Особенности личности несовершеннолетних, совершающих преступления.
Личность несовершеннолетнего представляет собой еще не полностью сформировавшееся, крайне подвижное и изменчивое системное образование, в котором можно выделить: - не полностью выработанную, сложившуюся и укрепившуюся социальную направленность. В этом возрасте человек, как правило, еще не успел достаточно глубоко и четко определить отношение к окружающему миру и свое место в нем. Поэтому не всякое отклонение от принятых норм поведения, особенно у несовершеннолетнего, можно и нужно истолковывать как антиобщественную направленность личности или соответствующую деятельность; - недостаточно развитые волю и чувства. Однако чаще отмечается не отсутствие силы воли, а ослабление самоконтроля, завышение или занижение самооценки, уровня самокритичности, неумение обдумывать поступки, а тем более — их последствия; - неспособность контролировать свое поведение и эмоции в различных, особенно сложных жизненных ситуациях, в которых и взрослому не всегда легко найти правильное решение. С социально-демографической точки зрения важно отметить следующее: — основную массу преступлений, особенно тяжких, совершают лица мужского пола в возрасте 16-17 лет; — на втором месте — лица мужского пола в возрасте 14-15 лет; — на третьем — лица женского пола; — более половины несовершеннолетних - выходцы из неблагополучных семей, около 40% — имеют только одного из родителей, а около 3 % — сироты. С точки зрения социального положения — несколько больше выходцев из семей, в которых родители заняты малоквалифицированным и неквалифицированным трудом, работают в сфере обслуживания (особенно в торговле), но немало (до 38%) и из числа семей внешне благополучных, где взрослые занимают достаточно высокое положение. Необходимо подчеркнуть, что в последние годы на первый план выходит не само по себе социальное положение родителей, их статус, а уровень культуры, нравственности и духовности;
— по-прежнему выше уровень преступности среди подростков, проживающих в городах — особенно крупных, курортных, «молодых». При этом следует учитывать возросшие миграционные процессы в целом, рост «маятниковой» и обычной миграции. С точки зрения культурно-образовательного уровня необходимо иметь в виду, что: — несовершеннолетние преступники, как правило, отстают в развитии от сверстников на два-четыре года, плохо учатся, чаще нарушают дисциплину, отчуждаются от коллектива; утрата интереса к учебе отмечается у них в пять раз чаще, а неуспевающих — в семь раз больше, чем среди законопослушных подростков; — для данной категории лиц характерна ограниченность духовных запросов: они, как правило, не посещают выставок, театров, библиотек, мало или совсем не читают, предпочитают «легкие» фильмы — боевики, «ужастики», фантастику и эротику (по возможности — и порнографию), развлекательные передачи; — для них свойственны праздное времяпрепровождение, бесцельные прогулки «стаями» или «семьями» по улицам и скверам, сборы в укромных местах (в подвалах, на чердаках, крышах и т.д.), совместное распитие спиртного, употребление токсинов или наркотиков, групповой секс, драки, издевательства над младшими и слабыми; — несовершеннолетние предпочитают свои каналы информации, значимые в их микросреде (неформальных референтных группах, объединениях). Однако эти каналы часто искажают потребляемую ими информацию. В эмоционально-волевой сфере, как правило, преобладают: — ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к чувствам и переживаниям окружающих, не входящих в свой круг, эмоциональная холодность, эгоцентризм, несдержанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие достаточного уровня самокритичности;
— эмоциональная неуравновешенность, трусость, недоверчивость и подозрительность, дерзость, упрямство, тщеславие; — разрыв между уровнем требований к себе и к окружающим, завышенная самооценка; — ослабление волевых качеств (констатируется в 15-20% случаев), но главное при этом — отрицательная направленность воли, т. е. «злая» воля; — нервно-психические аномалии, в основном в границе вменяемости, встречаются в 35-40 % случаев. С точки зрения нравственного уровня, уровня правосознания и ценностных ориентации: — наблюдается значительный разрыв («ножницы») между общепризнанными ценностями, известными несовершеннолетним в принципе и иногда ими разделяемыми на вербальном уровне, и теми, которыми они руководствуются повседневно. По образному выражению А. Макаренко, — это своеобразная «канавка» между нравственным сознанием и реальным поведением, что, в первую очередь, характерно для малолетних правонарушителей; — выше всего, как правило, ими ставятся интересы своего круга — это отражение псевдосолидарности, ложно понимаемого чувства товарищества, долга, совести, чести и порядочности; — жизненные цели у таких лиц заменены стремлением к достижению психологического комфорта в референтной группе, получению сиюминутного удовольствия от жизни; — несовершеннолетним в большей степени, чем законопослушным подросткам, свойственно желание облагородить в собственных глазах свои действия, поступки, что обусловливает искажение оценки поведения окружающих, особенно потерпевших (жертв); — нередко допустимым в их среде признается любое нарушение, включая и противоправное, если «очень нужно»; — характерен низкий уровень правосознания, не одобряется и позиция содействия правоохранительным органам. Профессор К. Е. Игошев отмечал также склонность подростков предаваться мечтам, что уводит их от реальной действительности и создает дополнительный барьер в отношениях со взрослыми. Они боятся быть непонятыми или неправильно понятыми. Отсюда — излишняя замкнутость, повышенная недоверчивость к окружающим, стремление уйти в себя. Иногда могут возникнуть раздражительность и озлобление, проявляющиеся в вспышках агрессивности и жестокости[5, C. 34-47].
