Когда научная дисциплина меняет одну парадигму на другую, по терминологии Куна, это называется «научной революцией» или «сдвигом парадигмы».
Некоторые общие положения теории Куна можно суммировать следующим образом: 1. Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки; 2. Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научных знаний; 3. Наука развивается по принципу чередования периодов «нормальной» и «революционной» науки, а не путем накопления знаний и присоединения их к уже имеющимся. Следующие события попадают под определение кунновской смены парадигм: · Смена птолемеевскойкосмологиикоперниковской. · Объединение классической физики Ньютономв связанное механистическое мировоззрение. · Замена максвелловского электромагнетическогомировоззрения эйнштейновским релятивистским мировоззрением. · Развитие квантовой физики, переопределившей классическуюмеханику. Допарадигмальный период в развитии науки характеризуется наличием большого числа школ и различных направлений. Каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в русле конкретной науки, причем в основе этих интерпретаций могут находиться различные методологические и философские предпосылки. В качестве примера можно рассмотреть историю физической оптики. От глубокой древности до конца XVII века не было периода, для которого была бы характерна единственная и общепринятая в научном сообществе точка зрения на природу света. На смену допарадигмальной науки приходит, по мнению Куна, зрелая наука. Зрелая наука характеризуется тем, что в данный момент в ней существует не более одной общепринятой парадигмы.
Первоначальные расхождения, характерные для ранних стадий развития науки, с появлением общих теоретических и методологических предпосылок и принципов постепенно исчезают, сначала в весьма значительной степени, а затем и окончательно. Более того, их исчезновение обычно вызвано триумфом одной из допарадигмальных школ, например, общественным признанием парадигмы Франклина в области исследования электрических явлений. Зрелая наука в своем развитии последовательно проходит несколько этапов. Период нормальной науки сменяется периодом кризиса, который либо разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной революции, которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой парадигмы снова наступает период нормальной науки. Согласно концепции Куна, развитие науки идет не путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через смену ведущих представлений -- через периодически происходящие научные революции. Однако, действительного прогресса, связанного с возрастанием объективной истинности научных знаний, Кун не признает, полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы лишь как более или менее эффективные для решения соответствующих задач, а не как истинные или ложные. В этой связи следует отметить, что Кун не связывает явно смену парадигм с преемственностью в развитии науки, с движением по спирали от неполного знания к более полному и совершенному. По моему мнению, Кун опускает вопрос о качественном соотношении старой и новой парадигмы: является ли новая парадигма, пришедшая на смену старой, лучше с точки зрения прогресса в научном познании? Спираль развития зрелой науки у Куна не направлена вверх к высотам "абсолютной истины", она складывается стихийно в ходе исторического развития науки. Преемственность научного зания не явл. однообразным, одинаковым процессом. Наука имеет 2 тенденции в развитии: 1) размеренный, эволюционный процесс, обычно приводит к количественным изменениям; 2) процесс взрывного нрава, революционный, приводит к высококачественным изменениям. Соответственно, выработаны 2 концепции развития научного познания: Кумулятивизм – концепция развития научн. зн-я, в согласовании с которой оно представл. собой непрерывный процесс скопления нового познания на базе имеющегося. При этом подразумевается, что каждый следующий шаг м.б. изготовлен только с учетом следующих достижений: новое познание поточнее, адекватнее старенького: в древнем знании имеют ценность только те элементы, кот. соответствуют современным теориям (Мах, Дюгерм, О.Конт). Происходящее количественное изменение науки происходит в процессе постепенного скопления новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках имеющихся научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформированных теорий, понятий и принципов. Анитукулятивизм – концепция развития науч. зн-я, отрицающая его непрерывность и преемственность (Койре, Кун, Поппер). Эта концепция на 1-ый план выдвинула делему научных революций, т.е. развитие познания происходит взрывообразно, вследствие научных революций. Науч. револ. – коренной сдвиг в стиле мышления, в картине мира, связанный с возникновением принципно нового познания, сменой методологии научн. мышления.
