Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когда научная дисциплина меняет одну парадигму на другую, по терминологии Куна, это называется «научной революцией» или «сдвигом парадигмы».




Некоторые общие положения теории Куна можно суммировать следующим образом:

1. Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки;

2. Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научных знаний;

3. Наука развивается по принципу чередования периодов «нормальной» и «революционной» науки, а не путем накопления знаний и присоединения их к уже имеющимся.

Следующие события попадают под определение кунновской смены парадигм:

· Смена птолемеевскойкосмологиикоперниковской.

· Объединение классической физики Ньютономв связанное механистическое мировоззрение.

· Замена максвелловского электромагнетическогомировоззрения эйнштейновским релятивистским мировоззрением.

· Развитие квантовой физики, переопределившей классическуюмеханику.

Допарадигмальный период в развитии науки характеризуется наличием большого числа школ и различных направлений. Каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в русле конкретной науки, причем в основе этих интерпретаций могут находиться различные методологические и философские предпосылки. В качестве примера можно рассмотреть историю физической оптики. От глубокой древности до конца XVII века не было периода, для которого была бы характерна единственная и общепринятая в научном сообществе точка зрения на природу света. На смену допарадигмальной науки приходит, по мнению Куна, зрелая наука. Зрелая наука характеризуется тем, что в данный момент в ней существует не более одной общепринятой парадигмы.

Первоначальные расхождения, характерные для ранних стадий развития науки, с появлением общих теоретических и методологических предпосылок и принципов постепенно исчезают, сначала в весьма значительной степени, а затем и окончательно. Более того, их исчезновение обычно вызвано триумфом одной из допарадигмальных школ, например, общественным признанием парадигмы Франклина в области исследования электрических явлений.

Зрелая наука в своем развитии последовательно проходит несколько этапов. Период нормальной науки сменяется периодом кризиса, который либо разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной революции, которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой парадигмы снова наступает период нормальной науки.

Согласно концепции Куна, развитие науки идет не путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через смену ведущих представлений -- через периодически происходящие научные революции. Однако, действительного прогресса, связанного с возрастанием объективной истинности научных знаний, Кун не признает, полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы лишь как более или менее эффективные для решения соответствующих задач, а не как истинные или ложные.

В этой связи следует отметить, что Кун не связывает явно смену парадигм с преемственностью в развитии науки, с движением по спирали от неполного знания к более полному и совершенному. По моему мнению, Кун опускает вопрос о качественном соотношении старой и новой парадигмы: является ли новая парадигма, пришедшая на смену старой, лучше с точки зрения прогресса в научном познании? Спираль развития зрелой науки у Куна не направлена вверх к высотам "абсолютной истины", она складывается стихийно в ходе исторического развития науки.

Преемственность научного зания не явл. однообразным, одинаковым процессом. Наука имеет 2 тенденции в развитии: 1) размеренный, эволюционный процесс, обычно приводит к количественным изменениям; 2) процесс взрывного нрава, революционный, приводит к высококачественным изменениям. Соответственно, выработаны 2 концепции развития научного познания: Кумулятивизм – концепция развития научн. зн-я, в согласовании с которой оно представл. собой непрерывный процесс скопления нового познания на базе имеющегося. При этом подразумевается, что каждый следующий шаг м.б. изготовлен только с учетом следующих достижений: новое познание поточнее, адекватнее старенького: в древнем знании имеют ценность только те элементы, кот. соответствуют современным теориям (Мах, Дюгерм, О.Конт). Происходящее количественное изменение науки происходит в процессе постепенного скопления новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках имеющихся научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформированных теорий, понятий и принципов. Анитукулятивизм – концепция развития науч. зн-я, отрицающая его непрерывность и преемственность (Койре, Кун, Поппер). Эта концепция на 1-ый план выдвинула делему научных революций, т.е. развитие познания происходит взрывообразно, вследствие научных революций. Науч. револ. – коренной сдвиг в стиле мышления, в картине мира, связанный с возникновением принципно нового познания, сменой методологии научн. мышления.

В истории развития науки имеет место и тот и др. процессы, но приращение познаний осущ. резвее в период н. револ-й. Так, во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост познаний, но осн. теор-е представления остаются практически постоянными. В пер-д науч. револ-и подвергаются ломке конкретно эти представления. Рев-я в науке подразумевает пер-д ломки главных, базовых концепций, считавшихся ранее незыблемыми, это пер-д скачкообразного углубления и расширения сферы научного зания.

