Гоминьдановская республика. Режим «политической опеки».
Несмотря на принятие новой Конституции, власти Юга и Маньчжурии сохранили обособленность и порядки Конституции 1912 г. Раскол страны приобрел государственно-политическую форму. Обособленность позволила значительно укрепиться революционно-демократическому режиму на Юге, где доминировала партия гоминьдана. В 1923 г. Сунь Ятсен был вновь избран президентом самопровозглашенной республики южных провинций (с центром в Гуанчжоу). На 1 съезде гоминьдана (1924) была обновлена ее программа в духе «трех начал»: национализм, народовластие, народное благо. Партия пошла на сотрудничество с коммунистами, декларировала союз с СССР. 1 июля 1925 г. правительство в Гуанчжоу объявило себя единственно законным национальным правительством и начало борьбу за объединение страны. Решающее значение сыграл Северный поход под руководством генерала Чан Кайши. После 11 съезда партии гоминьдана (1926) он стал политическим и военным лидером партии и правительства. Объединение страны, завершившееся в основном к 1928 г., повысило роль армии в политической жизни, а в администрации – ее главнокомандующего. Весной 1928 г. Чан Кайши провозгласил образование собственного правительства в Шанхае. С занятием Пекина (в конце 1928 г.) гоминьдан провозгласил завершение военной борьбы и установление с 1 января 1929 г. особого режима – «политической опеки». Установление режима опеки (подразумевалось, над народом) означало единовластие партии гоминьдана и подавление анархистско-революционных выступлений. Конституция 1931 г. провозгласила партийный абсолютизм: вся власть в стране принадлежала Национальному конгрессу гоминьдана (т. е. съезду партии). Между съездами государственные функции исполнял Центральный исполнительный комитет партии (ЦИК). Непосредственная правительственная власть принадлежала Национальному правительству: оно командовало армией, определяло бюджет, решало вопросы войны и мира, могло издавать распоряжения об амнистии. Выступая как бы коллективный глава государства. Национальное правительство в свою очередь распадалось на юани (советы) – Исполнительный,законодательный, судебный, контрольный юани. Провинции и округа располагали, кроме всего, собственной администрацией.
Политика гоминьдановского правительства способствовала обострению важнейшего для истории Китая социального противоречия – между капитализирующимся Югом и аграрным Севером. Это историческое противостояние стало базой для развернувшейся гражданской войны между гоминьдановским правительством и закреплявшей на Севере «советской системой» под руководством КПК. Раздробленности страны способствовала начавшаяся с октября 1931 г. японская агрессия. Особые условия политической деятельности усилили концентрацию власти в руках Чан Кайши: он стал одновременно премьером правительства, главнокомандующим, руководителем Военного совета. В целях борьбы с японскими оккупантами гоминьдан прекратил военные походы против армий, руководимых КПК, и установил с нею политическое и военное сотрудничество. Соглашение с КПК закрепило новый раздел Китая: на провинции, подконтрольные гоминьдану, и особые районы, где складывалась система советской власти под руководством КПК. Неблагоприятный для Японии исход Второй мировой войны, разгром советскими войсками ее сухопутной армии в Китае, изменил соотношение сил не в пользу гоминьдановского правительства. Конституционные перемены, последовавшие в конце 1946 г. (принятие новой конституции страны, демократизация режима), оказались неспособными предотвратить новую гражданскую войну, а затем – и крушение гоминьдановского режима в военно-политической борьбе с КПК.
