Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие политической системы Великобритании в XX веке. Основные изменения в государственном строе. Акт о парламенте 1911 Г.




1. Партийная система Великобритании: эволюция, особенности функционирования.

2. Эволюция парламента

3. Эволюция правительства

4. Изменение правового статуса короны

I. Партийная система Великобритании: эволюция, особенности функционирования.

Основой политической системы стала двухпартийная система. Однако изменились субъекты противостояний, и содержание межпартийного противостояния. До 1923 г. на выборах конкурировали две основные партии - консерваторы и либералы. А с 1923 года - консерваторы и лейбористы. Консерваторы - адепты рыночной экономики, сторонники укрепления частного предпринимательства и сторонники сокращения социальной помощи государства. В 20 веке во главе консерваторов стояли видные личности - Черчилль, Тетчер. Именно с их именами и консервативной партии связаны достижения Великобритании во внешней политике. В настоящее время утратила свои позиции и является малозначительной политической силой.

В 20-х гг. массовой популярной партией становится лейбористская. Партия сформировалась в начале 20го (XX) столетия и она является по сути социалистической (широкая натурализация экономики, увеличение налогообложения для богатых а так же широкие социальные программы). Представители: Энтони Блер. Важной особенностью двухпартийной системы Великобритании является то, что политические силы принимают основы существующего общественного строя. Сменяя друг-друга у власти они не ставят цели координатных социально экономических, политических и социальных изменений.

II. Эволюция парламента

Парламент в Великобритании в 20в сохранил свою структуру. Двухпалатный орган власти - т.е. сохранил принцип бикамерализма (двухпалатности) Нижняя палата (Палата Общин). Число депутатов на протяжении двадцатого столетия менялось и к концу 20-го (XX) века составляло 651.

С 1911 года депутаты стали работать на профессиональной основе (стали получать заработную плату). Палата общин. Формируется посредством демократических выборов.

Палата Лордов (верхняя палата). К концу 20 (XX) века количество членов составляло более тысячи человек, однако реальное участие в работе принимают 200-300 лордов. Палата лордов формируется посредством назначения по представлению правительства. Монарх назначает пожизненных пэров в верхнюю палату парламента.

Основными тенденциями эволюции парламента в 20-м (XX) веке стало возрастание значения палаты общин, в сравнении с палатой лордов:

1) в 1911 г. установился законодательный приоритет палаты общин: финансовый законопроект палаты общин не требовал одобрения лордов, а так же не требовалось согласия лордов, если законопроект был одобрен палатой общин на всех трех сессиях подряд.

2) в 1945 г. установилось следующее правило: палата лордов обязана утверждать любой закон, принятый палатой общин во исполнение предвыборной программы победившей партии.

Однако Палата Лордов все еще сильна, обладает большим влиянием, а так же остается высшей апелляционной инстанцией. В 1967 г. в Англии появляется институт омбудсмана - парламентский уполномоченный по правам человека. Омбудсмен назначается правительством с согласованием с парламентом. Омбудсмен занимается проверкой деятельности органов администрации в отношении соблюдения прав и свобод человека.

III. Эволюция правительства

Основной тенденцией развития государственного строя Великобритании в 20 (XX) веке стало усиление исполнительной власти, правительства. Фактором, который способствовал, была Первая и Вторая мировые войны. Так в 1914 году принимается акт о защите государства, который на время войны передал всю полноту власти в руку правительства. После войны акт был отменен, однако ряд правил правительства продолжал применяться.

В 1939 году был принят акт о чрезвычайных полномочиях правительства. Усиление позиций правительства выразилось в следующем:

1. Передача правительству законодательной власти (получает распространение, так называемое делегированное законодательство). Акты, издаваемые правительством формально по поручению парламента. Так называемый делегирующий акт наделял правительство правом издавать нормы в развитие закона, и это зачастую сопровождалось разрешением изменять сам закон.

2. В контроле правительством палаты общин при помощи партийной системы.

3. Должность главы правительства (премьер-министра) приобретает самостоятельный конституционный статус.

4. Должность премьер-министра в рассматриваемый период превращается в первое лицо государства.

Полномочия премьер-министра:

1. Определяет персональный состав правительства

2. По представлению премьер-министра производится назначение монарха в пожизненное пэрство.

3. Награждение большинством британских наград, титулом и прочее.

4. Премьер-министр осуществляет текущее управление страной, экономическими процессами, внешней политикой

IV. Изменение правового статуса короны

Корона занимает своеобразное место в политической системе Великобритании. В 20-м столетии Великобритания сохранила форма правления – конституционная монархия. В новейшее время полномочия монарха существенно сократились.

Полномочия монарха:

1. Назначение премьер-министра. По сути данная процедура – формальность. Лидер политический партии, выигравший выборы в палату общин назначается премьер-министром

2. Право созвать или распустить парламент

3. Право пожаловать титул пэра.

4. Право советовать правительству.

5. Право предостерегать правительство

6. Монарх осуществляет представительские функции.

7. Реальных рычагов механизмов влияния на государственную политику у монарха не сохранилось, все они в большей степени носят декоративный характер.

АКТ О ПАРЛАМЕНТЕ 1911 г.

Акт о парламенте 1911 г. ограничил законодательные полномочия палаты лордов. Поводом для его принятия послужило отклонение верхней палатой правительственного законопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю на подпись и становился законом. В отношении же нефинансовых биллей был установлен следующий порядок: если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возможность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.

Реформа парламента 1911 г. представляла собой очередной вариант старого компромисса между буржуазией и аристократией. Буржуазные правительства, уже подчинившие себе палату общин, получили возможность проводить в жизнь финансовые меры без помех со стороны земельной аристократии. В то же время британская буржуазия не собиралась окончательно упразднять архаичную верхнюю палату, полагаясь на ее "сдерживающую" роль по отношению к нижней палате. В условиях меняющейся политической ситуации двухлетняя проволочка с принятием какого-либо "невыгодного" законопроекта могла оказаться фатальной для его судьбы. Так, например, законопроект об отмене "двойного вотума", который вносился в парламент в 1913 и 1931 гг., дважды отвергался лордами и в результате изменившихся обстоятельств (война и мировой экономический кризис) неоднократно снимался с повестки дня.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...