Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационно-технологическое общество – концепция устойчивого развития




ХХ век характеризовался глобализацией всех сторон преобразующей деятельности человека. Транснациональные экономические связи и перемещения капитала, развитие технологий, охватывающих всю мировую хозяйственную систему, рост масштабов производства – все это приводит к глобальному воздействию на окружающую среду.

Новейшие его постулаты экологического движения нашли отражение в родившейся на Западе концепции “устойчивого развития” (sustainable development). Закономерно, что к разработке данной теории обратились именно в странах Западной Европы. Резкий экономический скачок в этих странах в последние десятилетия, с одной стороны, многократно усилил антропогенное воздействие на окружающую среду, с другой – способствовал развитию возможностей для осуществления масштабной природоохранной деятельности. Иначе, поворот государства к проблемам экологии становится показателем его солидных экономических возможностей. Вместе с тем, вложения в экологию – это роскошь, превращенная в перспективный бизнес. Не случайно природоохранные затраты рассматриваются в экономически развитых странах как инвестиции в будущее. Но актуализация экологической проблематики – это и свидетельство наличия определенных социально-правовых, демократических традиций общества. Защита окружающей среды – это, в конечном счете, защита человека как неотъемлемой части этой среды.

Рождение концепции – закономерное следствие процесса реструктуризациизападного общества в последнюю треть ХХ столетия. В этот период делается ставка на принципы рационального развития, инновационные процессы, информационные технологии. Ощутимым результатом новых подходов в социально-экономическом управлении стал рост экономического благосостояния, улучшение качества жизни людей. И возникновение концепции “устойчивого развития” оказывается естественным продолжением “апробированных” принципов социального развития. Принципов, идеологический фундамент которых можно определить как “рациональный антропоцентризм”.

Каждая из составляющих концепции sustainable development, или концепции четырех “Е” – еcology, еconomy, еquity, еngagement (экология, экономика, равенство (социальная справедливость), вовлечение (общественности в управление территорией)), отражает один из важнейших показателей полноценного функционирования демократического общества.

 

 

 

Исторический прогресс и глобальные проблемы современности

Вопрос об историческом прогрессе долгое время трактовали как путь к совершенству. Это развитие от низшего к высшему. Но встает вопрос можно ли считать современный тип общества более высшим чем предыдущий. Если брать технику конечно прогресс есть, а если состояние нравственности – очень спорно. Перед человечеством встала проблема гармоничного развития всех сфер к высшему. В центре всех видов социального прогресса находится человек. Проблемы человека считаются центральными. Высшим и всеобщим объективным критерием прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Разновидности прогресса: НТП – т.е. с развитием науке и технике улучшается и развивается производство оно автоматизируется; Социальный прогресс – это постепенное улучшение материальных условий жизни человека, повышение жизненного уровня и т.п.; Духовный прогресс – развитие духовности человека, т.е. человек самосовершенствуется.

Прогресс и регресс – противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающее либо поступательное развитие общества по восходящей линии, расцвет, либо возврат к старым, застой. Критерием служит степень развития производительных сил, экономического строя, науки, культуры и развития личности. Основой развития явл. развитие способа производства.

С общей точки зрение мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации систем. В естественных, как общее совершенствование системы, увеличение возможностей дальнейшего развития. В экономике, нужно исходить не только из уровней и темпов развития производства, сколько из уровня жизни трудящихся и роста народного благосостояния, “качество жизни”.

Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении, а также в увеличении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира. Как видно из сказ-го, историч. прогресс порождает множество ГП.

ГП которые затрагивают основы существования человеч-ва и нерешенность которых создает угрозу для его будущего.

Особенности глобальных проблем. 1 Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира. 2 Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. 3Нуждаются в неотложных и эффективных решениях. 4 Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Типология ГП:

1) ГП связанные с основными соц-экономическими и полит-ми задачами человеч-ва (предотвращение мировой термоядерной войны, прекращение гонки вооружения и качественной модернизации оружия, нераспространение оружия, создание благопр-ых условий для мир-го соц-го прогресса, преодоление отстования в развитии ряда стран, комплексное достижение рынка, демократической государственности);

2) Взаимоотношение человека, НТР и общества (эффект-ое использование достижений НТР, проведение вктивной демографич-ой политики, ликвидация опасных болезней, сохранение генофона человека, совершенствование системы образования, обмен в достижениях науки и т.д.);

3) ГП связанные с социально-экологическими процессами (охрана окружающей среды, решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблемы, мирное освоение космоса и богатств мирового океана).

