В) Музыка, отражающая фантазию героя
Особенно интересна та функция киномузыки, где она отображает музыкальные творческие процессы героя и представления, порождаемые его фантазией. В этом случае реально слышимая кинозрителями музыка представляет те психологические акты персонажей фильма, которые связаны с активностью их музыкальной фантазии. Звучащие в кинозале музыкальные структуры передают нам полное содержание музыкальных структур, лишь воображаемых персонажами фильма. Условность этого приема состоит в том, что нечто, само еще не получившее своей реальной звуковой формы в изображаемом киномире, уже обладает этой формой для кинозрителя. Можно найти целый ряд примеров такого применения музыки. Они встречаются главным образом в фильмах, где важным атрибутом изображаемых персонажей являются их музыкальные представления, то есть большей частью в фильмах о композиторах. Например, в «Юности Шопе- на» кинокомпозитор неоднократно пытается воссоздать творческий процесс в воображении Шопена Нищие поют у костра рождественскую песню; Шопен ее запоминает и в следующей сцене немедленно вплетает в свою импровизацию; ария Моцарта, спетая в церкви Констанцией Гладковской, немедленно превращается для Шопена в исходную точку для его импровизации на органе; в ней мотивы Моцарта переплетаются с мотивами Шопена, и она звучит для зрителя вполне реально. Музыка выступает здесь в своей собственной роли, ее исполняет герой фильма, но одновременно она воплощает также работу его творческого воображения. Кроме того, кинокомпозитор показывает нам тут воздействие других звуковых импульсов на представления гениального музыканта: например, три выстрела, раздавшиеся на улице, в следующем кадре превращаются в три удара в басах, служащие Шопену началом для прелюдии d-moll; далее мотив трубы почтальона, слышимый кинозрителем, рождает в воображении Шопена первые мотивы этюда a)-moll op. 25. Больной Шопен выезжает в почтовой карете из Вены, и в его горячечном воображении картины Варшавского восстания наслаиваются на мотивы этого этюда, к созданию которых внешним импульсом послужил мотив сигнала почтальона.
Чрезвычайно интересно использована музыка в этой функции в сцене, где Шопен начинает сочинять знаменитый революционный этюд (c-moll op. 10). Под влиянием письма с родины, рассказывающего ему о восстании 1831 года, композитор стремится разрядить обуревающие его страстные чувства. Он садится за рояль, вначале наигрывает отдельные мотивы, берет аккорды, и лишь постепенно из них возникают первые такты известного нам этюда. Они еще не вполне соответствуют подлинному произведению, но постепенно из-под пальцев композитора выкристаллизовывается форма оригинала и начинается известный нам этюд c-moll Здесь показано, как музыкальная идея возникает в голове композитора и приобретает известную нам форму. Чтобы вполне понять эту сцену, кинозритель должен, конечно, хорошо знать данное произведение, он должен понимать, что именно представляет здесь попытку воссоздать творческий процесс и что является оригиналом самого произведения Шопена. То же самое происходит в фильме «Большой вальс» об Иоганне Штраусе, где стук экипажа, конский топот в Венском лесу, крик кукушки, щебетание птиц и прочее медленно превращаются в сознании композитора в мотивы его «Сказок Венского леса». Здесь режиссер тоже пытался показать, как получаемые извне шумовые импульсы воздействуют на музыкальные представления композитора. Иначе раскрывает режиссер рождение творческой идеи в советском фильме о Глинке. Речь идет о том, как созревала главная тема увертюры к «Руслану и Людмиле». Мы видим в кадре только голову сидящего за роялем композитора, а в слышимой кинозрителю музыке сначала звучит только ритмическая структура темы; затем композитор импровизирует на рояле мелодию, пока в конце концов не вступает весь оркестр, который играет эту тему так, как она нам известна по законченной увертюре. Оркестр дает здесь окончательную форму этого произведения, а «субъективный микрофон» конкретно отражает для нас процесс дозревания музыкальных образов Глинки.