Примерами научн. револ-й явл. создание гелиоцентрической с-мы мира (Коперник), формирование традиционной механики и экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и в особенности Ньютон), револ-я в естествознании к.ХIХ–н.ХХ в.–появление теории относительности и квантовой механики (Энштейн, Планк, Бор, Гейнзенберг). Большие конфигурации происх. в современной науке, в особенности связанные с формированием и развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся с-м), электроники, генной инжененрии… Научн. револ-я подводит результат предыдущему познанию, поднимает его на новейшую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и способы исследования, ускоряя темп развития науки.

Науч. революции связывают с 1) построением новых базовых теорий; 2) разработкой новых науч. средств и способов; 3) перестройкой оснований научн. познания (смена картина мира, эталонов и нормнауч. иссл-я).

Современные науч. револ-ии стимулируются запросами производственно-технологической сферы. Науч. прогресс – движение от обычного к сложному, наращение познаний и способностей их использовать. Системный нрав виден на глобальных науч. револ-ях. Неважно какая науч. револ-я делает объединение, диапазон наук. Возникает новенькая парадигма (Т. Кун). Парадигма – эталон разъяснения явления на каких-либо принципах, средствах разъяснения. Развитие науки хар-ся диалектическим взаимодействием 2 обратных процессов – дифф-цией (выделение новых научн. дисциплин) и интеграцией (синтезом познания, объединением почаще «стыковых» дисциплин). На одних шагах преобладает дифф-я (особ. в период появления науки либо дисциплины), на других – интегр-я, как в современной науке. Дифф-ция наук началась на рубеже XVI-XVII вв, когда фил-я разделилась на фактически фил-ю и науку как систему знан. и соцю институт. В свое очередь фил-я делится на ряд наук (этика, онтология…), наука как целое делится на личные науки, а снутри их на дисциплины. Процесс дифф-ции дальше продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями производства, так и внутренними потребностями самого научного познания. Следствием этого стало появление и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук. Напр, как биологи углубились в исследование живого, что сообразили значение хим-х процессов в клеточках, организмах, началось усиленное исследование этих результатов, скопление соответственных познаний, что привело к появлению биохимии.(биофизика, физхимия, биогеохимия). Дифф-ция – следствие роста и усложнения познаний. Она ведет к специализации и разделению науч. труда, что м.б. положительным (глубочайшее исследование явлений, увеличение производ-ти труда уч-х) т отрицательным (утрата связи целого, сужение кругозора, время от времени до «проф-го кретинизма»). Сразу с дифф-ей происх. пр-с интеграции – объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, объединение их способов, что хар-но для современной науки. Т.обр., развитие науки – это диалектический пр-с, в кот. дифф-ция сопровождается интеграцией, где происх. взаимопроникновение и объединение в единое целое разных направление науч. зания мира. В соврем. Н. всераспространено объединение наук для решения больших з-ч и глоб-х заморочек (исследование космоса, эколог-я неувязка). Все теснее ведут взаимодействие естеств-е, соц-е и техн-е науки, увелич-ся роль Н. в практике и всех сферах жизни людей. Но взаимопроникновение наук рождает новые области, предметы исследования, что приводит к образованию новых наук.
Парадигма (греч. - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок (образцов и ценностных установок, норм и правил), определяющих характерный тип исследования и его основные направления в конкретном историческом периоде. Широкое распространение термин получил после работ американского ученого-науковеда Томаса Куна (1929), который использовал его в системе понятий при попытке построения теории научных революций. Т. Кун выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм. Это понятие используется для характер-ки формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания (допарадигмального, т.е. периода, когда не существует теория, признанная научным сообществом, и парадигмального), для анализа научных революций. П. предписывает определять: 1. цели научного познания (подлежащие установлению факты, закономерности, законы, механизмы), 2. способы достижения этих целей (на уровне гипотез, методов, аппаратуры и приемов обработки материала), 3. систему критериев оценки соответствия всех компонентов исследования принятым в данном историческом периоде требованиям (математико-статистические критерии, критерии достоверности, надежности).П. может пониматься как общая логика исследования. Смешение П. в рамках одного исследования неизбежно приведет к существенным внутренним противоречиям как в его постановке и проведении, так и при оценке результатов и даже их оформлении в виде научной работы (диссертации, статьи, монографии и пр.). История развития науки по той «картине мира», которую она создает, насчитывает три периода: 1 (классический) - механистическая картина мира. 2 (неклассический) - квантово-релятивистская картина мира. 3 (постнеклассический) - современная синергетическая картина мира.

