Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование различных методов и средств




Производственные фонды.

Основные производственные фонды — та часть производствен­ных фондов, которая участвует в процессе производства длитель­ное время, сохраняя при этом свою первичную натуральную фор­му, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт посте­пенно, по частям, по мере использования. Они пополняются за счет капитальных вложений.

В социальной деятельности предприятия участвуют непроиз­водственные основные фонды — жилые дома, детские и спортив­ные учреждения и другие объекты культурно-бытового назначе­ния, находящиеся на балансе предприятия. В отличие от производ­ственных фондов они не участвуют в процессе производства и не переносят свою стоимость на продукт. Их стоимость исчезает в процессе потребления. Они воспроизводятся за счет прибыли предприятия.

• интенсивное и экстенсивное использование фондов;

• фондовооруженность труда, фондоотдача и фондоемкость продукции;

• мероприятия по капитальному ремонту и модернизации ос­новных фондов;

• размеры и структура машинного парка;

• производственная мощность предприятия и его подраз­делений;

• ввод в действие производственных мощностей и основных фондов;

• режимы работы оборудования и др.

Для осуществления процесса производства наряду с основными производственными фондами предприятию необходимы оборотные фонды и фонды обращения. Оборотные фонды — это часть производ­ственных фондов, которая целиком потребляется в каждом производ­ственном цикле, изменяет в процессе производства свою натураль­но-вещественную форму и стоимость которой целиком переносится на готовый продукт в течение одного период производства.

Фонды обращения — необходимый элемент, обеспечивающий бесперебойность процесса реализации продукции и закупки сырья. К ним относятся: запасы готовой продукции; денежные средства, ис­пользуемые для закупки сырья, материалов, топлива, энергии, для выдачи заработной платы. Фонды обращения обеспечивают продви­жение готовой продукции до потребителя через сферу обращения.

Наряду с терминами «оборотные фонды» и «фонды обраще­ния» в практике внутрифирменного планирования применяется термин оборотные средства, под которыми понимается совокуп­ность оборотных фондов и фондов обращения, выраженная в де­нежной форме.

Показателями планирования оборотных фондов и оборотных средств могут быть:

• номенклатура и размеры запасов сырья, материалов и топли­ва, полуфабрикатов, комплектующих изделий, тары, запасных частей для текущего ремонта основных фондов;

• номенклатура и величина запасов незавершенного про­изводства и полуфабрикатов собственного производства (материа­лов, деталей, узлов и изделий, находящихся в процессе обработки или сборки);

• нормы расхода товарно-материальных ценностей на изготов­ление изделий и его отдельных элементов;

• эффективность использования материальных ресурсов;

• потребность в оборотных средствах, включая источники ее покрытия;

• конструктивный состав изделий (рецептура), показатели ка­чества, надежности, долговечности, конкурентоспособности про­дукции и т.п.

3. Инвестиции - это финансовые и материальные ресурсы, а также все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения соци­ального эффекта

Информация.

Информация как ресурс представляет собой формализованную совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, экономического, коммерческого или иного ха­рактера. Как экономический ресурс информация имеет собствен­ника, является предметом и продуктом труда, имеет технологию обработки, является предметом защиты от несанкционированного доступа к ней, имеет сферы коммерческого использования.

5. Время — важнейший, хотя и не бесспорный, ресурс, являю­щийся предметом планирования. Время как ресурс присутствует во всех показателях планирования, учитывается при оценке раз­личных предпринимательских проектов. В планировании принято говорить об экономии или потере времени.

6. Предпринимательский талант. Наличие данного ресурса в плановой деятельности в производстве также воспринимается неоднозначно. Предпринимательский ресурс или фактор пред­ставляет особый вид людских ресурсов, представленный деятель­ностью по координированию и комбинированию всех других ре­сурсов. Он проявляется в умении наиболее рационально осущес­твлять производственную и коммерческую деятельность, основан на новаторстве, ответственности, склонности к риску и других личностных качествах.

 

 

4. Формы планирования и виды планов

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс при­нятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного плани­рования макроэкономического развития. Индикативное планиро­вание является антиподом директивного, потому что индикатив­ный план не носит обязательный для исполнения характер. В сос­таве индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, ре­комендательный характер.

