Е) Музыка как средство выражения чувств киногероя
Подчеркивание или зыражение чувств при помощи музыки было одной из ее наиболее ранних функций в кино. Музыкальное сопровождение выполняло эту зада- чу еще в немом кино, так же, как и во всех ранее сложившихся синтетических жанрах.' Музыка подчеркивает, дополняет чувства и в песне (где ее конкретизирует текст), и в не связанных с театром вокальных формах, таких, как кантата и оратория, а также в театральных формах, где она наслаивается на произносимый текст или звучит между отдельными сценами, подготовляя их настроение. Особенно сильно ее воздействие в опере и пантомиме, но еще сильнее в мелодраме. Даже в чисто инструментальных формах наиболее важной является функция выразительности. В кино функция выразительности музыки весьма дифференцирована; в зависимости от намерений режиссера и композитора музыка может функционировать здесь следующим образом: 1) она может комментировать чувства персонажей фильма для зрителя, то есть выступать за кадром неслышимо для изображаемых персонажей, хотя и непосредственно относиться к их чувствам; 2) музыка может быть внутрикадровой и вызывать чувства у изображаемых персонажей], при этом зрители слышат ее точно так же, как, по их предположению, слышат и герои фильма; 3) музыка может выражать чувства, относящиеся не к переживаниям оп-ределенного персонажа киномира в определенной ситу ации, а к переживаниям целой группы людей — тогда она служит эмоциональным комментарием этой ситуации, объединяет чувства отдельных людей, связывает их и даже порой дополняет; 4) наконец, музыка может быть эмоциональным комментарием к сценам, эпизодам и фрагментам фильма, где вообще не появляются люди и эмоциональная выразительность музыкальной иллюстрации преследует задачи более общего характера, а именно комментирует развитие целого фрагмента
В настоящем разделе рассмотрим первые три формы использования музыки. Четвертая составляет содержание отдельной главы, поскольку она не касается раскрытия психологических переживаний персонажей фильма. Музыка может двояким способом сообщать зрителю о чувствах героев фильма: например, она может передавать внезапные короткие эмоциональные реакции на изображаемые ситуации, но может также выражать на- строения, постепенное нарастание или ослабление чувств. Когда больной Шопен (в «Юности Шопена») впервые узнает, что у него в мокроте появилась кровь, об этом нам говорит громкий аккорд, переходящий затем в мрачные мотивы марша из прелюдии f-moll; они сообщают нам об его предчувствии смерти. Когда в фильме «Дороги жизни» в нежной ткани музыкальной иллюстрации, сопровождающей разговор героя с незнакомой девушкой, с приближением полицейского вдруг появляется резкое напряжение и полные страха мотивы, вновь исчезающие с его уходом, или когда внезапный резко диссонирующий аккорд информирует нас о зародившейся у жены пастора ревности в фильме «Пасторальная симфония», то все это служит выражением чувств, обуревающих героя в данный момент. Сюда относится и пример из французского фильма «Мужчина в котелке», где внезапно прорвавшееся глиссандо передает страх маленькой девочки при виде повешенного. Постепенное нарастание чувства страха передается при. помощи музыки в очень многих фильмах. Например, в польском фильме «Запрещенные песенки» кадр показывает маленького еврейского мальчика, бегущего по улице прямо на целящегося в него и кричащего «стой!» нациста; при этом звучит единая восходящая секвенция, музыкально объединяющая кадры бегущего мальчика и ожидающего его убийцы. Секвенция завершается выстрелом, образующим кульминационную точку всего фрагмента; на кадр, изображающий падающего ребенка, наслаивается трагический вопль мотива валторны. Эта музыка очень метко передает растущий страх мальчика, бегущего прямо навстречу смерти.