В истории развития науки имеет место и тот и др. процессы, но приращение познаний осущ. резвее в период н. револ-й. Так, во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост познаний, но осн. теор-е представления остаются практически постоянными. В пер-д науч. револ-и подвергаются ломке конкретно эти представления. Рев-я в науке подразумевает пер-д ломки главных, базовых концепций, считавшихся ранее незыблемыми, это пер-д скачкообразного углубления и расширения сферы научного зания. Примерами научн. револ-й явл. создание гелиоцентрической с-мы мира (Коперник), формирование традиционной механики и экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и в особенности Ньютон), револ-я в естествознании к.ХIХ–н.ХХ в.–появление теории относительности и квантовой механики (Энштейн, Планк, Бор, Гейнзенберг). Большие конфигурации происх. в современной науке, в особенности связанные с формированием и развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся с-м), электроники, генной инжененрии… Научн. револ-я подводит результат предыдущему познанию, поднимает его на новейшую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и способы исследования, ускоряя темп развития науки.
Науч. революции связывают с 1) построением новых базовых теорий; 2) разработкой новых науч. средств и способов; 3) перестройкой оснований научн. познания (смена картина мира, эталонов и нормнауч. иссл-я). Современные науч. револ-ии стимулируются запросами производственно-технологической сферы. Науч. прогресс – движение от обычного к сложному, наращение познаний и способностей их использовать. Системный нрав виден на глобальных науч. револ-ях. Неважно какая науч. револ-я делает объединение, диапазон наук. Возникает новенькая парадигма (Т. Кун). Парадигма – эталон разъяснения явления на каких-либо принципах, средствах разъяснения. Развитие науки хар-ся диалектическим взаимодействием 2 обратных процессов – дифф-цией (выделение новых научн. дисциплин) и интеграцией (синтезом познания, объединением почаще «стыковых» дисциплин). На одних шагах преобладает дифф-я (особ. в период появления науки либо дисциплины), на других – интегр-я, как в современной науке. Дифф-ция наук началась на рубеже XVI-XVII вв, когда фил-я разделилась на фактически фил-ю и науку как систему знан. и соцю институт. В свое очередь фил-я делится на ряд наук (этика, онтология…), наука как целое делится на личные науки, а снутри их на дисциплины. Процесс дифф-ции дальше продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями производства, так и внутренними потребностями самого научного познания. Следствием этого стало появление и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук. Напр, как биологи углубились в исследование живого, что сообразили значение хим-х процессов в клеточках, организмах, началось усиленное исследование этих результатов, скопление соответственных познаний, что привело к появлению биохимии.(биофизика, физхимия, биогеохимия). Дифф-ция – следствие роста и усложнения познаний. Она ведет к специализации и разделению науч. труда, что м.б. положительным (глубочайшее исследование явлений, увеличение производ-ти труда уч-х) т отрицательным (утрата связи целого, сужение кругозора, время от времени до «проф-го кретинизма»). Сразу с дифф-ей происх. пр-с интеграции – объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, объединение их способов, что хар-но для современной науки. Т.обр., развитие науки – это диалектический пр-с, в кот. дифф-ция сопровождается интеграцией, где происх. взаимопроникновение и объединение в единое целое разных направление науч. зания мира. В соврем. Н. всераспространено объединение наук для решения больших з-ч и глоб-х заморочек (исследование космоса, эколог-я неувязка). Все теснее ведут взаимодействие естеств-е, соц-е и техн-е науки, увелич-ся роль Н. в практике и всех сферах жизни людей. Но взаимопроникновение наук рождает новые области, предметы исследования, что приводит к образованию новых наук.