73. ОБРАЗОВАНИЕ КНР. КОНСТИТУЦИЯ 1954 Г. РЕФОРМЫ В КИТАЕ ПРИ СОХРАНЕНИИ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА И ОДНОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ. После окончания Второй мировой войны, освобождения страны от японских завоевателей революционные волнения набирают новые обороты. Борьба Гоминьдана и коммунистической партии в конце 1940-х гг. завершилась победой коммунистов, которые распространили свои революционные центры по территории всего государства. С приходом к власти эти центры получают официальный статус органов исполнительной и законодательной власти. По решению одного из таких органов — Народного консультативного совета Китая в 1949 г. провозглашена Китайская Народная Республика со столицей в городе Пекин. Центральный народный правительственный совет стал высшим органом власти, наделенным широким кругом полномочий, возглавляемым председателем. Была разработана программа преобразований в государстве на «восстановительный период». В качестве местных органов власти создаются народные представительства. В рамках их сферы действия создаются народные трибуналы — чрезвычайные суды, выносящие приговор контрреволюционерам, бандитам, создающим массовые беспорядки, мошенникам. Конституцию 1954 г. китайское государство принимало путем сложных многоступенчатых выборов. Основной Закон постановил главной задачей страны построение социалистического общества, установление народной демократии. В Китае провозглашались равноправие, ряд гарантий государства, законность, гласность. Всекитайское собрание народных представителей стало официальным органом законодательной власти. Исполнительную ветвь представляли Председатель Китайской Народной Республики, Государственный совет. Китай официально разделился на автономные области, округа, уезды. После принятия конституции КНР вступила в полосу реализация намеченных планов подъема экономики, построения цивилизованного общества конца 1950-х гг. эти задачи выполнялись путем установления жесткой дисциплины труда. Государственный Совет получил возможность помещать в лагеря нарушителей трудовой дисциплины безосновательно, ведь они не совершали уголовного преступления. В целях экономии государственных средств вводится система коммун: совместное проживание, совместное пользование общими вещами, уменьшение уровня заработной платы, так как вводились общественные столовые. Армейский уклад стал примером «социалистического воспитания» для жизни всей страны. Альтернативой такой политики в конце 1960-х гг. стала так называемая «пролетарская культурная революция», в основе ее лежала ненависть населения к сложившейся системе бюрократизма и произволу властей.
На основе конституции 1954 г. более тысячи законодательных актов определили регламентацию различных сфер жизни общества, механизм действий органов власти. Специфика созданной системы выражается в смешанном характере права: включая принципы романо-германского права и социалистической идеологии, она сохранила основы ортодоксального конфуцианства. Создание законодательных актов осуществлялось Центральным народным правительственным советом. Одними из первых законов, принятых при образовании КНР, были законы о земле и труде, распределяющие земли богачей между беднякамами, устанавливающие норму рабочего времени для взрослых и детей. Устанавливаются правила оформления тру довых договоров, полномочия профсоюзов, порядок регулирования спорных ситуаций специальными комиссиями, третейскими судами. Уже после принятия конституции разрабатываются методы, на основе которых работодатели устанавливали заработную плату работникам по тарифной сетке. Издается Закон о браке, согласно его нормам мужчина и женщина уравниваются в правах в брачно-семейных отношениях. Конкретно регламентировались обязанности родителей по отношению к своим детям и детей — к родителям. Земельная реформа на официальном уровне легализировала конфискацию помещичьей земли и всего, что было необходимо для ее обработки, для распределения между безземельными. Важнейшим направлением деятельности руководства страны стало регулирование финансовых потоков. Рядом законодательных актов Административный совет установил контроль за производством, торговлей с целью пресечения финансовых преступлений и махинаций, недостаточного поступления денежных средств в общую казну страны. Совет определил правовое положение юридических лиц, порядок предпринимательской деятельности, установил правила оформления договорных отношений. В рамках борьбы с преступностью были ужесточены правовые нормы, пресекающие употребление и распространение наркотических средств. Серьезное наказание определялось за покушение на установившуюся социалистическую власть, за мошенничество и коррупцию.
Коренной перелом в ходе политической жизни государства наступил со смертью идейного лидера Мао Цзэдуна. Восстановление правовой системы началось с 1978 г. с введением новой конституции КНР. В 1982 г. была принята действующая конституция КНР, ее связывают с именем китайского лидера Дэн Сяопина. Начался процесс модернизации общества Китая. Издается целый комплекс законодательных актов, направленных на становление и совершенствование системы государственных органов, с учетом изменившихся общественных отношений. Основные направления экономической реформы сводились к возрождению многогранности экономики, оживлению гражданского оборота, повышению самостоятельности предприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|