Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические проблемы несовершеннолетних преступников.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности; самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков - правонарушителей характерен низкий уровень развития: познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков, в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители [8. C. 34-43].

Подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным, главным образом, в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста — школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее из появившихся чувств — чувство взрослости — представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда — типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически — это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступает в него уже постпубертатными, однако на его долю выпадает, задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

Потребность подростка в общении и самоутверждении должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально значимой полезной деятельности. Если это по каким-то причинам не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курение, нецензурщина, хулиганство), оно может стать опасным криминализирующим фактором [15, C. 189-194].

В настоящее время внимание, как практикующих врачей-психиатров, так и ученых-медиков стали привлекать пограничные явления, проявляющиеся у детей с асоциальным поведением. Психиатрами, в частности Личко, достаточно глубоко изучалась акцентуация характера подростков, т.е. крайние проявления нормы, за которыми начинаются патологические явления, психопатии. Автор определяет акцентуацию характера как «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная, уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим»[8, C.383 – 400].

На основе комплексного, многомерного анализа экспертных данных были выделены симптомокомплексы, определяющие индивидуально-типологические, психологические и социально-психологические факторы, способствующие формированию антиобщественного поступка.

У 40% подростков первой группы наблюдались выраженные признаки преждевременного полового созревания, что проявлялось в раннем пробуждении сексуальности. Во второй группе это наблюдалось только у 30% обследуемых, причем все они были лидерами преступных групп.

Анализ индивидуально-типологических характеристик выявил у подростков первой группы выраженную несбалансированность нервных процессов— 64%, высокий показатель агрессивных тенденций — 71 %, высокую эмотивность — 57%, сексуальную напряженность— 71%. Во второй группе насильников эти показатели были достоверно ниже. Несбалансированность нервных процессов наблюдалась у 42%, агрессивные тенденции у 45%, эмотивность у 28%, напряженность сексуальных влечений у 38%.

В структуре личности у большинства подростков обеих групп диагносцировались акцентуации характера. Однако в первой группе преобладали: эпилептоидный тип — 64%, шизоидный — 12%, неустойчивый — 11%. Во второй группе у 14% диагносцировался гипертимный тип, 13% — неустойчивый тип и 10% — конформный тип. У подростков обеих групп наблюдалась неадекватная самооценка.

Существенное влияние на содержательную характеристику ситуации деликта оказали особенности межличностного общения подростков и их жертв.

В первой группе только 30% имели тесные межличностные контакты с жертвами (вместе учились в классе, общались во дворе и пр.), 60% — знали жертв в лицо, но никогда с ними не дружили, и только 10% совсем не были знакомы с жертвой. Их поведение в ситуации деликта отличалось выраженной импульсивностью, а жертвами в основном были малолетние девочки. Подростки второй группы в подавляющем большинстве случаев были лично знакомы с жертвами или слышали о них. Поведение самой жертвы в изучаемых ситуациях групповых насилий отличалось выраженной виктимностью, причем 65% жертв имели сексуальные контакты с одним из членов группы.

Анализ показал, что в обеих группах подростков-насильников нравственно-ценностная ориентация личности представляла собой неустойчивую систему, особенно это проявлялось во второй группе. Их представления о морали и моральных ценностях носили ярко выраженный неадекватный характер. Особенности преступлений определялись также ранней, сексуальной стимуляцией при просмотре видеопорнографии.

Комплексный психологический анализ сексуальных преступлений несовершеннолетних позволяет оптимизировать процесс расследования и профилактики преступлений, а также разработать криминалистически значимые критерии данной категории преступлений с учетом психологических факторов.

Причины, приводящие к психологическим расстройствам, акцентуациям характера, связывают как с органическим повреждением мозга (асфиксия при рождении, черепно-мозговые травмы, тяжелые интоксикации), так и с социальными факторами, среди которых на первом месте стоят условия семейного воспитания. Чаще всего эти факторы настолько тесно связаны, что вызывают серьезные затруднения) у исследователей при определении первопричины психологических отклонений подростка.

Поэтому эффективная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних предполагает комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и; медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Рост потребностей многих современных подростков значительно опережает рост возможностей их удовлетворения.

Мода, зрелища, туризм (особенно заграничные путешествия), компьютеры, машины, сигареты и нередко спиртные напитки — все это входит сейчас в круг потребностей пятнадцатилетних, шестнадцатилетних и определяется единственным лозунгом — «я этого хочу». При этом совершенно игнорируется другая сторона решения этой проблемы, которую можно сформулировать следующим образом: «Я этого пока не могу себе позволить, потому что у меня нет денег и я не научился их зарабатывать».

Важное значение для нормального развития подростка имеет установление гармонических отношений между тем, чего он хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен.

Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. Препятствием для нормального развития личности подростков с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе. Как считают некоторые авторы, дети с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности.

Как отмечают некоторые исследователи, в ряде случаев антисоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением нервной системы, явлениями интеллектуальной неполноценности и психопатическими чертами личности. Эти подростки отличаются большей степенью внушаемости, не критичностью поступков, а их влечения принимают нередко извращенный характер (садистский оттенок агрессии и т. д.).

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего обусловлено влиянием факторов в первую очередь внешней социальной среды (в особенности микро-, среды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, обусловливающими его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

Во-первых, во всех обществах понятия «старший» и «младший» означают не только возрастные различия, но и статусные. Понятие «старшинство» имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая некоторое неравенство или, по меньшей мере, асимметрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие «младший» указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчиненный статус. Так что возрастные различия оборачиваются социальным неравенством. И в российском обществе дети, подростки, молодежь страдают не только от непонятности или же репрессивных мер «воспитания», но и от неравенства положения, неравенства шансов по сравнению со взрослыми получить соответствующее жилье, работу, вознаграждение за нее; сегодня молодые люди — первые кандидаты в безработные.

Во-вторых, противоречия между постоянно растущими потребностями людей и относительно неравными возможностями их удовлетворения приобретают применительно к молодежи особенно острый характер в силу противоречия между, повышенным энергетическим потенциалом молодых, бурным развитием их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желанием самоутвердиться в мире взрослых и недостаточной социальной зрелостью, недостаточным профессиональным и жизненным опытом, а следовательно, и сравнительно невысоким (неопределенным, маргинальным) социальным статусом.

В-третьих, применительно к молодым остро стоит проблема «канализирования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом, допустимом направлении, ибо молодежь особенно нуждается в социальном признании и самоутверждении, а неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных поступках, преступлениях («комплекс Герострата») или же приводит к «уходу» (алкоголь, наркотики, суицид) как форме пассивного протеста.

Если для одной части подростков и молодежи средством активного самоутверждения служат иногда преступления, то для других оказывается предпочтительнее уход от чуждого, не понимаемого мира в алкоголь, наркотики или же добровольный уход из жизни. Потребление алкоголя и наркотиков, суицидальное поведение — это формы ухода как результата неприятия (сознательного или несознательного) социальной действительности, неумения (нежелания) приспособиться к ней одобряемыми обществом способами.

Согласно концепции «двойной неудачи» американского социолога Р. Мертона, ретристские формы поведения возникают при наличии двух обстоятельств: 1) длительной неудачи в достижении разделяемых обществом целей легальными средствами и 2) неспособности прибегнуть к незаконным (преступным) способам достижения этих целей. «Двойная неудача» ведет как к индивидуальному ретризму, так и к формированию ретристских субкультур.

Примерная типология объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием следующая:

1. Случайная группа — например, затевающая драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность «отпустить тормоза». Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.

2. Ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление к уходу от действительности, от жизненных трудностей. Крайний вариант ухода от действительности — это суицид). Обычное занятие ретристских групп — бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания.

3. Агрессивная группа — основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде. Характерными особенностями агрессивной группы являются жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление: «мы—они».

Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят члены «стай», как правило, из конфликтных семей. А отсюда — примитивный уровень мышления.

В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие «стаи» обоснованно называют молодежными бандами.

У нас довольно длительное время массовые драки подростков, их жестокость и вандализм наивно считали «мальчишескими» шалостями, принимали за этакую молодецкую забаву, которой будто бы издавна «славилась» Русь. В результате жестко организованные уголовниками группировки называли группами «трудных подростков», которые «сегодня подерутся, а завтра помирятся». Но сегодня нередко эти драки не случайные, а назначенные, причем сами лидеры в них не участвуют.

Структура преступности несовершеннолетних имеет свои особенности. Для нее характерно резкое возрастание удельного веса преступлений имущественных и сопряженных с насилием. Например, удельный вес изнасилований, разбоев и грабежей по делам несовершеннолетних втрое выше, чем в структуре общей преступности. Кражи, грабежи, разбои и хулиганство составляют 76% всех дел несовершеннолетних из числа направленных в суд, а вместе с убийствами, изнасилованиями и тяжкими телесными повреждениями — 90%.

Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе. Если из всех преступников по линии уголовного розыска совершили преступления в группах 38%, то из несовершеннолетних — 70%.

Специфической особенностью насильственных преступлений несовершеннолетних, в том числе убийств и тяжких телесных повреждений, является резко неадекватная, лежащая в истоках мотивации таких преступлений реакция на действия, которые воспринимаются ими как оскорбление. Психологическое объяснение этого феномена связано с двумя мотивами: недоверие к взрослым из-за необоснованного обобщения собственных ненормальных отношений и переноса этих взаимоотношений на других людей.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...