1) Классическая парадигма, начало от античности, более всего связана с достижениями классической механики XVII-XVIII вв., благодаря кот. были выработаны специфические представления о материи, движении, пространстве и т. д. Законы механики рассматривались как универсальные.Все во Вселенной рассматривалось как состоящее из неизменных элементов, двигающихся по универсальным законам классической механики. Каждое явление имело причину и одновременно являлось причиной других явлений. Цепь событий, связанная причинно-следственными отношениями (их можно выстроить в линию), брала своё начало в прошлом, через настоящее, шла в будущее. Развитие трактовалось как поступательное движение, без альтернатив. Альтернативные варианты развития событий как временные отклонения, которые, в конечном счете, сводятся, вливаются, поглощаются главным течением событий. Картина мира - это мир, жестко связанный причинно-следственными связями. 2) Неклассическая парадигма, возникшая на рубеже XIX - XX вв., отвергла абсолютный детерминизм и ввела новые критерии и идеалы: 1. восприятие реальности не "самой по себе", а через используемые средства; 2. осмысление связи между знаниями объекта и характером средств и операций деят-ти субъекта познания как неотъемлемой части познаваемой реальности. Результативность познания определяется уже не только спецификой изучаемого явления, факта или события, но и способами взаимодействия с ним исследователя, его "включенностью" в изучаемый процесс, возможностью пропустить его "через себя". 3) Постнеклассическая парадигма начинает складываться в последнюю треть XX в. Начиная с этого времени в большинстве фундаментальных научных дисциплин изучаются сложные, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы. Исследованием таких систем занимается синергетика. Позиции жесткого детерминизма и редукционизма уже на этапе неклассической науки не рассматривались как универсальные принципы научного познания. Это было связано с тем, что обширный класс явлений и процессов не укладывался в рамки линейных, равновесных и обратимых схем. Такие схемы имеют место для простых случаев. Т.е. редукция как рабочий метод познания не отвергается, а признается ограниченность её применения. Любые сложные системы: ядра, атомы, молекулы, живые организмы и т. д. - обнаруживают внутреннюю целостность. Целостностьтаких структур проявляется в свойстве когерентности движения элементов. Изучение только элементов, их связей м-у собой не позволяет предсказать изменение всей системы. Синергетический стиль мышления допускает определенный теоретический и методологический плюрализм, многообразие различных, вплоть до альтернативных, теорий и методологий. Научная революция – это форма разрешения многогранного противоречия между старым и новым знанием в науке, кардинальные изменения в содержании научных знаний на определенном этапе их развития. В ходе научных революций происходит качественное преобразование фундаментальных оснований науки, смена новыми теориями старых, существенное углубление научного понимания окружающего мира в виде становления новой научной картины мира. Анализ истории науки позволяет выделить несколько типов научных революций: – глобальная – революционный переворот в основаниях всей науки; – комплексная – радикальные изменения в ряде научных областей; – частная – кардинальный переход к новому пониманию предметной области данной науки на основе создания новой фундаментальной теории; – научно - техническая – качественное преобразование производительных сил общества, условий, характера и содержания труда на основе внедрения результатов научного познания во все сферы жизни человека. Первая глобальная научная революция разрешилась формированием науки как социального института в XVI – XVII вв. Одной из первых научных теорий стала механика. Эта теория лежит в основе механической картины мира. С этого момента и вплоть до 30-х гг. ХХ века длился классический этап развития науки, прежде всего классического естествознания. Вторая глобальная революция в науке ознаменовала создание квантовой теории, которая вместе с теорией относительности служит фундаментом квантово-полевой картины мира, характеризующей неклассический этап развития науки. Третья глобальная революция совершается в наши дни (началась приблизительно в 70-е гг. ХХ столетия). Ее сущность связана с утверждением в науке принципов развития, системности и самоорганизации, а также антропного принципа. На их основе формируется новая научная картина мира – эволюционно-синергетическая. С начала этой революции наука вступила в новую стадию своего развития – постнеклассическую. Одна из комплексных научных революций в науке связана с созданием квантовой теории, которая стала причиной радикальных изменений не только в физике, но и в химии, и в геологии. Как следствие возник целый ряд пограничных наук – квантовая химия, физическая химия, геохимия и др. Примером частной научной революции может служить создание генетической теории в биологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|