1) Классическая парадигма, начало от античности, более всего связана с достижениями

классической механики XVII-XVIII вв., благодаря кот. были выработаны специфические представления о материи, движении, пространстве и т. д. Законы механики рассматривались как универсальные.Все во Вселенной рассматривалось как состоящее из неизменных элементов, двигающихся по универсальным законам классической механики. Каждое явление имело причину и одновременно являлось причиной других явлений. Цепь событий, связанная причинно-следственными отношениями (их можно выстроить в линию), брала своё начало в прошлом, через настоящее, шла в будущее. Развитие трактовалось как поступательное движение, без альтернатив. Альтернативные варианты развития событий как временные отклонения, которые, в конечном счете, сводятся, вливаются, поглощаются главным течением событий. Картина мира - это мир, жестко связанный причинно-следственными связями. 2) Неклассическая парадигма, возникшая на рубеже XIX - XX вв., отвергла абсолютный детерминизм и ввела новые критерии и идеалы: 1. восприятие реальности не "самой по себе", а через используемые средства; 2. осмысление связи между знаниями объекта и характером средств и операций деят-ти субъекта познания как неотъемлемой части познаваемой реальности. Результативность познания определяется уже не только спецификой изучаемого явления, факта или события, но и способами взаимодействия с ним исследователя, его "включенностью" в изучаемый процесс, возможностью пропустить его "через себя". 3) Постнеклассическая парадигма начинает складываться в последнюю треть XX в. Начиная с этого времени в большинстве фундаментальных научных дисциплин изучаются сложные, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы. Исследованием таких систем занимается синергетика. Позиции жесткого детерминизма и редукционизма уже на этапе неклассической науки не рассматривались как универсальные принципы научного познания. Это было связано с тем, что обширный класс явлений и процессов не укладывался в рамки линейных, равновесных и обратимых схем. Такие схемы имеют место для простых случаев. Т.е. редукция как рабочий метод познания не отвергается, а признается ограниченность её применения. Любые сложные системы: ядра, атомы, молекулы, живые организмы и т. д. - обнаруживают внутреннюю целостность. Целостностьтаких структур проявляется в свойстве когерентности движения элементов. Изучение только элементов, их связей м-у собой не позволяет предсказать изменение всей системы. Синергетический стиль мышления допускает определенный теоретический и методологический плюрализм, многообразие различных, вплоть до альтернативных, теорий и методологий.

Научная революция – это форма разрешения многогранного противоречия между старым и новым знанием в науке, кардинальные изменения в содержании научных знаний на определенном этапе их развития. В ходе научных революций происходит качественное преобразование фундаментальных оснований науки, смена новыми теориями старых, существенное углубление научного понимания окружающего мира в виде становления новой научной картины мира.

Анализ истории науки позволяет выделить несколько типов научных революций:

глобальная – революционный переворот в основаниях всей науки;

комплексная – радикальные изменения в ряде научных областей;

частная – кардинальный переход к новому пониманию предметной области данной науки на основе создания новой фундаментальной теории;

научно - техническая – качественное преобразование производительных сил общества, условий, характера и содержания труда на основе внедрения результатов научного познания во все сферы жизни человека.

Первая глобальная научная революция разрешилась формированием науки как социального института в XVI – XVII вв. Одной из первых научных теорий стала механика. Эта теория лежит в основе механической картины мира. С этого момента и вплоть до 30-х гг. ХХ века длился классический этап развития науки, прежде всего классического естествознания.

Вторая глобальная революция в науке ознаменовала создание квантовой теории, которая вместе с теорией относительности служит фундаментом квантово-полевой картины мира, характеризующей неклассический этап развития науки.

Третья глобальная революция совершается в наши дни (началась приблизительно в 70-е гг. ХХ столетия). Ее сущность связана с утверждением в науке принципов развития, системности и самоорганизации, а также антропного принципа. На их основе формируется новая научная картина мира – эволюционно-синергетическая. С начала этой революции наука вступила в новую стадию своего развития – постнеклассическую.

Одна из комплексных научных революций в науке связана с созданием квантовой теории, которая стала причиной радикальных изменений не только в физике, но и в химии, и в геологии. Как следствие возник целый ряд пограничных наук – квантовая химия, физическая химия, геохимия и др.

Примером частной научной революции может служить создание генетической теории в биологии.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...