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и сте­пени детализации плановых расчетов принято различать долгос­рочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (теку­щее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10,15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долго­временную стратегию предприятия, включая социальное, эконо­мическое, научно-технологическое развитие. Перспективное планирование следует отличать от прогнози­рования.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное плани­рование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до 1 года, вклю­чая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют: а) стратеги­ческое, б) тактическое, в) оперативно-календарное планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятель­ность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулиро­вать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия сле­дует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п.

Тактическое планирование. Если стратегическое планирова­ние рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а опера­тивно-календарное планирование - процессом их реализации.

Оперативно-календарное планирование. Оперативно-ка­лендарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная за­дача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического пла­на с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

4. В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и вто­ростепенные аспекты этого процесса.

В частности, планирование можно классифицировать по сле­дующим критериям:

а) по степени охвата:

• общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;

• частичное планирование, охватывающее только определен­ные области и параметры;

б) по объектам планирования:

целевое планирование, относящееся к определению страте­гических и тактических целей;

• планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциа­лов, как оборудование, персонал, финансы, информация);

• программное планирование, относящееся к разработке и ре­ализации конкретных программ, например, программ производ­ства и сбыта;

• планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров;

в) по сферам планирования:

• планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, рас­ходов на сбыт, развитие сбыта);

• планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);

• планирование персонала (потребности, найма, переподго­товки, увольнения);

• планирование приобретений (потребности, закупок, реали­зации излишних запасов);

• планирование инвестиций, финансов и т.д.;

г) по глубине планирования:

• агрегированное.планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производ­ственных участков;

• детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

д) по координации частных планов во времени:

последовательное планирование, при котором процесс раз­работки различных планов представляет собой один долгий, сог­ласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоя­щий из нескольких этапов;

• одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

е) по учету изменения данных:

• жесткое планирование;

• гибкое планирование;

ж) по очередности во времени:

• упорядоченное (текущее) планирование, при котором по за­вершении одного плана разрабатывается другой план (планы чере­дуются последовательно один за другим);

• скользящее планирование, при котором по истечении опре­деленного запланированного срока план продлевается на следую­щий период;

• внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.

 

 

5. Факторы, влияющие на выбор формы планирования

1. Факторы, обусловленные спецификой фирмы.

Важнейшим из факторов, определяющих формы внутрифир­менного планирования, является концентрация капитала. Напри­мер, минимальный размер основных производственных фондов в ряде отраслей американской промышленности составляет сотни миллионов долларов. Концентрация капитала усиливается за счет процессов диверсификации и интернационализации капитала. Круп­нейшие зарубежные фирмы - это гигантские международные кон­церны, которые вкладывают капиталы в самые различные отрасли и имеют свои предприятия в десятках стран мира. Концентрация капитала обусловила необходимость расширить горизонты плани­рования на десятки лет вперед.

Влияние научно-технического прогресса на производствен­ный процесс и управление им выражается в усложнении разделе­ния труда и выпускаемого изделия и, как результат, усложнении организационно-технической структуры предприятия и объедине­ния.

Существенное влияние на внутрифирменное планирование оказал процесс механизации и автоматизации управления, что нашло свое отражение в формах и методах планирования. Автома­тизация процедур планирования позволяет повысить качество плановых решений за счет их оптимизации на ЭВМ, повышения степени согласованности и сбалансированности планов различ­ных функциональных областей производственно-хозяйственной деятельности и структурных подразделений предприятия, осво­бождения плановых работников от выполнения рутинных операций сбора, регистрации, приема-передачи и обработки информа­ции и сосредоточения их усилий на творческих операциях, повы­шения общей культуры плановой работы и т.п.

2. Факторы внешней среды.

Внешняя среда влияет на форму планирования через две груп­пы факторов: прямого и косвенного воздействия.

Группа факторов прямого воздействия включает такие факто­ры, которые оказывают непосредственное влияние на принимае­мые плановые решения в форме различных условий и ограниче­ний. Субъектами такого влияния могут быть поставщики и потре­бители, конкуренты, профессиональные союзы, центральные и местные органы государственной власти и т.п.

В группу косвенного воздействия входят факторы, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение. Но тем не менее они могут сказаться на реализации решения посредством косвенного воздействия на интересы участников выполнения ре­шения, изменения условий его реализации и т.п. Сюда можно от­нести Состояние экономики, международные события, политичес­кие факторы, научно-технический прогресс, социально-культур­ные факторы и т.п.

