Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ динамики преступности среди несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)

 

Преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное во много раз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних в сравнении со взрослыми невелик, мериться с таким явлением, когда подростки совершают преступления, нельзя. Особенно это становиться нетерпимым теперь, когда преобразование всех сторон бытия неизбежно и глубоко затрагивают вопросы культуры, духовной жизни. Нужно всеми силами бороться за каждого человека, чтобы никто не пропал для общества. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто, знает, каким он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. Вот почему необходимо вести активную предупредительную деятельность не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью. Однако главная ответственность, конечно, лежит на семье. Смогли ли родители сделать для подростка дом родным, или он бежит из него подальше от пьяного угара. А там, на улице, кто окажется с ним рядом, под чье влияние он попадет. Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для дочерей и сыновей.

Несмотря на меры, принимаемые органами внутренних дел Новосибирской области, состояние и динамика преступности несовершеннолетних дает основание сделать вывод о продолжающихся негативных процессах, протекающих в подростковой среде.

Так, по Новосибирской области за 2005год несовершеннолетними было совершено 3160 преступлений из них 2971 преступление тяжкое и особо тяжкое, за 2006 год 2982 преступлений, из них 2059 тяжких и особо тяжких. За эти годы поставлено на учет 19313 подростков из них 286 состоят на учете у врача нарколога за употребление наркотических средств, 236 подростков токсикоманы.

Как уже говорилось ранее несовершеннолетние совершают преступления в группах, как правило группы сплоченны и хорошо организованны. Также в группах происходит распределение ролей и тщательная подготовка к преступлению. Так по Новосибирской области за 2005-2006 год в группе только несовершеннолетними было совершено 1315 преступлений, в группе со взрослыми 851 преступление (табл. 3.1, 3.2).

 

Таблица 3.1 Сравнительная динамика преступности в НСО

  2004 год 2005 год 2006 год
Количество преступлений совершаемых в НСО   50173   42461   36760
Количество преступлений совершаемых несовершеннолетними   3964   3160   2982

Таблица 3.2. Сравнительная динамика тяжких и особо тяжких преступлений совершаемых несовершеннолетними в Новосибирской области

  2004 год 2005 год 2006 год
Количество преступлений совершаемых в НСО   36254   35924   26459
Количество преступлений совершаемых несовершеннолетними в НСО   2657   2971   2059

 

Одна из причин попадания неопытных ребят в сети организованной преступности - поиск источников дохода, а также осознание невозможности утвердиться в обществе. И поэтому социальная база преступных группировок расширяется за счет безработных, а также подростков из малообеспеченных, обнищавших семей.

Современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться. В связи с тем, что у него не сформированы свои принципы поведения, он перенимает их у более «сильной» личности. А современных «воров в законе», как правило, отличает изобретательность, деловитость и коммуникабельность, решительность и беспощадность, жестокость и мстительность. Сегодня элита преступности - это криминальные дельцы с атрибутами и манерами поведения преуспевающих бизнесменов.

Этому способствуют и возрождаемые атрибуты субкультуры преступной среды с ее «романтическими» лозунгами. По этой же причине движение «сторонников» ислама без особых усилий вовлекает в свои ряды подрастающее поколение лекциями о газавате, о солидарности мусульман.

Еще одним недостатком в борьбе с вовлечением несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность является то, что суды к взрослым соучастникам, организаторам или подстрекателям часто применяют необоснованно мягкое наказание.

Таким образом, можно отметить, что по существу многие несовершеннолетние совершили преступление не по причине неблагоприятного стечения обстоятельств, а в силу того, что они постепенно приближались к правонарушению в процессе деградации личности.

Возрастные характеристики школьников, вовлеченных в преступную деятельность, таковы: 8 -13 лет - 21%; 14 - 15 лет - 29%; 16- 17 лет-50%.

Органами внутренних дел принимаются меры по защите прав законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению факторов, способствующих формированию у подростков навыков противоправного поведения. В этих целях 2005-2006г. сотрудниками милиции в органы власти и управления направлено 140 тыс. сообщений и представлений, касающихся соблюдения прав детей, устранения причин и условий совершения ими правонарушений и преступлений.

В 2005-2006г.г. - 87 преступлений совершают несовершеннолетние находясь под следствием за совершение аналогичных преступлений, 510 преступлений совершено несовершеннолетними ранее судимыми. Несмотря на неисправимость подростков совершавших преступления и совершение преступлений неоднократно, количество преступлений совершаемых несовершеннолетними снизилось на 14,4 %, на 18,9 % снизилось совершение преступлений тяжких и особо тяжких, также произошло снижение на 27,1 % преступлений совершаемых несовершеннолетними, находясь под следствием и на 36% снизилось преступлений, совершаемых лицами ранее судимыми.