 

 

Проблема происхождения философии. Философские представления Древнего мира (Индия, Китай, Ближний Восток, Греция)

Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов, но они не образуют самостоятельное явление культуры. Существуют три основополагающие теории возникновения ф.: мифогенная, гносеогенная и та, которую, по ее характеру, можно назвать концепцией "качественного скачка". 4 этапа развития ф.: Античность(VI в.до н.э.–IIIн.э.), Средневековая ф.(IV-XIV), Новое время (XV-XIX), Новейшая ф.(XX). Вся история развития ф-ии складывается из поиска ответов на наиболее актуальные вопросы. Ф. имеет проблемный характер, это всегда творческий поиск.

Индийская философия.

Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения Брахманы (I тыс. до н. э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н. э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н. э.). Для древнеиндийской школы хар-ны:

1. внимание к вопросам поиска сущности ч. и окр. мира

2. признание тождества между микро- и макрокосмосом

3. признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман"

Большей частью индийская ф. сконцентрирована на высшей реальности. Страдание, спасение и высшая реальность – это основные “камни” индийской ф. Основные темы - нравственность человека, пути освобождения его от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования души и тела, достижение нирваны. Дело освобождения путем растворения души-атмана в мировой душе, универсальном принципе мира-брахмане. Бесконечная цепь перерождений и совершенствования души, если достоин, то воплощаешься в священнослужителя -брахмана, представителя власти-кшатрия, земледельца, торговца или ремесленника - вайшья. Если неправедный образ жизни - низшая каста-шудра (непосредственные производители и зависимое население) или в животного. Человек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе.

Две главные школы – индуизм и буддизм. Обе нацелены на Просветление. Индуизм признает авторитет Вед. Индуизм характеризуется политеизмом и пантеизмом - много богов.

Буддизм - Зародился в Индии в VI-V вв. до н. э., видит освобождение от страданий на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. Основные постулаты:

1. Отрицает авторитет Вед (и кастовую систему)

2. Признает 4 истины: все существование наполнено страданием; страдание вызывает желание; возможно освобождение от страдания; дорога к освобождению

3. Рассматривает Я как иллюзию. Существует непрерывность, связь одного существования с другим, но Я – это иллюзия, созданная совокупностью умственной и физической деятельности. Медитация – это способ приближения к чистому разуму.

4. Стремиться к нирване (угасанию) с помощью полного избавления от желаний, страданий

5. Отрешенность Будды.

Китай. Три главных ф-ии – это конфуцианство, даосизм и буддизм. Они постоянно противоречили и взаимодействовали.

Конфуций нравственное поведение.Человек наделен небом этическими качествами, должен поступать в согласии с моральным законом - дао и совершенствовать эти качества. Цель - достижение идеального человека, благородного мужа. Центральная концепция - человечность, гуманность, любовь, не делай людям то, что не пожелаешь себе. Принцип сыновней почтительности и уважение к родителям.

Для конфуцианцев существовало 3 главных принципа:

1. жэнь, человеколюбие (доброта, праведная жизнь)

2. Ли, этикет (правила)

3. Чжи, праведность (надлежащее поведение)

Школа ДАО. Даосизм, или дао-цзя – школа пути и его силы. Слово “Дао” означает “путь”, или универсальный путь. Соблюдать Дао – следовать 5-ти добродетелям: Жень -человечность, любовь к другим; Чжи - мудрость; И -следование этике справедливости; Ли - послушание, деликатность; Сяо -покорность воле родителей.

Ближ.Восток. Миф в древней Месопотамии служил универсальным объяснением достигнутого уровня познания. Однако наряду с религиозными представлениями он содержал и предпосылки развития науки и философии. В этом смысле он интегрировал в себе элементы, между которыми постоянно имелось противоречие. С одной стороны, для человека- Месопотамии существовал ряд вещей познанных и освоенных, с другой — неизвестный и враждебный мир природы. Справиться с непонятными явлениями действительности можно было в эту эпоху лишь «созданием» устойчивого космического порядка, на который проецировались существующие общественные отношения. Поэтому космогонические мифы содержат символическую борьбу принципов порядка и хаоса: хаос всегда враждебен богам и людям.

Фил. Древн.Гр. Милетская школаФалес из города Милета: началом всего является вода. Анаксимен (ученик): начало всего-воздух. Гераклит- первоисточник огонь. Анаксимандр- беспредельное вещество(анапейрон). Ксенофан — ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Наблюдательный, склонный к насмешке, он подверг критике господствующие представления о множестве боговКсенофан Эмпедокл- 4 вещества (вода, огонь, воздух, земля).Все-в основе мира находится материальная субстанция(не нуждается для объяснения в другом). Пифагор - числа.4 субстанции в виде чисел. ШКОЛА ЭЛЛИАТОВ (Парменид, Зенон - “против учения Гераклита”): Парменид: абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует, что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит - линия материализма, Парменид – идеализма. Для Парменида вещь и мысли об этой вещи одно и тоже. Левкипп и Демокрит(атомисты) -неделимые фрагменты(атомы) вещества, пространства(амеры) и времени(хрононы).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...