3. Критерии, обусловленные спецификой процесса планирования. В каких бы хозяйствующих субъектах процесс планирования не осуществлялся, он всегда имеет одну и ту же структуру, должен соответствовать типовым требованиям, что также сказывается на выборе конкретных форм планирования. Например, при выборе формы планирования решающую роль могут играть следующие критерии:

а) полнота планирования, предполагающая, что при составлении плана должны быть учтены все события и факторы, имеющие значе­ние для принятия решения. Наличие таких условий позволяет соста­вить полный план, сопряженный с системой частных планов;

б) детализация планирования, означающая необходимость оп­ределения с достаточной степенью подробности всех планируе­мых показателей;

в) точность планирования должна быть достаточно высокой для достижения поставленной цели;

г) эластичность и гибкость планирования. Данные требования означают возможность плана приспосабливаться к изменению ус­ловий. В противном случае появляется опасность его отрыва от ре­альных условий, в которых идет реализация плана. Принцип элас­тичности плана предполагает:

• наличие плановых резервов;

• наличие альтернативных вариантов плановых решений, ко­торые могут быть введены в действие в случае необходимости;

• наличие и задействование в экстренных случаях аппарата эвентуального планирования;

• применение перекрывающегося планирования;

• использование отсрочки планирования в ситуациях, когда по истечении определенного времени отсутствует информацион­ная определенность и т.д.

д) экономичность планирования. В соответствии с этим требо­ванием расходы на планирование должны находиться в соразмер­ном отношении с получаемым эффектом. Наличие средств у фир­мы позволяет ей выбрать адекватные формы планирования, кото­рые характеризуются различным уровнем затрат;

е) полезность планирования, означающая улучшение качества принимаемых внутрифирменных решений.

 

6. Организация внутрифирменного планирования на предприятии

План предприятия по своему содержанию представляет сово­купность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяе­мых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффектив­ность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное со­четание основных элементов системы планирования:

а) плановый персонал, сформированный в организационную структуру;

б) механизм планирования;

в) процесс обоснования, принятия и реализации плановых ре­шений (процесс планирования);

г) средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организаци­онное и лингвистическое обеспечение).

1. Плановый персонал.

Сюда входит весь персонал специалистов, который в той или иной мере выполняет функции планирования. Причем для одних из них плановые функции могут быть основным видом деятель­ности, например для сотрудников планово-экономического отде­ла, а для других работников плановые функции могут сочетаться с другими видами деятельности, например, специалисты конструк­торского отдела могут наряду с планированием конструкторской подготовки производства заниматься конструированием новых изделий.

Возрастание роли плановых работников в управлении может быть объяснено следующим:

• возрастанием инвестиционного и наукоемкого характера современного производства;

• увеличением в условиях конкуренции приоритетности ка­чества и научно-технического уровня продукции;

• повышением значимости творческого труда всех работ­ников;

• усилением коллективного характера труда, обусловленным повышением сложности техники и технологии,

• развитием в труде предпринимательских начал.

2. Организационная структура планирования. Аппарат плановых работников на предприятии функциониру­ет в форме соответствующей организационной структуры (ОС), которая устанавливает необходимое количество планового персо­нала и распределение его по подразделениям аппарата управ­ления, определяет состав плановых органов, регламентирует ли­нейные, функциональные и информационные связи между пла­новыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков, определяет требова­ния к их профессиональному уровню и т.п.

Организационная структура планирования зависит от различ­ных факторов, но в наибольшей мере на ее характер влияют следу­ющие параметры предприятия:

• степень специализации производства, характеризующаяся удельным весом основной продукции в общем объеме производства;

• степень массовости производства, определяемая количес­твом изготовляемой однотипной продукции;

• организационно-правовая форма субъекта хозяйствования;

• теснота связи отдельных производственных единиц, вклю­ченных в состав субъекта хозяйствования;

• размеры субъекта хозяйствования и его производственных единиц, зависящие от объема производства, численности работни­ков, стоимости основных производственных фондов;

• структура субъекта хозяйствования: состав производствен­ных единиц и структурных подразделений, соотношение между ними по масштабам производства;

• внешние производственно-хозяйственные связи;

• количество поставщиков и потребителей, номенклатура покупа­емых материально-технических ресурсов и реализуемой продукции;

• состав и структура кадров и материально-технической базы организации;

• развитие научно-технического прогресса и инновационная политика предприятия;

• уровень качества, научно-технический уровень и конкурен­тоспособность продукции;

• эффективность использования ресурсов;

• принятые методы организации производства и труда, управ­ления и т.п.

