года

В древних памятниках России не находится никаких постановлений об ответственности малолетних; умалчивает об этом и Уложение Алексея Михайловича. Только в новоуказные статьи 1669 года вносится из градских законов постановление: «аще отрок седми лет убьет, то не повинен есть смерти».

В Воинском уставе Петра Великого в толковании на артикул 195 говорится: «наказание за воровство обыкновенно умаляется или весьма оставляется, ежели. вор будет младенец, который, дабы заранее его от сего отучить, может от родителей своих лазами наказан быть».

В таком неопределенном положении вопрос о малолетних оставался долгое время. В 1742 году Сенат с президентами коллегий указал, что малолетство, как для мужского, так и для женского пола нужно считать до 17 лет и что таковых нельзя подвергать тем же наказаниям, что и взрослых. Малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для них эти наказания заменялись сечением плетьми и отдачей в монастырь на исправление для употребления их там на всякие тяжелые монастырские работы, чтобы они никогда праздны не были, а по освобождении из монастырей повелевалось их отсылать в те места, откуда кто прислан, а из этих мест отсылать их в прежние жилища.

В Указе Екатерины 2 от 26 июня 1765 года была установлена полная невменяемость до 10 лет, а от 10 до 17 лет допускалось смягчение наказания, причем уголовные дела обвиняемых в преступлениях, влекущих смертную казнь или кнут, велено представлять в Сенат, где с ними следовало поступать по благорассмотрению и по мере их вины; при смягчении ответственности за прочие преступления различались малолетние от 10 до 15 и от 15 до 17 лет. Малолетние до 10 лет признавались абсолютно невменяемыми, и виновные отдавались без придания суду и без наказания на исправление родителям, родственникам или опекунам.

Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных от 15 мая 1845 года разделило весь юношеский возраст на три периода: до 7 лет, от 7 до 14 лет и от 14 до 21 года. Но так как по п.1 ст. 137 (по изд. 1885 г.) дети от 7 до 10 лет не подвергались определенному в законах наказанию, а отдавались родителям или благонадежным родственникам для домашнего исправления, то на этом основании в действительности предельным сроком первого периода являлось и, по Уложению, истечение 10 лет.

В царской России за совершение преступлений несовершеннолетние, как правило, подвергались строгому уголовному наказанию, преимущественно в виде тюремного заключения. Так, ст. 145 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (на подлинном собственную Его императорского величества рукою написано: «Быть по сему». - Петергофъ, 15 августа 1845 г.)»гласит о том, что «несовершеннолетние, имеющие от роду более 14 лег, но менее 21 года, за учение преступлений, которые влекут за собою лишение всех прав состояния, подвергаются тем же наказаниям, как и совершеннолетние, с тою лишь разницей, что наказания телесные над теми, которые по состоянию своему от оных не изъяты, совершаются не чрез палачей, а чрез полицейских служителей, и не плетьми, а розгами, и что время работ, к коим они приговариваются, сокращается одною третью; а в случаях, когда их следовало приговорить к каторжной работе в рудниках без срока, они приговариваются к каторжным работам в рудниках на 20 лет».

Исправительные заведения для несовершеннолетних стали появляться после проведения судебной реформы 1864 года и принятия «Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Уставом было установлено, что «в тех местах где будут учреждены исправительные приюты, несовершеннолетние от 10 до 17 лет могут взамен заключения в тюрьмы быть обращаемы в эти приюты на срок, определяемый мировым судьей, но с тем, чтобы не оставлять их там по достижении 18-летнего возраста». 5 декабря 1886 года были изданы «Правила об исправительных приютах», в которых указывалось, что приюты создаются как правительством, так земствами, обществами, духовными установлениями и частными лицами. Возникновение приютов, а затем колоний было обусловлено как признанием необходимости «особого обращения» с несовершеннолетними, так и в силу специфики их исправления и перевоспитания.

Один из законов, касающийся несовершеннолетних, был принят 20 мая 1892 года. Данным Законом право отдачи в приюты несовершеннолетних было предоставлено и общим судебным местам. Срок содержания несовершеннолетних в заведении определялся не судом, а самими заведениями, и зависел от степени их исправления: Это давало возможность избежать краткосрочного нахождения в приюте, что имело место при назначении судом наказания сроком 1-3 месяца. Специалисты того времени выступали против краткосрочного пребывания несовершеннолетних в заведениях, считая, что для исправления необходим достаточно продолжительный срок. Не все были согласны с таким решением. Некоторые считали это решение отступлением от строго юридических начал исправительных и воспитательных целей.

На деятельность исправительных заведений определенным образом повлияли Законы 2 и 3 февраля 1893 г., связанные с несовершеннолетними. Закон 2 февраля 1893 г. предоставлял начальству исправительных заведений право помещать для работы и обучения к благонадежным мастерам, в промышленные заведения, на сельскохозяйственные работы питомцев, не достигших 18-летнего возраста.

Закон 3 февраля 1893 г. увеличивал количество категорий несовершеннолетних, которые могли быть помещены в приюты, руководствуясь при этом стремлением оградить их от развращающего влияния тюрьмы. Он давал ответ на вопрос о применении наказаний к несовершеннолетним в случае совершения ими повторных преступлений. Закон исключал усиление наказания для несовершеннолетних даже в случае, если преступления совершались в самом заведении, в том числе и при побеге из него, или во время пребывания в отпуске.

