Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика научного познания. Критерии научности.




Сознание и бессознательное.

В философии сознание можно определить как высшую способность психического отражения окружающей действительности. Сознание присуще исключительно человеку. Сознание не может быть бесстрастным, безэмоциональным отражением внутреннего, либо внешнего мира. О феномене сознания необходимо говорить, как о переживании и знании одновременно, которые происходят внутри индивида.

Основным качественным признаком сознания в философии является его идеальность.Коллективно созидаемый мир духовной культуры, который социально фиксируется, узаконивается во всеобщих представлениях людей о реальном мире. Это мир индивидуальных, коллективных представлений зафиксированный в языках культуры, но это не мир как он есть на самом деле, а мир каким мы его себе представляем, мир действительный, мир идеального.

Необходимо различать идею о вещи и саму вещь. Такая позиция позволяет критически переосмысливать имеющееся знание о чем-либо. Это основа поиска самостоятельного пути в профессии, да вообще в жизни.

Бессознательное - это явление, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им (сновидения, обмолвки, автоматически совершаемые действия, утрата ориентировки во времени и пространстве, патологические явления, такие как бред, галлюцинации). Бессознательное обладает собственными функциями памяти, внимания, мышления, мотивации.

К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Ф.В.И. Шеллинг и другие. Однако наиболее распространённые и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Зигмунд Фрейд исходил из установки доминирования бессознательного над сознательным, согласно его концепции, психика имеет следующую структуру:

1) Оно» - это примитивное телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные). «Оно» подчинено принципу удовольствия и управляется психической энергией сексуальных влечений «либидо»;

2) Сознательное «я», которое находится посередине между «оно» и «сверх-я» и пытается найти между ними компромисс;

3) «Сверх-я» - это система морально-нравственных норм и социальных запретов, которая играет роль внутреннего цензора.

К.-Г. Юнг хотя и начинал совместную работу с Фрейдом, однако впоследствии разошелся с ним во взглядах. Их основные расхождения касались двух принципиальных моментов:

роли сексуального начала в психической жизни индивида;

понимания природы бессознательного.

Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессозна­тельного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить проис­хождение человеческой культуры и творчества только с пози­ций либидо.

Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно:

1.вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе историческогоразвития человека;

2.вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат
интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания;

3.действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя пере­ходу личности на определенную, более высокую, ступень развития.

Марксистская философия.

Марксистская философия возникла в середине XIX века. Она была обусловлена промышленной революцией конца XVIII века, связанной с использованием пара в промышленности и на транспорте; развитием и усилением буржуазии, появлением нового класса - пролетариата, который жестоко эксплуатировался буржуазией.

Основоположниками марксистской философии были Карл Маркс (1818 - 18883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895 гг.)

Особенности марксистской философии:

1) Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2) Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный и закономерный;

3) Не только предпринята попытка объяснить мир, но и разработаны общие методологические основы его преобразования. И как результат, центр философских исследований из области абстрактных рассуждений переносится на область материально – практической деятельности людей;

4) Воедино увязываются диалектико – материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Важным вкладом К. Маркса в философию и общество знание можно считать созданную им теорию прибавочной стоимости, а так же открытие и четкое формулирование теории материалистического понимания истории. По Марксу, общество развивается естественным путем, от одной общественно – экономической формации к другой. Характерные особенности каждой из этих формаций определяются способом производства, в основе которого лежат те или иные производственные отношения. Общество, в котором властвует товарное производство, порождает эксплуатацию и насилие. Уничтожение эксплуатации возможно, но только при помощи пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистической формации к коммунистической. Коммунизм, по Марксу, - это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где мерилом свободы человека будет его свободное время.

Специфика научного познания. Критерии научности.

Наука – это следствие духовной деятельности человечества, направленное на постижение объективной истины связанной с законами природы. Образуя единую совокупность знаний о законах, наука вынуждена подразделяться на частные отрасли, позволяющие проводить исследование и выяснение фактов и явлений, не углубляясь в изучение сторонних материй. Именно на этом основании выделяют естественные науки о природе и общественные науки.

Наука тесно связана с философией. Специфика научного познания в философии – это осознание и рассмотрение фактов по отношению к реальной картине мира. Философия была непременной спутницей науки в переломные моменты истории, остается не менее важной и на сегодняшний день. Специфика научного познания выражается несколькими факторами: 1) Основная цель науки – выяснение объективных законов реальности, но это невозможно без ряда абстракций, поскольку именно абстрагирование дает возможность не ограничивать широту мышления для определения правдивости тех или иных умозаключений. 2) Научное знание должно быть прежде всего достоверным, поэтому объективность становится его главной характеристикой, ибо без нее невозможно говорить о чем либо с определенной точностью. Объективность основывается на исследовании активного объекта зрительными и экспериментальными методами. 3) Специфика научного познания заключается и в том, что любая наука нацелена на практическое применение. Поэтому она должна объяснять причины, следствия и связи между теми или иными процессами. 4) Сюда же относят и возможность постоянного дополнения и самообновления науки с помощью очередных открытий, которые могут как опровергать, так и подтверждать уже имеющиеся законы, выводы и так далее. 5) Научное познание совершается посредством использования как специальных высокоточных приборов, так и с использованием логики, математических вычислений и прочих элементов умственной и духовной деятельности человека. 6) Любое знание должно быть строго доказуемо – это также специфика научного познания. Информация, которая может быть использована в дальнейшем, обязаны быть точной и обоснованной. Однако, в различных областях все же не обходится без некоторых допущений, теорий и ограничений.

Основные характеристики научного познания: 1) объективность-предполагает, что познания явления осуществляется независимо от познающего субъекта, т.е. происходитотвлечение от интересов познающего индивида и от всего сверх природного; 2) доказательность иобоснованность – в качестве которых могут выступать эмпирические факты и логические рассуждения; 3)выраженность в понятиях предполагает, что научное знание должно быть выражено в системе выработанныхданной наукой понятий (использует специализированный научный язык), позволяющий включить его в составопределённой научной теории 4) рациональность – в научном знании не просто что-то сообщается, априводятся необходимые основания, по которым это высказывание можно считать истинным (здесь действуетпринцип достаточного основания); 5) сущностная характеристика - сведения, которые сообщаются в той илииной системе знания, должны касаться сущности предметов; 6) системность знание должно быть особымобразом организовано в форме теории или развернутого теоретического построения на специальном языкепонятий и категорий данной области знания; 7) проверяемость – означает, что знание должно найти своеподтверждение в практической деятельности и быть воспроизводимо в ней; 8) способность к развитию –рассматривается как потенциал знания к порождению нового знания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...