Условность музыкального «субъективного микрофона» легла в основу уже упоминавшегося интересного польского экспериментального фильма «Прогулка по старому городу». Здесь в представлении ребенка реальные шумы обыденной жизни вырастают до гигантских размеров и в таком виде передаются кинозрителю, кроме того, воображение ребенка дополняет видимые предметы звуковыми фантастическими представлениями, в которых для него живет вся действительность. Шуршание метлы превращается в представлении ребенка в оглушительный шум, который наслаивается на звучащие из открытых окон голоса декламирующих хором школьников. В пустом нефе церкви раздается преувеличенно громкое эхо; усиленные звуки скрипки, струн которой касается девочка, кажутся ей ликующими ангельскими голосами; в эхе, которое раздается под сводами, ' девочке слышатся человеческие голоса и мотивы песнопений. Но фантастические представления ребенка в этом фильме отображает не только музыка: когда девочка проходит мимо ворот старого юрода, нарисованные на фризе пушки вдруг откатываются назад, как после выстрелa, а эти выстрелы реально раздаются в звуковой иллюстрации. Даже тиши- на выполняет в этом фильме задачу отображения внутренней жизни героини.; когда ей на|скучило слушать гаммы, которые играют в классе, и она отворачивается к окну, чтобы посмотреть, как строят дом, гамма, которую играет другой ученик, вдруг умолкает, оборвавшись посреди пассажа. Наступившая тишина ясно говорит нам, что в этот момент для девочки умолкают все звуки, то, что ее не интересует, исчезает из ее сознания; видимые движения играющего мальчика не имеют ни-какого коррелята в звуковой сфере — настолько полно микрофон передает «субъективную точку зрения» девочки.
Во франко-испанском фильме «Главная улица» музыка использована в той же функции, но несколько иначе; она служит символом ожидаемых представлений героини; здесь музыка отображает то, чего героиня ждет. Вальс, составляющий музыкальную иллюстрацию этой сцены, говорит об ожидании ею предстоящей помолвки. Но на эту реально слышимую нами «музыку будущего», которую мы воспринимаем как осуществление мечты девушки, нанизывается проникающий из другой комнаты реальный звук — упорно повторяемый настройщиком удар по одной и той же клавише Этот звук вводит в представления влюбленной девушки фальшивый тон, диссонанс, одновременно предвещающий близкий конфликт. Таким же образом в кинофильмах используется и речь. В советском фильме «Отчий дом» героиня входит ' в пустой класс; в мечтах она видит уже себя учительницей, и в пустом классе громко здоровается с учениками, словно видит их перед собой. Это кажется вполне естественным в показанной сцене. Но в ответ на ее приветствие в пустом классе звучит хор детских голосов, отвечающих будущей учительнице. Этот эффект отображает в данный момент только представления, родившиеся в воображении Тани. Однако кинозритель реально слышит детские голоса, точно так же, как до этого слова, действительно произнесенные Таней г) Музыка, раскрывающая содержание" сновидений От раскрытия представлений, удержавшихся в памяти или рождаемых фантазией, недалеко до разрешения другой задачи, которую может выполнять киномузыка:
раскрытия представлений, возникающих во сне1. Так же, как кинокадр может показывать то, что герой фильма видит во сне, конкретно демонстрируя перед глазами зрителя содержание зрительных представлений киноперсонажа, так и музыка и все звуковые явления могут передавать содержание звуковых представлений, возникающих в сновидениях героя. Чтобы подчеркнуть переход в состояние сна, реальным звукам придается ирреальное звучание, иногда даже специфические динамические черты, например, в фильме «Похищение» сон передан при помощи приближения звуков собачьего лая. В иных случаях переход героя в состояние сна сопровождается миром звуков, который удаляется и динамика которого ослабевает.
