Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема познаваемости мира в философии и науке. Чувственное и рациональное познание




Центральная проблема. Трудности связаны, в частности, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. 1. скептицизм - сомнение в возможности получения достоверных знаний, а позднее, сформировался агностицизм – мир непознаваем.

Формы агностицизма:

1. Др. греч. философ Кратил – невозможно познать окружающий мир, т.к. происходит непрерывное изменение окружающей действительности. “В одну реку нельзя войти дважды”.

2. Классическая форма – англ Д.Юм (XVIII) считал, что человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен, в силу чего вопрос о существовании, а значит, и познании внешнего мира становится бессмысленным.

3. И.Кант признавал существование внешнего мира, но это мир вещей в себе, недоступный человеку, который ограничивается в познании опять-таки миром своих ощущений.

Позднее очередной рецидив агностицизма был связан с механизмом, выросшим на почве трудностей истолкования новых открытий в физике на рубеже XIX и ХХ столетий.

2. диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Наши ощущения адекватно отражают природные и социальные объекты. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир. Процесс познания - сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Познание - мыслительная деятельность человека и общества есть процесс отражения этой действительности в сознании.

Т.о. познание – процесс отражения действительности в сознании человека, с целью ее дальнейшего преобразования (процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений мира).

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств.

Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения. Восприятия - синтез ощущений, П редставление - является более обобщенным образом действительности.

Социальная детерминация чувственного отражения человека – 3 положения:

1)влияние социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения в окружающей действительности.

2)Происходит формирование (под воздействием практики, социально-культурных условий и ценностей).

3) Осуществляется взаимодействие прошлой, а также текущей сенсорной информации и культурных наслоений. => чувственное отражения - вещь относительная, необходимо учитывать эту относительность в познавательной и практической деятельности.

Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление представлено тремя основными уровнями: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него характерны: - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. С него начинается и им завершается любой цикл осмысления действительности. Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности.

Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания.

Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.

 

Наука как социальный институт. Роль и значение науки в современной культуре

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной реальности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные законы. Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям совр производства, она превращается в соц институт, для того, чтобы научн знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. в самом процессе труда от рабочего требуется широкий научно-технический кругозор, овладение основами научных знаний.

совр наука уже не слепо следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства. Если прежде наука развивалась как отдельная часть часть социального целого, то теперь она начинает пронизывать все сферы жизни. Научные знания и научный поход необходимы в материальном производстве, в политике и общ деятельности, в управлении, в системе образования, здравоохранения, в судебной и др практике. Поэтому наука разв более быстрыми темпами, чем другие отрасли.

Социальные функции науки

1. Мировоззренческая (сюда входит познание мира). Наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т. д.

2. Управленческая (зная законы развития мира мы можем управлять собственной деятельностью для получения тех или иных результатов)

3. Культурологическая (наука способна формировать не только отношение человека к природе но, на основе новых знаний о самом человеке, отношения между людьми в обществе)

4. функции науки как непосредственной производительной силы. Синтез науки, техники и производства обуславливается неуклонно возрастающими потребностями производства и расширению мирового рынка. Взаимосвязь научного и материального производства постоянно углубляются и совершенствуются. Сегодня этот процесс выражается все большей автоматизацией производства вплоть до частичной замены работы человеческого мозга искусственным интеллектом, кибернетическими устройствами, компьютерами. Создание действительного богатства общества менее становиться менее зависимым от рабочего времени и количества затраченного труда, а более от науки и степени развития технологий.

5. ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества. Наука включается в процессы социального развития. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.

Наука как форма общественного сознания есть система знаний человека о природе, обществе и мышлении; она отражает мир в категориях, понятиях, законах нравственности, истинность которых проверяется практикой.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...