Философия и мировоззрение.
Стр 1 из 29Следующая ⇒ Социокультурный статус и функции философии. Философия и мировоззрение. Социокультурный статус и функции.Философия и мировоззрение. ФИЛОСОФИЯ (греч., букв.— любовь к мудрости), форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру. Ф. как теоретич. форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологич. и религ. форм мировоззрения, к-рые основываются на вере и отражают действительность в фантастич. форме. Ф. выступает в качестве науч.-теоретич. системы, выражающей мировоззрение. По своим функциям Ф. есть последовательно науч. филос. мировоззрение, а также общая методология познания объективного мира. Выполняя эти функции, она вырабатывает средства мировоззренч. ориентации человека, общеметодологич. принципы исследования в области всех частных наук. Ф., к-рая включает в себя не только учение о сущности и законах развития природного и социального мира, но и нравств., эстетич. идеи и убеждения, т. е. не только отражает закономерности действительности, но и выражает отношение к ней людей и социальных групп. Отправной теоретич. пункт всякого филос. учения — вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. Изолировать частные науки от Ф.— значит обрекать учёных на отказ от мировоззренч. и общеметодологич. принципов исследования. Сознат. приобщение к филос. культуре позволяет специалисту преодолеть односторонность в подходе к объекту исследования, крайне отрицательную в условиях совр. узкоспециализиров. науч. деятельности. Место Ф. в науч. познании определяется не рамками отд. опыта, а развитием науки и науч. практики в целом; оно выявляется на уровне выдвижения и обоснования фундаментальных гипотез, построения теорий, выявления и разрешения их внутр. противоречий, раскрытия сущности исходных понятий науки, осмысления новых принципиальных фактов и выводов из них, разработки методов исследования и т. д. Ф. является мировоззренч. и методологич. основой всего социального познания. Она вооружает социальную мысль пониманием общих закономерностей историч. развития человечества.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, и выражается через образ жизни человека и общества. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
Структура и функции философии В различных философских направлениях система философского знания организована по-разному. Однако все же можно выделить несколько крупных разделов, имеющих относительно самостоятельный предмет: - онтология – учение о бытии, основных формах существования окружающей реальности, содержании наиболее общих принципов и законов функционирования и развития мира; - гносеология (теория познания) – учение о предпосылках и сущности, возможностях и путях человеческого познания, отношении знания к реальности и условиях его истинности; - философская антропология – учение о человеческом бытии, человеке как носителе сознания и субъекте общественных отношений; - социальная философия – учение о структуре, наиболее общих законах функционирования и развития общества. Среди основных функций философии нужно отметить следующие: - мировоззренческая функция состоит в выработке обобщенных представлений человека о мире, месте в нем человека, формах практического, познавательного и ценностного отношения человека к миру; - гносеологическая функция направлена на выработку средствами философии представлений о предпосылках и сущности, возможностях и путях человеческого познания, отношении знания к реальности и условиях его истинности; - систематизирующая функциязаключается в обеспечении средствами философии единства фундаментальных знаний, почерпнутых в рамках различных научных дисциплин, придании науке системного характера; - методологическая функция состоит в разработке в рамках философии особых правил, операций и приемов познавательной деятельности, которые используются в качестве универсальных методов научного познания; - критическая функция состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности; - аксиологическая функция предполагает выработку средствами философии критериев оценки значимости природных и социальных явлений для человека, социальной группы или общества в целом; - праксеологическая функция связана с выявлением в русле философии основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности;
- прогностическая функция охватывает совокупность представлений, выработанных в рамках философии, отражающих возможные состояния и тенденции развития природы и общества в будущем. Философия и мировоззрение. Философия представляет собой продукт духовного развития общества и является особым типом мировоззрения, сложившимся в ходе культурно-исторического развития. В связи с этим необходимо рассмотреть смысл понятия «мировоззрение». У людей всегда существовали и существуют самые общие представления о мире, о его возникновении, закономерностях развития, о том, какое место в мире занимает человек, каков смысл его жизни, какие ценности должны определять человеческую жизнь, в соответствии с какими убеждениями должен действовать человек. Такие представления необходимы человеку для организации его деятельности, поведения, общения, для собственной самореализации, для определения жизненной позиции. Мировоззрение представляет собой сложную систему наиболее общих представлений о реальности, ценностных установок, а также схем поведения и деятельности, которые обеспечивают сознательный выбор жизнедеятельности человека и регулируют взаимоотношения между людьми. Данное определение позволяет выявить три компонента в структуре мировоззрения: 1) Познавательный компонент включает наиболее общие представления и знания о происхождении, строении и развитии мира, месте человека в мире, о познавательном отношении человека к миру, которые в совокупности образуют картину мира. Эти представления и знания дают ответы на вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, в каком отношении находится жизнь к неживому, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной. Также сюда относятся самые общие взгляды о том, что собой представляет общество, как оно устроено и функционирует, какова направленность изменений в обществе, предсказуемы ли эти изменения, свободен ли человек в выборе поступков и направленности деятельности. Данный компонент мировоззрения содержит в себе также представления о познавательном отношении человека к миру: как соотносятся между собой знания и представления людей с предметами окружающего мира, возможно ли адекватное отражение предмета в сознании людей, что такое истина.
2) Ценностный компонент содержит принятые в обществе на определенном историческом этапе ценности и ценностные отношения между людьми, которые фиксируют многосторонние отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе. Понятие «ценность» указывает на некое явление, важное и значимое с точки зрения человека и общества. Ценности охватывают многообразие природных и социальных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого и несправедливого, допустимого или запретного, а также установки, оценки, запреты, которые закрепляются в общественном сознании и выступают ориентирами деятельности человека. 3) Поведенческий компонент охватывает совокупность выработанных в ходе исторического развития и соответствующих определенному состоянию общества правил, норм, принципов поведения, убеждений, служащих регулятором человеческой жизнедеятельности. Правила и нормы поведения имеют своей целью воплотить представления людей о мире и ценности в деятельности человека. Важную роль в их реализации составляют убеждения, а также способность и готовность воплотить усвоенные знания и ценности на практике. Также в структуре мировоззрения можно выделить два взаимосвязанных уровня: обыденное и теоретическое.
В истории развития человеческого общества можно выделить три основные типы мировоззрения: - миф; - религия; - философия. Мифологическое мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное, а также на установке, согласно которой мир рассматривается как единое целое: сверхъестественные существа являются неотъемлемыми частями природы, обитают в ней и могут непосредственно общаться с людьми и другими природными существами.
Религиозное мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное и разделении мира на природный и сверхъестественный. При этом природный мир рассматривается как зависимый от сверхъестественного мира: Бог вечен – природа сотворена им и существует временно; Бог всемогущ – природа зависима во всех своих явлениях от Бога, Бог совершенен – природа несовершенна. Философское мировоззрение представляет собой систему рационально обоснованных представлений о мире и месте человека в мире. Исторически философское мировоззрение возникло позже, чем миф и религия, и сформировалось во многом как средство преодоления их недостаточности. Впервые философия возникает в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции. Основное отличие философии от мифа и религии заключается в том, что в основании мировоззрения находится не вера, а рационально обоснованные знания. Рациональный способ формирования философского мировоззрения, сближал содержание философии с представлениями зарождающейся науки. Вплоть до 17-18 вв. вследствие относительного невысокого уровня развития научных представлений философия по сути включала в себя весь массив рационально обоснованных знаний о мире. В 17-18 вв. происходит формирование самостоятельных наук, и в результате философия объединяет в себе лишь наиболее общие фундаментальные знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|