Возникновение двух германских государств. Конституция ФРГ. Объединение германии.
Войска союзных государств, СССР, США, Англии и Франции, оккупировали Германию после окончания Второй мировой войны. Решением Потсдамской конференции в 1945 г. побежденное государство было разделено на четыре оккупационных зоны. Управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете. В конце 1946 г. было создано три западных зоны. Образовалось два независимых государства. Военные губернаторы США, Великобритании и Франции уполномочили премьерминистров правительств германских земель приступить к разработке проекта конституции будущего государства — ФРГ. 8 мая 1949 г. Боннский Парламентский совет принял проект основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель. В 1949 г. была принята конституция Федеративной Республики Германия, которая восстановила демократические институты власти и управления на основе Веймарской конституции 1919 г. Германское государство было построено на началах федерализма: образовалось 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и не зависимых друг от друга. В каждой из земель имелся ландтаг и правительство, обладавшее относительной независимостью. Двухпалатный парламент составляли верхняя палата — бундесрат (Союзный совет): 41 представитель от субъектов федерации; нижняя — бундестаг. Бундестаг избирался всем народом Германии и состоял из 496 членов. Половина депутатов избиралась в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина — по партийным спискам, выставляемым в каждой земле по пропорциональной системе. Глава ФРГ — президент избирается на пять лет специально собираемым Федеральным собранием. Большие полномочия в рамках исполнительной власти у правительства. Кандидатура канцлера предлагается президентом, избирается большинством голосов бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство активно участвует в законодательном процессе. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера. В системе центральных государственных органов — Федеральный конституционный суд: два сената по восемь судей в каждом, избираемых бундестагом и бундесратом. Конституционный суд занимается толкованием конституции, проверкой соответствия федерального права и права земель Основному закону, разрешением споров между федерацией и землями, отменой парламентских законов, не соответствующих конституции.
В период послевоенного развития в Федеративной Республике Германия развернулась партийная борьба за власть и установление собственного курса страны. В 1960-е гг. установилась трехпартийная политическая система. Партии, образующие правительство: Социально- демократическая партия Германии и блок двух клерикально- христианских партий: Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз. Третья буржуазно-либеральная Свободная демократическая партия входит в правительство для балансировки сил. В период правления Христианско-демократической партии Германия преодолела послевоенную разруху и стала экономически высокоразвитой страной. Несмотря на это, она выборы 1969 г. проиграла. Новая правительственная коалиция сложилась из депутатов самой массовой на тот момент партии ФРГ — Социал-демократической и небольшой Свободной демократической партии. Правительство нового канцлера В. Брандта начало новый курс во внешней политике на достижение разрядки в международных отношениях. В 1970 г. был заключен договор с СССР и Польской Народной Республикой. Стороны зафиксировали, что будут разрешать споры мирными средствами. В 1972 г. В. Брандт был вторично избран канцлером ФРГ. Ситуация в правительстве изменилась осенью 1982 г., когда свободные демократы перешли на сторону христианских демократов.
ОБЪЕДИНЕНИЕ ФРГ И ГДР В длительный период после Второй мировой войны и до момента объединения германских территорий в единое государство восточная часть Германии управлялась абсолютно не свойственными для данного государства методами. Органы советской военной администрации в Германии осуществляли контроль за всеми сферами жизни общества. Социалистическая единая партия Германии, образованная в 1946 г., приобщилась к руководству. В том же году в Восточной Германии проводились выборы в органы местного самоуправления и земельные парламенты — ландтаги. Социалистическая единая партия Германии набрала более половины всех голосов на общинных выборах и практически столько же на выборах в ландтаги. Начиналась полоса реформ социалистического характера, включающих изъятие имущества монополий, коллективизацию сельского хозяйства. Народный конгресс Восточной Германии в марте 1948 г. избрал Немецкий народный совет в целях разработки Конституции будущей Германской Демократической Республики. Народный совет объявил о введении в действие новой конституции, о создании Германской Демократической Республики как самостоятельного государства. Народный совет переименовался во Временную народную палату ГДР, принявшую закон о временном правительстве ГДР. На пост премьер-министра был выдвинут Отто Гротенволь. Конституцией Германской Демократической Республики 1949 г. высшим органом власти провозглашалась Народная палата, состоявшая из 400 депутатов, избираемая на четыре года путем всеобщих выборов. При тайном голосовании Народная палата избирает свой президиум, состоящий из представителей фракций, каждая из них должна составлять не менее 40 депутатов. Представительство земель осуществляет Палата земель, из числа выбранных местными ландтагами. К компетенции обеих палат относятся выборы Президента, избираемого на четыре года, представляющего Восточную Германию в международных отношениях, участвующего в дипломатических отношениях, осуществляющего право помилования.
Первым президентом ГДР стал Вильгельм Пик, один из лидеров Социалистической единой партии. Народной палатой определяется правительство и его политический курс. Правительство ответственно перед палатой. Первые выборы в законодательную палату ГДР состоялись уже в 1949 г. Они проводились на основе общей избирательной программы с общими списками кандидатов Национального фронта демократической Германии. В 1952 г. было проведено несколько кардинальных преобразований в стране: установлено административно-территориальное деление ГДР на 14 округов и 217 районов; упразднена Палата земель и ландтаги. Власть на местах стали осуществлять окружные и районные собрания, которые избирали органы исполнительной власти; заложено начало программы построения социализма в Германской Демократической Республике. В рамках нового «курса на социализм» создана конституция ГДР 1968 г., провозглашавшая победу социалистических производственных отношений. Уровень экономического развития Западной Германии был в тот период значительно выше, чем Восточной. Налицо были все неудачи внедрения социалистических начал в государственное устройство германских территорий. В конце 1980-х гг. обстановка в мире изменилась. Окончание «холодной войны», противоборство капиталистической и социалистической систем — все это создало благоприятную почву для воссоединения в 1989 г. исторически единых территорий: Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|