Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная проблема эстетики XIX века




Основной проблемой стала проблема отношения искусства к действительности, а также проблема роли искусства в общественной жизни. Тезис Н.А.Некрасова «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» может считаться программным заявлением русской культуры, в которой литература и искусство выступали трибуной общественно-политической мысли.

· Те мыслители, которые считали искусство подражанием и отражением действительности, высоко ценили общественное значение искусства (обозначим их I)

· Те философы, которые полагали, что искусство имеет своим истоком не действительность, а идеальное начало, творческую душу художника, придерживались мнения, что искусство самоценно и не имеет общественных задач (обозначим их II).

Эстетика в первой трети XIX века стала преподаваться в университетах как самостоятельная дисциплина, что способствовало развитию оригинальных идей в этой области. Большинство профессоров исходили из рационалистической традиции в европейской философской мысли.

А.Ф.Мерзляков (I) учил, что художественная ценность произведения определяется следованием законам самой природы; эстетическое объединяет прекрасное, совершенное и благое. Прекрасное – то, что сообразно и собственной своей природе, и человеческой. Искусство должно творчески отражать жизнь, на него благотворно влияет демократическое общественное устройство. В свою очередь искусство просвещает разум и возбуждает любовь к общественному благу.

Русское шеллингианство (II) – течение эстетической мысли в России, сформировавшееся под влиянием идей немецкого философа Шеллинга. Шеллинг – философ идеалист – полагал, что мир как целое складывается из мира идеального и мира реального. Искусство – высший продукт идеального мира, кроме того, оно воссоединяет идеальное и реальное в органическом единстве. Таким образом, искусство – наиболее полное выражение сущности мира. Русские шеллингианцы трактовали прекрасное как изначальную сущность, проявление абсолютной идеи безотносительное к человеческой практике. Задача искусства – не отражать действительность, а возвысить ее до идеального первообраза, «облечь высшие созерцания в зримые формы». Эти идеи оказали влияние на художественную практику русского романтизма, представителями которого являются Ф.Одоевский, М.Ю.Лермонтов, Ап. Григорьев.

Эстетика В.Г.Белинского

Глубокий след в русской эстетике оставил В.Г.Белинский (I), разработавший такие эстетические категории как реализм и народность в искусстве. По мнению Белинского, прекрасное происходит от жизни. Эстетический идеал – не продукт абсолютной идеи (как считал Гегель), а представление о совершенном, созданное прогрессивным человечеством в историческом развитии. Искусство создает общественный идеал и является средством общественного развития. Поэтому русская литература должна быть выразительницей передовых идей и прогрессивных настроений общества.

Поскольку борьба за освобождение народа от крепостничества и его просвещение была актуальной задачей, то искусство стремилось реализовать принцип народности. Это подразумевает, что, во-первых, истоком всякого искусства является то, что создано самим народом. Как сказал потом П.И.Чайковский, «музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только аранжируем ее». Во-вторых, профессиональные художники должны выражать народный дух, сущность народных чаяний. Речь идет не обязательно об изображении «картин русской жизни», но о гражданской позиции автора. Такие произведения способствуют пробуждению народного самосознания. Социальную роль лучше всего выполняет искусство реалистическое, реализм стал ведущим направлением в русской литературе и искусстве XIX века. К эстетическим принципам реализма относится идея о том, что эстетически значимое есть в обыденной жизни (проза Н.В.Гоголя, изображающая «жизнь маленького человека» на десятилетия стала образцом литературы). Реализм не копирует действительность, но выявляет типическое, значимое для общественного самосознания, отбрасывая случайное. Этим реализм отличается от натурализма, стремящегося фиксировать все подробности и делающего акцент на естественных, а не социальных аспектах действительности. Реалистическое произведение не просто отражает общественную жизнь, а является ее анализом, т.е. критикой. Поэтому вид реализма, распространившийся в XIX веке, получил название критического реализма. При этом критическое начало в произведении не должно быть разрушительным, но напротив, должно способствовать утверждению положительного идеала.

Эстетика Н.Г.Чернышевского

В произведении «Эстетические отношения искусства к действительности» Н.Г.Чернышевский выступил против Гегеля и его идеализма в эстетике. Прекрасное не является модификацией абсолютной идеи, оно содержится в самой действительности. Прекрасное в жизни выше прекрасного в искусстве. Представления о прекрасном связаны с общественными идеалами, а поскольку общество неоднородно, то у разных классов складываются разные представления о красоте, обусловленное их отношением к труду. В частности, у высших классов прекрасная женщина представляется тонкой, бледной, изящной, в то время как народный идеал женской красоты ассоциируется со статностью, румянцем, силой. При этом идеалы народа естественны, а идеалы господствующих классов искусственны.