Иначе передано нарастание страха в музыке к японскому фильму «Расёмон». Здесь нарастание ужаса показано при помощи непрерывного остинато, сопровождающего кадры с идущим по лесу дровосеком. Этот мотив вначале можно принять за иллюстрацию к шагам дровосека; но благодаря его упорному повторению и повышению динамики он превращается в носителя нарастающего страха, ожидания чего-то ужасного, что действительно происходит. Дровосек находит женскую шляпу, потом сумку и другие предметы, что характеризуется более нежными мотивами, а затем и труп женщины; в этот момент остинато обрывается криком ужаса, испускаемым дровосеком. Здесь музыка информирует нас о его находке до кадра, а остинато в своем все более драматическом крешендо указывает на возрастающее волнение дровосека. Иногда музыка, выражающая в фильме чувства толпы, служит одновременно иллюстрацией событий, вызвавших эти чувства, как, например, в фильме «Совет богов», где в сцене взрыва на фабрике нарастающая мощь музыки иллюстрирует два процесса: и реальные сцены паники, и вызванные ею переживания. Вообще нарастание страха в толпе людей часто передается посредством музыки. Во французском фильме «Хиросима — моя любовь» в кадре показана только уличная паника, бегущие и кричащие люди, а наслаивающийся на оркестровое сопровождение хор их голосов передает нарастание страха. Музыка выражает здесь коллективные переживания толпы. Подобную же функцию музыка выполняет в сценах катастроф в шахтах, как, например, в польских фильмах «Звезды должны сиять» и «Шахта». Здесь сначала растущий страх засыпанных обвалом рабочих при виде прибывающей в штольни воды иллюстрируется только посредством тремоло смычковых инструментов. Затем на тремоло накладываются все новые и новые звуковые слои с резко диссонирующими аккордами. Композитор иллюстрирует кадр, когда рушится потолок штольни, сгустком чудовищно усиленных звуков рояля, который передает высшую степень страха гибнущих горняков.
Очень часто подобное нарастание в музыке информирует нас о напряженности ситуации, не указывая, к чему эта напряженность относится. При этом музыка выполняет двоякие функции — она передает и растущее эмоциональное напряжение человека и характер его движения в кадре. В советском фильме «Судьба человека» такая растущая в своем напряжении музыка передает весь комплекс чувств бегущего из лагеря героя и одновременно его движение, а именно зигзагообразную линию, по которой он бежит через лес. Так музыка переплетается с показанным в кадре движением и содержанием переживаний героя. Интересно, что такая музыкальная иллюстрация встречается значительно реже как выражение чувства радости. Помимо разобранного уже примера из фильма «SOS — Айсберг», можно привести еще сцену из советского фильма «Непокоренные», где музыка выражает сначала испуг, а затем радость летчицы, которой в воздухе удалось справиться с поврежденным самолетом. Здесь музыка может опираться на показанную в кадре мимику героини, тогда как в предыдущих примерах она заменяла изображение и самостоятельно выражала чувства персонажей фильма. Интересным примером выражения чувств толпы посредством музыки служит сцена из старого советского фильма «Великое зарево» — о первой мировой войне. Когда к концу войны русские и немецкие солдаты братаются при вести о революции, офицеры на обеих сторонах сами стреляют из пулеметов по собственным солдатам. Музыка звучит в этой сцене как протест на фоне криков солдат, треска пулеметов и стона раненых. Она обобщает эмоции солдат по обе стороны траншей. Такова же сцена на поле сражения в «Александре Невском», где звучит траурное женское пение; тут музыке, выступающей в своей собственной роли, поручена задача выразить чувства женщин, скорбящих над телами павших. Передаваемые нам музыкой эмоции героев фильма должны всегда базироваться на их ощущениях, воспоминаниях, мыслях: страх — это страх чего-либо, радость и печаль — это радость и печаль по поводу чего-либо, ненависть —это ненависть к чему-либо. Все чувства имеют свою «психологическую основу», то есть комплекс представлений, на которых они строятся. Когда кинозритель слышит во время показа фильма музыку и интерпретирует ее как выражение, знак, отображение чувств, то он предполагает, что они возникают в результате определенных восприятий, представлений, воспоминаний, переживаемых данным персонажем. Он исходит из предпосылки о наличии у изображаемых лиц сложной психологической жизни и поэтому понимает их образ действий. Музыка, раскрывающая эти переживания, связывает эпизоды, отрезки, фрагменты действия в одно непрерывное целое и выполняет таким образом важные драматургические функции.
Следует отметить, что в некоторых фильмах, особенно в развлекательных, герои, следуя условностям оперы и оперетты, просто выражают свои чувства в песне или в арии; тогда ход действия, развитие сюжета задерживается. Такой метод применялся во многих советских фильмах сороковых годов. Назовем в виде примера фильм «Разные судьбы», в котором пожилой композитор в песне признается девушке в своей любви. Однако такой музыкальный прием, как средство выражения чувств, очень устарел.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|