Музыка как средство выражения переживаний
Анализируя онтологическую структуру кинопроизведения (см. главу II), мы установили, что к зрительному ряду принадлежит еще целый ряд явлений, которые вводятся режиссером и примысливаются зрителем. Самое изображение показывает нам только персонажей, их движения, их мимику, их поведение в различных ситуациях. Связать все это в единое развитие фабулы, сюжета—дело кинозрителя. Основой для такой связи служит интерпретация показанных действий персонажей. К интерпретации относится не только понимание причинной связи отдельных кадров и сюжетных линий, но и главным образом понимание поведения героев фильма, основанное на том, что мы приписываем им всевозможные переживания Разумеется, это лишь воображаемые переживания, приписанные нами изображаемым героям на основании сведений, которые мы черпаем из кадров. Короче говоря, речь идет о сфере воображаемых психологических переживаний персонажей фильма. В художественных фильмах эта сфера является центральным элементом фильма, и
ей подчинены все прочие элементы целого, и прежде всего игра актеров. Без этого коэффициента вообще не может обойтись фабула. Ясно, что и звуковой ряд фильма, в первую очередь музыка, помогает выполнению этой задачи Возникающий здесь основной вопрос сводится к следующему: может ли киномузыка выражать психологическое содержание, какое психологическое содержание она может раскрывать, выражать, подчеркивать, какого не может, но прежде всего — каким образом она, это делает? Отношение музыки к психологическому содержанию фильма может быть двояким. Рассмотрим первое: киномузыка может служить выражением развития психологических явлений, подобно многим другим 'автономным жанрам музыки — как инструментальной, так и вокальной. [Отдельные явления внутренней жизни человека всегда имеют свои формы развития, им свойственны медленное нарастание или внезапная вспышка, постепенное угасание или внезапное прекращение; они имеют свою внутреннюю динамику, протекают слабее или сильнее, достигают своей кульминационной точки в начале или в конце; они отличаются разным темпом развития и при этом, разумеется, сохраняют свои специфические качества (особенно эмоциональные состояния).
В повседневной жизни человек все эти состояния сопровождает целым рядом движений, их выражающих; жесты, мимика, манера двигаться, плач, вздохи, смех, интонации голоса и т. д. — вот некоторые из различных по сути движений, служащих для выражения психических состояний [19]. В кино переживания человека выражаются в таких же формах. Музыка может перенести структуру этих движений на свои звуковые структуры и по этому принципу передавать психологические переживания. Однако она отображает не какое-либо определенное, конкретное выразительное движение и, следовательно, не определенное переживание, а лишь их общий тип: радость или печаль, веселое или мрачное настроение, состояние внутреннего покоя или страсть. Выражение музыки никогда не бывает однозначным. Кроме того, тут еще действуют всевозможные условности, имеющие многовековую тра- дицию и выступающие как определенные выразительные структуры: тип движения, характер ритмики (легко или грузно), агогики (медленно или быстро), ладовая окраска (Dur или moll), характер мелодики (струящаяся, певучая или ломаная), тембр инструментов (с различным выражением и нагруженностью ассоциациями), характер музыкальных жанров, связанных с различными ассоциациями и эмоциями (военный марш, танцевальная музыка, церковная музыка и т. д.). Эти моменты придают автономной музыке определенную выразительность даже тогда, когда ее эмоциональный характер не установлен внешними указаниями, заголовками, программой, указаниями для исполнителей.
В кино, где музыка всегда сопровождает определенные кадры, выразительность ее — как мы уже раньше заметили — конкретизируется изображением. С другой стороны, изображение обобщается музыкой благодаря многозначности ее выражения. На этом как раз и основано диалектическое единство музыки и изображения в кино. Кроме того, музыка углубляет эмоциональную выразительность образа: она вызывает в зрителе «реальные» чувства, воздействуя на него эмоционально, тогда как изображение может вызвать лишь представления о чувствах, которые приписываются герою фильма. Помимо того, музыка может комментировать кадр в смысле его выразительности в тех случаях, когда его выразительность не определена изображением. Но киномузыка может еще (это одна из специфических способностей) выступать как «сигнал» психологических актов, характеризующий их своей звуковой структурой в весьма общих чертах. Суть соотношения между сигналом, знаком и тем, к чему он относится,' заключается в том, что между ними не существует никакого структурного сходства; если не говорить об ономатопее, знаки слов (так же, как предупреждающие знаки, сигналы и т. д.) обозначают свои десигнаты по принципу условности, а не родства или подобия. Рассмотрим сначала киномузыку в той роли, когда она становится знаком, то есть информатором психологических явлений разного рода Следует заранее подчеркнуть, что киномузыка может служить знаком всех психологических явлений. Таким образом, она может информировать о них кинозрителя, если этого не де- лает или своими средствами не в состоянии полностью сделать кадр, может дополнить своим комментарием изображаемое зрительно, может информировать о явлениях даже тогда, когда режиссер поручает зрительным, средствам другие задачи. Итак, киномузыка может быть знаком следующих психологических явлений: ощущений персонажей фильма, их воспоминаний, фантастических представлений, снов, видений и звуковых галлюцинаций, далее, их волевых актов, но главным образом чувств, настроений, аффектов. Кроме того, киномузыка может указывать на тип и круг ассоциаций героев.
Разумеется, легче всего киномузыка увязывается с таким содержанием, которое непосредственно представлено в кадре или выражается речью. Но она в состоянии выражать также общие настроения, душевные состояния, лишь метафорически намеченные изображением. Музыка подчеркивает психологические явления либо синхронно, параллельно изображению, либо по принципу контрапункта, независимо от него. Ясно, что и здесь метод контрапункта является более самостоятельным, творческим и драматургически верным. В обоих случаях он обогащает зрительное восприятие, придает ему более глубокий смысл. В принципе в кино можно показать все, что воспринимается зрительно, но в случае наличия воображаемого психологического содержания визуально могут быть показаны только некоторые его корреляты. Его внутреннюю динамику может прямо раскрыть только музыка. При этом она помогает кинозрителю примыслить и почувствовать «что-то» такое, чего не может показать изображение. Музыка часто служит основой «субъективного монтажа», то есть той интеллектуальной работы зрителя, которая необходима для полного понимания художественного высказывания фильма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|