Задача подлинного искусства – отражать не только прекрасное, но и все «общеинтересное». По мнению Чернышевского:

· искусство воспроизводит действительность;

· искусство выступает объяснением жизни;

· искусство выносит приговор действительности;

· искусство – учебник жизни.

Эстетизм и символизм

Эстетизм и символизм – направления в художественном творчестве, провозгласившие самоценность искусства. Эстетизм сложился в 50-е годы XIX века как реакция на односторонность и тенденциозность революционно-демократической эстетики, представленной Белинским и Чернышевским. Боткин, Анненский и Дружинин стали авторами так называемой «артистической критики», они проповедовали «поэтически-музыкальное отношение искусства к действительности». Задача искусства – отрыв от действительности, вознесение над нею.

Символизм – широкое художественное направление конца XIX – начала XX века. Д.Мережковский и З.Гиппиус, В.Брюсов и К.Бальмонт, А.Белый и А.Блок внесли вклад в теорию и практику символизма. Все они исходили из убеждения в существовании высшей реальности, отразить которую можно лишь символически. Символизм практиковал приемы, близкие средневековому искусству: орнамент, графику, условность. Задачей искусства считалось обнаружение связи видимого и невидимого мира. Произведение подлинного искусства вневременно и самоценно, ибо только иррациональный творческий порыв позволяет постичь подлинную сущность мира. Искусство не имеет социальной функции, искусство существует для искусства.

Русская эстетика формировалась как часть отечественного самосознания XIX века. Ее основная направленность только с одной стороны определяется западноевропейским философ-ским влиянием. С другой -- эстетика развивается, отвечая на запросы русской общественной мысли, которая во многом определяет важнейшую сферу приложения эстетических принципов -- сферу искусства. Первая половина XIX века характеризовалась развитием романтизма, художественной теории и практики реалистических принципов. К началу сороковых годов реа-лизм уже складывается как совокупность творческой практики и теоретических воззрений це-лого ряда писателей и художников. Но этому положению предшествовал сложный процесс формирования творческого метода и в художественной практике, и в теоретических исканиях. Ярчайшим примером этого процесса является творческое наследие Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Его статьи и письма представляют собой пример теоретических и критических поисков той новой системы искусства, которую стремится утвердить художест-венными произведениями. Пушкин затрагивает и обсуждает вопросы назначения искусства, призвания писателя, своего творческого метода и критериев художественного совершенства. Для развития реализма особую важность приобретают сформулированные великим поэтом принципы правдивого изображения человеческих характеров во всей их многосторонности, сложности и противоречивости.

Белинский был наиболее ярким представителем эстетической теории, формирующейся в рамках критики и публицистики. В критике, «движущейся эстетике», Белинский обосновывал критерии художественности произведений искусства, их значение в пробуждении обществен-ного самосознания. Закономерно в таком случае введение в эстетическое исследование понятия народность, которое неразрывно связано с развитием реализма в искусстве.

Главная проблема русской эстетики XIX века -- отношение искусства к действительности -- получила развитие у Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), заявившего об особом, эстетико-материалистическом подходе к прекрасному в природе, обществе и искус-стве. Чернышевский исходит из следующих положений: во-первых, искусство возникает не только из потребности человека в прекрасном, а из совокупности потребностей. Во-вторых, со-держание искусства не ограничивается прекрасным, а включает в себя все «общеинтересное» для человека. И в-третьих, искусство служит не только предметом эстетического наслаждения, но и средством познания жизни. Другими словами, стремление к прекрасному не существует в человеке автономно от других его стремлений и потребностей. Белинский и Чернышевский подчеркивали положение, жизненно важное для общественной мысли России XIX века: передовая тенденция способствует правдивости и жизненности художественных образов, ложное идейное направление не только уводит художника от жизненной правды, но и губит та-лант, снижает художественный уровень произведения искусства. Прекрасное, красота у Добролюбова носит ярко выраженный антропологический характер, она зависит от образа жизни человека, его отношения к труду, от всего того, что определяет «органическое развитие человека». Не обходя проблему эстетических критериев художествен-ного произведения, Добролюбов, тем не менее, отодвигает их на второй план. Главное -- это «внутренние достоинства произведения», обусловленные «общественно значимым содержа-нием», отвечающем идеальным требованиям». Эстетическая теория, созданная Белинским, Чернышевским, Добролюбовым развивалась, в значительной степени, в неразрывной связи с революционно-демократической критикой и пуб-лицистикой, свидетельствуя о неразрывности эстетики, политики и этики. Уже с середины XIX века любой серьезный разговор об искусстве связывался в России с размышлениями о судьбе народа. При таком подходе закономерна абсолютизация утилитаризма -- принципа полезности -- искусства и науки о нем.

