Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности восточной философии.




Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. В восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией и «Ригведами»: инь — женское начало и янь — мужское начало или рассмотрение вещей как комбинации пяти материальных первооснов — земли, воды, воздуха, огня и дерева. Часто обсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний. Вводятся понятия: сансара — перевоплощение, возрождение души, карма — воздаяние человеку после смерти или индивидуальная судьба человека, аскеза — достижение сверхъестественных способностей путем самоограничения, нирвана — высшее состояние, цель человеческих стремлений, «состояние души, освобожденной от оков материи» и др.

Индийская философская мысль – древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед (“ведение,знание”) - первый литературный памятник Индии. Веды в переводе означают: "ведать", "знать".

Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными системами веданта, санкхья, йога и неортодоксальными - буддизм, джайнизм.

Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара, колесо перевоплощений живых существ,- бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я".

Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира - пракрити и абсолютной души - пуруши, независимой от материальной основы мира.

Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.

В древнекитайской школе выделяют следующие школы: конфуцианство, даосизм, школа «инь-янь».

Даосизм. Основные представители – Лао-цзы, Чжуан-цзы. Цель даосизма – достичь единства с первоосновой мира – дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. Человек должен избегать движения, действия, активности, нововведений.

Конфуцианство. Родоначальник Конфуций. В центре внимания К. – взаимоотношения человека и общества, человек должен держаться золотой середины в ситуации выбора, быть человеколюбивым, требовательным к себе. Часть учения – призыв к знанию, образованию. Самостоятельному прочтению и осмыслению книг.

Школа «инь-ян». Борьба двух противоположностей – инь и ян – рассматривается как источник движения окружающего мира. В борьбе инь и ян выражается дао. Инь – отрицательное, темное, женское, пассивное, слабое. Ян – положительное, светлое, мужское, активное, сильное.

Восточная преднаука.

Преднаука — начальный этап становления научного знания в рамках цивилизаций Древнего Востока. Особенности преднауки: непосредственная связь с практическими задачами, рецептурный характер, догматичность, сакральность. Преднаука сформировалась в рамках школ жрецов, которые аккумулировали социально-полезные знания в области астрономии (неразличимой от астрологии), математики (неразличимой от нумерологии), архитектуры, медицины и алхимии. Систематизация знания шла вокруг решения практических задач. Знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Например,астрономия применялась почти исключительно для службы времени и регулирования строгого расписания ритуальных обрядов(положение звезд, календарь).

 

10. Роль философии в становлении античного идеала науки.

И.Д.Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории.

1. Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний.

2. Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания.

3. Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний.

4. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.

Периодизация

Первый период - период ранней греческой науки, получивший у древних авторов наименование науки "о природе". Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.

Второй период - эллинистические науки. Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления “единой науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.

Третий период - период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма, появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.

Пифагор (570 г. до н.э)

Пифагор пришел к убеждению, что все в мире определяется числами или соотношениями чисел - привело в конечном итоге к разработке новой научной дисциплины – геометри-ческой алгебры. К тому же времени относилась и разработка метода математической дедукции. Многое было сделано пифагорейцами и в области астрономии. Согласно древним источникам, впервые идея о шарообразности Земли была высказана Пифагором и потом в письменном виде сформулирована Парменидом. В области оптики, он считал, что объекты становятся видимыми благодаря “выстреливаемым” ими крохотным частицам, попадающим в глаз человека. Потрясающее предвидение Пифагора вспоминали на всех этапах создания корпускулярной теории. Зная законы отражения,развивал геометрические методы построения мнимых изображений плоскими и кривыми зеркалами, основанные на прослеживании отраженных лучей и их продолжений за зеркало.С именем Пифагора связана легенда о первом доказательстве теоремы, носящей его имя.

Эвдокс.(около 400 г. до н.э.)

Расширил область применения математики на астрономию и создал свою астрономии-ческую теорию – геометрическую модель космоса, получившую название модели гомоцентрических сфер. Основал обсерваторию. Известен “метод исчерпывания” Эвдокса - прообраз будущей теории пределов, который подготовил почву для позднейшего развития математического анализа.

Эмпедокл (ок. 493 – 433 до н.э.).

Поставил несколько оригинальных опытов для объяснения путем аналогии некоторых явлений природы. Эмпедокл выдвинул теорию, впоследствии названную теорией окулярных пучков, по которой предметы становятся видимыми благодаря использованию неуловимого щупальца, простирающегося от глаза и захватывающего видимый предмет. По существу, пытался свести зрение к осязанию, начав тем самым научную дискуссию, длившуюся несколько столетий и окончательно прекратившуюся только в средние века.

Аристотель (384-322 до н.э.)

В оптике установил основные законы оптических явлений: прямолинейное распростра-нение света, отражение световых лучей от зеркальных поверхностей, преломление лучей на границе прозрачных сред, например, стекла и воздуха. Среди многочисленных работ Аристотеля особое место занимают трактаты по логике (“Метафизика”, “Риторика”, “Поэтика” и т.д.), а также физические трактаты: “Физика”, “О небе”, “О возникновении и уничтожении”, “Метеорологика”. Темы, затронутые, например, в “Метеорологике”, являются в наше время предметами различных наук, и эта книга интересна не только как попытка объяснения явлений природы, но и как опыт применения единых принципов для объяснения разнородных явлений. Многие объяснения Аристотеля научны если не по результату, то по методу. Опираясь на учение о четырех элементах (вода, воздух, огонь, земля) и исходя из представления о двух испарениях – сухом и влажном – Аристотель обнаруживает единство явлений огромного диапазона: ветра, дождя, землетрясений, комет, болидов, Млечного Пути. Рассуждения основаны на установке: объяснить как можно больше эмпирических фактов исходя из единого теоретического принципа.

Архимед (287-212 до н.э.)

Научные труды относятся к математике, механике, физике и астрономии. Разработал научные основы статики. Заложил основы гидростатики. Известен описанный самим Архимедом прибор для определения видимого диаметра Солнца. Этот прибор можно считать первой известной нам из литературы научно-измерительной установкой. Величайший ученый древности предвосхищает идеи интегрального и дифференциального исчисления нового времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...