Следует подчеркнуть, что суть, ядро внутренних побуждений несовершеннолетних — стремление к взрослости и самостоятельности, желание самоутвердиться любым путем. При этом они ждут от взрослых (нередко подсознательно) помощи, взаимопонимания, эмоциональной близости и поддержки. При этом часто вместо смелости у них наблюдаются наглость и нахальство, вместо настойчивости в достижении цели — упрямство и самодовольство, вместо самостоятельности — неуважение к старшим и их требованиям, даже справедливым и законным. Взрывчато-конфликтные черты личности особенно ярко проявляются в переходном возрасте, в период так называемого пубертатного криза и сопровождающих его резких переломов в психике. В это время самолюбие подростков становится особенно ранимым, отмечаются: резкая смена настроения, нетерпимость не только к нравоучениям, но и любым, порою нейтральным замечаниям со стороны. Могут возникнуть неприятные физиологические явления — повышенная потливость, слезливость, прыщавость, внезапные приливы и отливы крови, сердцебиение и т. д. Подростку то весело, то грустно — «хоть плачь или вешайся», причем нередко внешне беспричинно [5, C. 96-132]. Дополнительную информацию об особенностях личности и внутреннего мира несовершеннолетних правонарушителей дают результаты исследований в местах лишения свободы. Так, большинство воспитанников колонии ответили, что курить они начали в третьем—пятом классах, каждый седьмой — в первом или втором, употреблять спиртное (как правило, пиво и вино) — чуть позже, через два-три года, причем в 67% случаев — дома, в кругу семьи, родственников. Помогали по дому, в хозяйстве — единицы, от случая к случаю. Многие признались, что до колонии не знали цену труду, а главное — свободе, что только в ее стенах впервые задумались о себе, смысле жизни, научились обдумывать свои действия. Почти каждый третий осужденный сетовал на то, что родители (или один из них, большей частью — мать) давали им слишком много воли, не контролировали свободное время. Характерны и такие высказывания — упреки: «Они (родители) от нас чаще откупаются: деньгами, тряпками, предоставлением свободы, чтобы жить для себя: развлекаться, пьянствовать, заниматься любовью, покупать все новые и новые вещи...»
Отцов, судя по ответам, хорошо понимают и любят — единицы, а матерей — почти все. Многие опрошенные тепло отзывались о своих младших братьях и сестрах, жалели, что мало играли с ними, обижали или просто игнорировали. У значительно части правонарушителей отсутствует вера в настоящую дружбу, любовь: «Все это вранье, все девушки неверны, только мамы хорошие». Их представление о счастье: «Когда у меня все есть и нет проблем». Важная деталь — почти треть опрошенных связывает свое понятие о счастье с тем периодом времени, когда они были маленькими и родители уделяли им больше своего внимания (например, вместе читали, куда-то ходили, мастерили и т.д.). Таким образом, несовершеннолетние правонарушители имеют специфические (но не столько врожденные, сколько приобретенные) личностные особенности. Многие из этих особенностей — результат внутрисемейных проблем и ошибок в воспитании детей, прежде всего — со стороны родителей и лиц, их заменяющих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|