Неприятие эстетического отношения к действительности и эстетики как определенной теории прекрасного находит свое крайнее выражение в работах Дмитрия Ивановича Писарева (1840-1869). Как правило, его называли родоначальником русского нигилизма, его призыв «бить направо и налево», «разбить все, что можно разбить» получил развитие во взглядах на искусство и эстетику. Для Писарева «эстетика, безотчетность, рутина, привычка -- это все со-вершенно равносильные понятия». Аргументом эстетики является принцип «потому что это мне нравится», для «реалистов» главное -- сам человек, его Я, произносящее «решительные приговоры». Для эстетиков «идея общечеловеческой солидарности» -- один из «цветочков» бытия, для реалистов эта идея есть «один из основных законов человеческой природы». Писарев явился, таким образом, одним из наиболее показательных представителей концепции позитивистского утилитаризма в эстетике. Взгляды Писарева на искусство выражали тенден-цию, вызвавшую к жизни резкую оппозицию: чем значительнее был лозунг утилитаризма, тем большее распространение получала теория «чистого искусства». И если Писарев решительно выступает против значимости в русской культуре пушкинского художественного наследия, то сторонники «чистого искусства» объявляют себя сторонниками великого русского поэта, значение творчества которого для Отечества переоценить невозможно.

Развитие эстетической мысли России XIX века сопровождалось многими дискуссиями по проблемам, связанным с функциями искусства, его сущностью, особенностями художествен-ного творчества, и самое главное, в связи с оценкой того или иного произведения искусства. В значительной степени это определяется идеалами и ценностями, которые, меняясь с калейдо-скопической быстротой, формировали общественное мнение русской интеллигенции. Слож-ность и противоречивость развития эстетической мысли этого периода нашла выражение в по-явлении философско-эстетической концепции К. Леонтьева, Ф. Достоевского и Л. Толстого.

Проблемы эстетики оставались по-прежнему спорными и остро дискуссионными и в конце XIX века. На страницах нового журнала «Вопросы философии и психологии» развернулась дискуссия по проблемам методологии эстетической науки. Что должна изучать эстетика, каково ее проблемное поле, в чем заключается специфика предмета эстетической науки? Эти вопросы были напрямую связаны с пониманием красоты и искусства, эстетического наслажде-ния, функций искусства. В этих спорах выкристаллизовывается статус Русской эстетики.

Если в предшествующие десятилетия эстетика развивается в рамках критики и публици-стики, в непосредственной связи с искусствоведением, то в конце XIX века русская обществен-ность увлекается «позитивными науками», среди которых первое место отводится психологии. Появляется целое направление, представители которого считают эстетику специальной эстетической дисциплиной, в основу которой положен «только опыт и наблюдение, как бы во-все не нуждающиеся в философии как науки о принципах». Подход к эстетике с этих позиций вызывает отрицательную оценку представителей философско-идеалистической эстетики.

Философия Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) дала толчок развитию русской эс-тетики конца XIX -- начала XX вв. Соловьев дает философское обоснование категории прекрасного в единстве с истиной и добром, пытается осмыслить проблему символа. Соловьев рассматривает красоту во всех природных формах, в развитии от неорганического мира к органическому, затем -- к человеку. В животном мире красота выступает в орнаментальной и музыкальной формах, она преподносит эстетическому познанию обширный и интересный ма-териал, требующий философского осмысления. Высшее проявление красота получает в человеке, который выступает самым совершенным воплощением эстетического начала в природном мире и единственным существом, способным к творческому освоению действи-тельности. В объяснении искусства как активной формы отражения мира и средства выражения ценностей жизни, как своеобразного служения действительно жизненным идеалам Соловьев усматривает способ раскрытия его эстетического смысла. Следует подчеркнуть, что конец XIX начало XX века характеризуется как «переходный», переломный период русской культуры. Поиски новых ценностей и идеалов определяют как художественную практику, так и эстетиче-скую теорию. Будущее искусства, и,прежде всего, отечественного, вызывает бурные споры. В их основе лежит эстетическое осмысление ряда проблем: традиции русского искусства, определение новизны содержания и формы, своеобразие художественного творчества, специ-фика и характерность художественного образа в различных видах искусства. Формировалась необходимость в «путеводной звезде». Такой звездой объявляется символизм. В русской культуре под символизмом понималось широкое течение, в котором наглядно проявилось существование многообразных идейно-эстетических и социально-культурных тенденций -- ре-лигиозного мистицизма.
Задачу эстетики символисты видели в обнаружении «точных соответствий между видимым и невидимым мирами». Акт творчества, по мнению большинства символистов, несет в себе попытку выйти за пределы, поставленные реальным миром, а творческий порыв сам по себе уже акт творчества. Пространство осознавалось как постоянное препятствие, которое необхо-димо преодолевать

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...