Принятый 2 июня 1897 года «Новый закон о малолетних и несовершеннолетних преступниках» предусматривал более широкое применение к несовершеннолетним меры связанной с помещением в исправительное учреждение вместо тюремного заключения. Новый закон был создан в соответствии с идеей исправления, а не устрашения, как было прежде. Он существенно изменил как систему наказании несовершеннолетних, так и порядок уголовного преследовать. Отменил все наиболее тяжкие уголовные наказания для несовершеннолетних до 17 лет: смертную казнь, каторгу, поселение, ссылку и др. По этому Закону несовершеннолетние не могли быть приговорены к тюремному заключению совместно со взрослыми. Закон запрещал применявшееся ранее заключение под стражей в полицейских арестных помещениях как меру пресечения. Вместо этого вводилось направление несовершеннолетних в приюты, колонии, а там, где таковых не было, в монастыри.

Принятый Закон дифференцированно походил к наказанию несовершеннолетних различных возрастов. Так, в отношении несовершеннолетних от 10 до 14 лет и от 14 до 17 лет могли быть применены следующие меры: отдача под надзор родителям и опекунам (ранее это применялось только в отношении детей до 14-летнего возраста; помещение в приюты и колонии. Что касается второй группы несовершеннолетних (от 14 до 17 лет), то для них вводилось и заключение в тюрьму (в особые помещения, отдельно от взрослых) и при тех же условиях - в арестные дома,.

Специалисты того времени считали одним из главных недостатков Закона то, что он оставлял без внимания молодых людей в возрасте от 17 до 21 года, сохраняя для них и смертную казнь, и каторгу, и тюрьму, и поселение.

Применение Закона требовало увеличения числа колоний и приютов, создания особых отделений при тюрьмах и арестных домах, на что требовались дополнительные средства. Поэтому, подводя итог своей деятельности, Главное Тюремное Управление отмечало, что при всех имеющихся достоинствах данный Закон не решил существующих проблем. К 1900 году в России появилось 45 исправительных учреждений для несовершеннолетних, которые в городах носили название приютов, а в сельской местности - земледельческих колоний.

Самым крупным учреждением считалась Петербургская колония на 200 человек; в московском Рукавишниковском приюте могло разместиться 120 человек. В Полтавской колонии содержалось 30. Астраханской - 25, Черниговской, Тверской, Елецкой колониях и Тамбовском приюте - по 15-20 человек.

Однако существовавшие к этому времени учреждения могли вместить не более 15-17 % несовершеннолетних правонарушителей, а остальные подвергались лишению свободы в полном его объеме и помещались в общие тюрьмы.

Изменения в системе уголовных наказаний, применяемых к несовершеннолетним, распространение исправительных заведений требовали логического продолжения законотворческой деятельности. Для ее дальнейшего осуществления министерством юстиции была создана специальная комиссия, имеющая своим назначением подготовку проекта Положения о воспитательно-исправительных заведениях. Работа проводилась при активном участии съездов представителей русских исправительных заведений. Большой вклад в разработку этого документа внес юрисконсульт Главного Тюремного Управления при министерстве юстиции Д. Дрилъ. Работы была длительной и продолжалась с 1898 по 1909 гг.

19 апреля 1909 г. принято «Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолегних», которое предусматривало, что «в воспитательно-исправительные заведения помещаются несовершеннолетние от 10 до 17 лет, признанные виновными в совершении какого-либо преступного деяния по определениям и приговорам судах». В эти заведения принимались также и несовершеннолетние «нищенствующие», занимающиеся бродяжничеством, бесприютные и беспризорные по постановлениям комитетов, правлений или советов обществ, руководивших воспитательно-исправительными заведениями». Положение состояло из 6 разделов: 1 - «Общие положения», 2 -«Источники средств содержания исправительно-воспитательных заведении», 3 -«Управление воспитательно-исправительными заведениями», 4 - «Меры воспитательно-исправительного воздействия», 5 - «Надзор за воспитательно-исправительными заведениями», 6 - «Съезд представителей исправительных заведений».

Положение определило меры воспитательно-исправительного воздействия, к которым относилось, прежде всего, образование - религиозное (с учетом верований воспитанников), общее профессиональное. В организации профессионального обучения оставлялось широкое поле для творчества воспитательно-исполнительных заведений.

Новым Положением были установлены сроки содержания воспитанников в заведениях (в зависимости от основании, по которым они помещались туда). В частности, помещенные по приговорам суда, бродяги и нищие содержались до исправления, но в любом случае не менее года и не более достижения 18-летнего возраста. Срок пребывания в заведении конкретного воспитанника определялся педагогическим советом.

Положение устанавливало необходимость трехлетнего покровительства вышедшим из заведений. Оно могло прекратиться и раньше, если питомец осуждался за новое преступление или вел такой образ жизни, который делал всякую заботу о нем бесполезной. Причем если покровительство освобожденным оказывали специально созданные для этого учреждения, сами заведения от этой обязанности все равно не освобождались.

Узаконена была система надзора за деятельностью заведений, который осуществлялся губернатором, тюремным инспектором на местах, а в Империи — Главным Тюремным Управлением.

Рассматриваемое Положение было первым нормативным актом, который регулировал основные вопросы внутренней жизни исправительных заведений. В нем нашли отражение позитивные начала, закрепленных в Законах 1866, 1892, 1893, 1897 гг., и предложения, выработанные на основе отечественной практики съездами представителей русских исправительных заведений.

В 1910 г. в России был создан суд по делам несовершеннолетних. Этот суд действовал весьма успешно как в дореволюционной России, так и в первые годы после Октябрьской Революции. В 1918 и 1935 гг. этот суд был ликвидирован и в последующие годы окончательно забыт.

Все воспитательно-исправительные заведения были подчинены и подотчетны Главному тюремному управлению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...