Особенно щедро музыка использована для характеристики сновидений в фильме Рене Клера «Ночные красавицы» Здесь в основу драматургии всего фильма положены контрасты между музыкой, слышимой во сне, и реальными шумами. Музыка — это ключ, открывающий и закрывающий для героя доступ в мир снов, она ' составляет ось его сновидений и основное содержание снов. В реальном мире героя музыка оказывается побежденной в борьбе с шумом автомобильной мастерской, среди которого композитор не может творить В сценах сна она всегда побеждает. В снах героя появляются не только те зрительные элементы, что и в действительности (те же женщины, только в костюмах разных эпох), но и те же ситуации (композитор дает уроки музыки, борется за успех своей оперы и т. д.). Из последнего звука передаваемой по радио колыбельной песни развивается мотив музыки его сна. Таким образом, герой переходит в состояние сна и вступает в мир музыки снов всегда в результате звукового импульса, принадлежащего к его собственному реальному миру. 1 Также и в этой области художественные приемы в зрительной сфере возникли раньше аналогичных художественных приемов в звуковой сфере Еще в немом кино распространенным методом монтажа было введение «побочных» кадров, отражавших подобные представления героев фильма Реально показанный мир снов можно найти уже в опере и балете Приведем в качестве примера картину Сна парубка из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского или всю сцену бой с мышами из «Щелкунчика» Чайковского. Эти звуки выполняют здесь двоякую функцию: они указывают на окончание реальной сцены и на начало сновидений и в то же время явно функционируют как грань между этими обоими изображаемыми в фильме мирами Если в мир сновидений героя вводит музыка, то выводят его оттуда грубые шумы; например, слышимый им во сне стук меча, который держит палач, оказывается в действительности стуком в дверь друзей композитора, разбудивших его. Переживаемые во сне звон сабель во время дуэли или выстрелы мамелюков, защищающих женщину из гарема, всегда оказываются облагороженными во сне шумами реального мира композитора. Действительность грубо врывается даже в его сон в форме шумов, принадлежащих к приснившейся ему сцене. Сцепление элементов действительности со сновидениями превращается в этом фильме в основу всевозможных музыкальных кинематографических комических эффектов. Особенно силен эффект комизма в уже упомянутой сцене, где композитор, видя во сне премьеру своей оперы, замечает, что «оркестр» играет на всевозможных сиренах, напильниках, моторах, пневматических молотках и других подобных «инструментах»; даже дирижер держит в руке напильник вместо палочки.
Следует отметить, что в этом фильме музыка, сопровождающая кадры сна, основана на теории сна Фрейда: исполнение собственных произведений композитора и различные связанные с этим приключения — это явление того, что Фрейд называет «сном желания»; напротив, волна шумов, которая постоянно угрожает и одерживает верх во сне, — это типичное явление «сна-страха». Если мы примем еще во внимание, что во всех этих снах в разных эротических сценах появляются в различных ролях и костюмах одни и те же известные ему по действительной жизни женские образы, то мы обнаружим здесь и третий элемент фрейдовской теории сна в его прямом, несимволическом смысле. Итак, этот фильм тоже является некой формой музыкального представления подсознательной психологической жизни героя и, насколько мне известно, единственной попыткой подобного рода. Во всех этих снах музыка всегда выступает в своей естественной роли. Интересно, что в изображаемом мире музыка играет второстепенную роль, хотя она и служит осью всего действия. Только к концу фильма, когда мечты композитора об успехе его оперы вскоре должны сбыться, оба мира сливаются в один поток, тоже полный музыки 1. Во многих фильмах, где сны киноперсонажей изображаются зримо, музыка используется как средство для характеристики этих снов (часто при помощи лишенного реальности тембра, средствами регистров, динамики и т. п.)., Интересным приемом характеристики сна ребенка является использование музыки в польском короткометражном фильме «Карусель». Ребенок с распухшей от больного зуба щекой, уставший от необходимости вертеть для заработка карусель, засыпает и видит во сне, что теперь он сам несется на карусели прямо в небо. Его сон сопровождается тем же мотивчиком, который в форме вульгарного вальса, изрыгаемого старым хриплым граммофоном, сопровождал сцены на ярмарке и движение карусели. Но теперь, во сне, — это облагороженная, лишенная реальности, тонко инструментованная музыка. Тот же вальс, вероятно, продолжающий звучать на ярмарке, преображается во сне ребенка и доводится до зрителя в этом новом «приснившемся» виде. И зритель понимает разницу между бренчавшим вальсом и музыкой сна. Здесь оба элемента сна — зрительный и музыкальный — лишаются реальности.
1 В «Ночных красавицах» сны героя всегда показываются в перспективе извне, так, словно их видит тот, кому они снятся; в своих снах он играет самого себя и поэтому как бы смотрит на себя «со стороны». Конечно, режиссеру трудно было найти художественно убедительную («внутреннюю перспективу» главного героя, чтобы тот мог показать зримое содержание своих снов Он выбрал условность, не соответствующую психологии сна. Но нашему герою одновременно снится музыка, сопровождающая эти кадры сна, и способ показа музыкального содержания снов не вызывает в зрителе ощущения непоследовательности. Разумеется, конкретно звучащую для нас музыку слышит, как мы предполагаем, также герой фильма, так как это и есть его сон. Что она звучит для него извне, естественно для возникающих во сне представлений, естественнее, чем если он видит самого себя со стороны в различных ситуациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|