Проведенный анализ преступности несовершеннолетних свидетельствует о том, что смягчение негативных тенденций, способствующих ее росту или снижению, маловероятно без достижения стабилизации в экономической и социальной сферах. Отрицательное влияние криминогенных факторов может быть нейтрализовано последовательным проведением законодательной и судебно-правовой реформы, реализацией программ, направленных на профилактику безнадзорности и преступности несовершеннолетних.


Заключение

 

В результате проведённого исследования автор пришел к следующим выводам:

Характеристика детерминантов преступности несовершеннолетних и механизма их действия - важная, но не единственная часть криминологической картины этой преступности. Другая ее составляющая - характеристика закономерностей самой преступности несовершеннолетних: качественно-количественных параметров ее уровня, структуры, динамики, личности преступников и потерпевших, мотивации поведения и их влияния на ситуацию в обществе.

Причинами и условиями формирования преступности среди несовершеннолетних являются следующие криминогенные обстоятельства:

1. Отрицательное влияние в семье. Существенные дефекты семейного воспитания имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков.

- Отсутствие (временное или постоянное) у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей.

2. Отрицательные влияния в ближайшем окружении – бытовом, учебном и т. п. Со стороны сверстников или взрослых.

- Подстрекательство со стороны взрослых преступников нередко связаное с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры, другие формы «допреступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников.

- Длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу.

- Проникновение по разным каналам в среду молодежи, например, через средства массовой информации, бытовые контакты и т. д., стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентациями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков, половой распущенности как якобы, нормы современного подростка и т. п.).

Указанные обстоятельства формирования преступности несовершеннолетних, еще более усиливают такие причины:

- безнадзорность, как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних;

- безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений;

- резкие изменения в обстановке глубоких реформ в обществе системы ценностных ориентаций, замедленность и затруднительность их усвоения воспитывающей сферой; значительная опасность в этой связи воздействия на детей и подростков социально негативной информации;

- низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода и т. д.);

- распад системы трудоустройства подростков и воспитания в трудовых коллективах;

- отсутствие достаточной сети учреждений организующих культурный досуг несовершеннолетних, в том числе в летний период;

- увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.

Исходя из сделанных выводов, предлагаются некоторые рекомендации по предупреждению преступности среди несовершеннолетних:

Ø Органам государственной власти и муниципальным органам целесообразно обеспечить реальное планирование, правовое регулирование деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних, а также контроль за ее ходом и результатами.

Ø Для эффективного участия семьи:

Развивать помощь семьям, воспитывающим детей в условиях ниже прожиточного минимума, в условиях отсутствия одного из родителей, осуществлять защиту семьям с детьми от материальных и моральных последствий безработицы родителей или вынужденной смены места работы;

Семья должна осознавать себя полноправным субъектом взаимодействия с государственными и общественными институтами социального воспитания, субъектом контроля за их деятельностью.

Ø Образовательным учреждениям:

Восстановить роль школы в жизни детей и подростков на основе диалога и сотрудничества, совместной деятельностью с семьей;

Повысить квалификацию, культурный и нравственный уровень педагогов;

Усилить консультирование школы психологами и психиатрами;

Осуществлять информационный обмен с правоохранительными органами;

Ввести должность «школьного» инспектора.

Ø Органам способствующим трудоустройству несовершеннолетних:

Содействовать трудоустройству подростков и их трудовой адаптации;

Обеспечить преимущество в приеме на работу подростков и особый порядок их увольнения;

Обеспечить наличие специальных должностных лиц по работе с подростками на предприятии, а также моральную и материальную поддержку наставничества;

Осуществлять профилактику криминогенных влияний и правонарушений в трудовом коллективе на несовершеннолетних.

Ø Учреждениям организующим досуг несовершеннолетних:

Выделить специальные задачи и программы в отношении детей и подростков из неблагополучных семей, других групп риска;

Обеспечить необходимое количество мест для несовершеннолетних, в том числе в летний период.

Ø Службе социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним:

Осуществлять охрану и защиту прав семьи и несовершеннолетних;

Оказание неотложной помощи (телефоны доверия, кабинеты анонимного приема, дома-убежища и т. п.);

Проводить диагностику и оказание длящейся социальной, психологической, медицинской поддержки и помощи.

Для предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних необходимо осуществлять следующие меры:

Деятельность специализированных подразделений по делам несовершеннолетних, следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, например, внесение представлений, частных определений, использование воспитательно-профилактического воздействия самого судопроизводства;

Своевременное изъятие оружия и орудий преступления у ранее судимых подростков;

Правовую и моральную подготовку к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению; трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобождаемых из мест лишения свободы либо осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, и контроль за их поведением.

Применение к несовершеннолетним условного осуждения, систематического контроля за соблюдением такими осужденными общественного порядка и принятых обязательств, своевременной постановки вопросов об обращении приговора к исполнению в случае злостных нарушений, допущенных осужденными.

Установление условий жизни и воспитания подростков, совершивших преступления, особенностей личности, влияния старших.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...