Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия позитивизма и его исторические формы.




П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания.Единственный источник истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку.Под метаф. понимали умозрительную ф. бытия (онтологию,гносеологию)

Только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она неспособна судить о мире в целом. П предпринял попытку осмысления истины на основе точного экспериментального знания. Идея знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы обладать силой.

3 этапа в эволюции позитивизма: 1. Позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер 2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель П О.Конт (1798-1857). "Курс позитивной филос" Основные идеи работы, три закона: 1) трех стадий;2) постоянного подчинения воображения наблюдению;3) энциклопедический закон, классификация наук.

1.Попытка классиф наук. Иерархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология) математике отводится главная роль как основе количественных методов исследования. Логика отсутствует напрочь.2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута. 3. В обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Теологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов...- традиционное общество б)Метафизическая - бог становится субстанцией...Абстрактные метафизические сущности, идеи абсолютного знания - доиндустриальное общество в) Позитивная стадия-стадия становления научного взгляда на вещи, позитивизм - индустриальное общество.Начинается с соединения опыта с абстр мышлением. 4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса. Развитие науки представлял как накопление полученных знаний и законов, знания - описательные.

Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. "Система логики силлогистической и индуктивной". Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания, чтобы знания были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст между состоянием естествозн и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором - топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стор естествознания(методы естеств применить в социологии).Основной метод-физика. Физ.-это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ. - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Между этими уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение есть логический вывод из объясн теории. Необходимо их взаимоподкрепление. Метод соц науки должен стать точной копией методов физ.

Герберт Спенсер (1820-1903) Подобно Конту поставил задачу создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это вся фил, но без метафизики.(т.к. метаф - это попытка судить о мире вещей, кот непознаваемы).

Философия есть научное знание и методология, но не сумма наук. Фил - знание вполне объединенное, а другие науки - отчасти объединенное. Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс эвол означает возрастание определенности вида. Сп выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии. Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток - основа закона сохранения.Классификация наук - абстр(мат, лог), абст-конкретные (механика, физика, химия) и конкретные (биология, психология, социология)

Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали основным законом познания - экономию мышления.

Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составл ощущения. Сами по себе эл-ты мира нейтральны (к материи сознанию), различие их функционально: одни и те же эл-ты мира составл физ реальность, и в этом случае они связ цепью физ причинности. Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и проявл в том, что мы наз памятью. Т.о. Э. исходит из феноменологического понимания псих и физического понимания того, что непосредственно дано нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания.

Неопозитивизм. или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп. был махизм. Но если махисты отстаивали "биолого -экономическую" теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как "логический анализ языка."

Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вопр фил неразрешимыми из-за слабости чел разума, махисты - что осн вопрос ф. снимается и разрешается учением о нейтр элементах, нп.- заявляют, что и осн вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, - это мнимые проблемы, кот нужно отбросить как лишенные научного смысла. Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не может высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож науки, в кот выражаются знания о мире. Неопозитивизм как логический позитивизм говорит о том, что фил обязана исследовать язык науки для пояснения проблем и задач науки.

 

1. Понятие мировоззрения. Философия как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения.

2. Философия и наука. Проблема научности философского знания.

3. Онтология - философское учение о бытии. Философское понятие материи и его методологическое значение. Современная наука о сложной системной организации материального мира.

4. Проблема человека в современной философии. Комплексный подход к познанию человека.

5. Общество как развивающаяся система. Методологические проблемы анализа социального процесса.

6. Общество и природа – современные научные представления о биосфере и законах её развития. Проблема коэволюции человека и природы.

7. Научно-технический прогресс и глобальные проблемы современной экологии.

8. Проблема сознания в философии и науке. Современная наука о структуре и динамике психики человека.

9. Проблема познаваемости мира в философии и науке. Чувственное и рациональное познание.

10.Наука как социальный институт. Роль и значение науки в современной культуре.

11. Понятие научного метода и методологии. Основные методы эмпирического и теоретического познания.

12. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Проблема обоснования теоретического знания.

13. Организация научного знания – проблема, гипотеза, теория.

14. Предметная и методологическая специфика гуманитарного знания.

15. Динамика научных теорий. Понятие научной революции и смена научных парадигм.

16. Философия техники. НТП и его социальные последствия.

17. Философия истории. Общество как предмет философского анализа.

18. Формационный и цивилизационный подходы в современной социальной философии.

19. Философская антропология. Человек как проблема философии.

20. Информационно-технологическое общество – концепция устойчивого развития.

21. Исторический прогресс и глобальные проблемы современности.

22. Проблема происхождения философии. Философские представления Древнего мира (Индия, Китай, Ближний Восток, Греция).

23. Античная философия - общая характеристика и основные направления.

24. Атомистический материализм. Демокрит, Эпикур, Лукреций.

25. Философия Платона и ее влияние на развитие европейской философии и науки.

26. Философия Аристотеля и формирование мировой культуры.

27.Теоцентризм европейской средневековой философии. Основные этапы формирования философско-теологической мысли Европы.

28.Идеи гуманизма и натурфилософии в учениях эпохи Возрождения.

29.Возникновение и формирование философии Нового времени. Борьба рационализма и эмпиризма.

30. Философское учение Ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода и возникновение методологии науки.

31. Философия Р. Декарта. Учение о методе.

32. Философия эпохи Просвещения в Европе.

33. Немецкая классическая философия.

34. И. Кант и его роль в формировании и развитии европейской философии и методологии науки.

35. Философия марксизма и её историческое значение.

36. Исторические условия и особенности формирования и развития философии в России. Основные направления русской философии XIX- XX вв.

37. Философия русского космизма.

38. Философия всеединства В.Соловьева.

39. Проблемы свободы, смысла науки и творчества в философии Н. Бердяева.

40. Общая характеристика и основные направления современной зарубежной философии. Постмодернизм в философии.

41. Философские идеи З. Фрейда и современный неофрейдизм.

42.Философия позитивизма и его исторические формы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...