Философия и наука. Проблема научности философского знания
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Понятие мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения Проблема мировоззрения наиболее определенно была сформулирована в Германии в конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие "мировоззрение", пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, "как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком" Мировоззрение ("взгляд на Вселенную")- обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью. Мировоззрение представляет собой способ духовно-практического освоения реальности, поскольку оно не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения. Оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, интересы, принципы познания, мотивы поведения и т.д. Все эти элементы в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение – система освоения и изменения человеком окружающего мира. В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции. Знания задают обобщённую модель мира и места в нём человека. Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека. Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают мировоззрению характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.
Наиболее разработанной и существенно важной с точки зрения генезиса философии классификацией является историческая типология мировоззрений. В ней выделяют следующие его типы: мифологическое, религиозное, философское. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом. Ф. - это теоретическое ядро М. В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания – политическим, религиозным. Ф. наряду с искусством и религией предствляет собой особую форму мировоззрения. Философское мировоззрение – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия - это теоретический уровень мировоззрения. “Философия - мать науки” (Фейербах). Отличительные черты – опирается на опыт, научное оправдание, стремится к общезначимости, уделяя больщшое внимание проверке обоснованности своих утверждений. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
Индивидуальное мировоззрение отражает специфически неповторимые черты человеческой личности, особенности ее существования. В массовом мировоззрении отображается то, что свойственно жизнедеятельности группы людей. Массовое мировоззрение отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого, и оставляет только общие черты.
Философия и наука. Проблема научности философского знания Наука и есть особый вид человеческой деятельности, направленный на производство знания и результат этой деятельности — систематизированное, объективно-истинное знание. наука возникает в процессе отделения «теоретической» деятельности от деятельности практической; наука и философия в античности не были разделены, философия содержала в себе все «теоретическое» знание о мире: физику, астрономию, математику и т.д. Каждая наука исследует конкретный объект, определенный фрагмент мира, определенную его сторону, пользуется специальными методами, опирается на эксперимент и наблюдения, пользуется приборами и т.д. Предметом философии является отношение «человек—мир». В этом отличие философии от других наук — физики, химии, биологии и т.д. Философия — самосознание человека, попытка понять самого себя, свою деятельность, практическую и теоретическую, свое место в мире, понять жизнь, цели существования. Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям: объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности); рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой науки что-то обосновывается; нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта; системность знаний - упорядоченность по определенным критериям; проверяемость - воспроизводимость знаний через практику Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода. Ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их глобальных аспектов и последствий. В свою очередь, философия, опираясь на результаты исследования конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их. Философия, как правило, опережала в своем развитии конкретные науки, но в то же время в связи с новыми открытиями в специальных областях научного знания менялись и формы философского мышления.
Различия: 1) Осознание места, присущего отдельному, конкретному фрагменту знаний в целостной картине невозможно для частных наук. Эта задача может быть решена только при помощи философии, которая способствует правильной постановке проблем; 2) Разрешение характерных трудностей, противоречий, возникающих на границе различных уровней, областей науки при их согласовании (парадоксы, апории, антиномии и др.) невозможно без участия философии – соотнесения мысли (языка) и реальности; 3)Философия выполняет также функции уяснения самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает; 4) В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере философии; 5) Наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Она не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Ф. отличается от научного способа постижения действительности тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру. В Новое время, главным образом благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию; остальные науки выступали как части философии. Это спокойное согласие философии и науки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой философской среде возникло движение против признания философии наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках неопозитивизма (XX век) философия уже не считалась наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не занимается истиной. Философия имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но наряду с научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|