3. Механизм планирования

Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация. Если организационная структура отражает внешнее строение системы планирования, ее форму, то механизм планирования раскрывает внутреннее строе­ние, содержание системы планирования.

В общем виде в механизм планирования входят:

• аппарат выработки целей и задач функционирования пред­приятия;

• функции планирования;

• методы планирования.

4. Процесс планирования

Как целесообразная деятельность людей процесс планирова­ния имеет свою технологию, представляющую последователь­ность работ, выполняемых при составлении плана.

Процесс планирования состоит из следующих этапов.

Определение цели планирования

Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.

Анализ проблемы

На этом этапе определяется исходная ситуация на момент сос­тавления плана и формируется конечная ситуация.

Поиск альтернатив

На этом этапе среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.

Прогнозирование

На этом этапе формируется представление о развитии плани­руемой ситуации.

Оценка

На этом этапе проводятся оптимизирующие расчеты для выбо­ра наилучшей альтернативы.

Принятие планового решения

Выбирается и оформляется единственное плановое решение.

5. Вспомогательные средства, обеспечивающие процесс пла­нирования

Средства, обеспечивающие процесс планирования, позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации пла­новых решений. Сюда входит техническое, информационное, про­граммное, организационное и лингвистическое обеспечение.

Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР).

 

 

7. Функции и структура плановых служб на предприятии

Основные функции ПЭО:

1. В области планирования

1.1. Организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятия:

• подготовка предложений для утверждения руководством предприятия о порядке, сроках и участниках разработки проектов планов;

• распределение производственной программы между цехами и службами предприятия;

• рассмотрение обоснований и расчетов к проектам планов структурных подразделений предприятия;

• обеспечение согласованности и взаимной увязки планов це­хов и служб предприятия;

• разработка планов предприятия в целом.

2. В области организации планово-экономической работы

2.1. Подготовка необходимых материалов для рассмотрения проектов планов, итогов работы предприятия и цехов в различных органах управления предприятием.

3. В области анализа и оперативно-статистического учета

3.1. Контроль за выполнением цехами и службами предприя­тия годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных пла­нов и заданий.

3.2. Организация и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной дея­тельности предприятия

4. В области методологической работы

4.1. Методическое руководство, разработка форм и документа­ции, порядка и сроков проведения работ по:

• технико-экономическому планированию;

• оперативно-производственному планированию (совместно с производственно-диспетчерскими службами предприятия);

• внутризаводскому хозяйственному расчету (совместно с главной бухгалтерией);

Структура: бюро планирования пр-ва, планир себест., планир труд ресурсов, бюро по нормативам и ценообразованию, по экономич анализу

 

 

Использование различных методов и средств

Основная задача планирования состоит в том, чтобы разрабо­тать мероприятия, которые необходимо выполнить сегодня для то­го, чтобы предприятие могло эффективно работать в будущем. По­этому средства и методы обоснования плановых решений являют­ся тем мостиком, который связывает настоящее с будущим. Они в значительной мере определяют научно-технический уровень пла­нирования и качество планов.

Применение средств и методов обоснования плановых реше­ний имеет свои особенности, которые сводятся к следующему:

1. Отечественная и зарубежная теория и практика планирова­ния располагают богатым инструментарием, который позволяет решать широкий круг различных вопросов. С общепринятой точки зрения плановые работники предприятий и объединений могут не быть специалистами в области всех методов, применяемых в про­цессе планирования. Тем не менее они должны иметь общее пред­ставление о всех методах, знать их сущность, как и где они могут быть использованы, их сильные и слабые стороны, опыт примене­ния в родственных хозяйствующих субъектах. Именно с учетом этого обстоятельства в данном учебном пособии различные мето­ды раскрыты весьма схематично. Объясняется это тем, что по каж­дому из методов планирования имеется специальная литература, которая может быть использована специалистами при решении специфических плановых задач.

2. Следует отметить, что ряд рассмотренных методов носит универсальный характер и применяется кроме обоснования плано­вых решений при решении других экономико-управленческих за­дач, например, для контроля, нормирования и т.п. Показательным примером в этом отношении является метод ПЕРТ.

3. В практике планирования обычно под методом понимается технический прием, процедура или иной инструмент, имеющий существенное значение для успешного выполнения той или иной задачи. Если исходить из такого понимания, то многие средства и методы, пригодные для внутрифирменного планирования, оста­нутся за пределами нашего внимания. Мы рассматриваем метод планирования в более широком аспекте, включая в него другие составляющие успеха, например, квалификацию специалиста, ин­формационное обеспечение, различные приемы, связанные со сти­мулированием идей, мотивацией работников, организацией про­цесса принятия плановых решений, формированием политики бизнеса и т.д.

4. В практике внутрифирменного планирования различные ме­тоды могут использоваться одновременно, в комплексе, что созда­ет проблему их синектической (целесообразной) совместимости. Термин "синектика" представляет собой неологизм от греческого слова, обозначающего сочетание различных и на первый взгляд не имеющих отношения к рассматриваемой проблеме элементов. В практику и теорию планирования этот термин введен Джорджем Стейнером для обозначения комбинации людей и различных мето­дов, включая количественные и качественные методы планирова­ния, интуицию, догадки и т.п., для нахождения рациональных ре­шений в процессе планирования [6, с. 143]. Проблема состоит в том, что не все методы могут сочетаться друг с другом. Кроме то­го, затраты на применение тех или иных методов различны. Целе­сообразность их применения может изменяться в зависимости от времени и задач. Поэтому важно знать при обосновании плановых решений, что применяемые методы или их фрагменты совмести­мы друг с другом.

5. Применяемые в практике внутрифирменного планирования методы имеют различную степень формализации. Некоторые из них доведены до уровня экономико-математических моделей и имеют программное обеспечение на ЭВМ. Другие имеют слабое описание как самого метода, так и алгоритма его применения. В этих условиях преждевременно говорить о науке принятия плано­вых решений, как это делают некоторые исследователи данной

проблемы. Тем не менее, данное обстоятельство не должно на пра­ктике суживать возможности имеющегося инструментария, пос­кольку они в значительной мере дополняются творческими воз­можностями менеджеров, занимающихся проблемами планирова­ния, на чем мы делаем акцент в следующем параграфе.

 

9. Традиционные методы принятия плановых решений

Творчество

Среди всех средств и методов обоснования плановых решений творчество занимает наиболее важное место. Процесс творчества можно определить как способность плановика разрабатывать и применять новые и лучшие по сравнению с традиционными плановые решения, при этом выходить за привычный образ мыслей и воплощать в плане новые и оригинальные идеи.

Огромную роль в этом процессе играют предчувствие и интуи­ция, которые не тождественны процессу творчества, а являются его составными частями и могут стимулировать процесс творчества.

Предчувствие - это сильное, неосознанное ощущение того, что нечто произойдет или может произойти; предугадывание, основанное на здравом смысле.

Интуиция - это способность к знанию или знание, полученное без логического рассуждения, без помощи умозаключений. Это мышление в спешке, врожденное инстинктное знание. Установле­но, что интуиция отличается от обдуманного суждения или прони­цательности.

Проницательность означает способность видеть внутренний характер явления, понимать подлинную природу вещей или рас­познать скрытую истину путем абстрактного видения или интуи­тивного понимания.

С творчеством тесно связано новаторство и изобретательство, которые также являются частью творческого процесса. Когда гово­рят об изобретательстве, то обычно имеют в виду, что человек что-то придумал, создал новое, изобрел. Под новаторством пони­мают процесс воплощения изобретения или идеи в плановых дей­ствиях. Новаторство заключается не в том, чтобы придумать что-то новое, чего не было ранее, а в нахождении возможности примене­ния нового на практике.

2. Адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы

Общее знание проблемы позволяет четко сформулировать ее в процессе поиска планового решения. Иногда данную процедуру с учетом ее важности при обосновывании плановых решений рас­сматривают как самостоятельный метод, поскольку корректное решение проблемы невозможно, если она была неверно сформули­рована. Четкое формулирование проблемы, в свою очередь, стиму­лирует адаптивный поиск путей ее решения на основе построения различных качественных моделей, имитирующих планируемое яв­ление, например, схем, диаграмм, изображающих информацион­ные и материальные потоки и т.п. Следует добавить, что такие нес­ложные модели стали прототипами многих новых экономико-ма­тематических методов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...