Использование различных методов и средств
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Производственные фонды. Основные производственные фонды — та часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою первичную натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования. Они пополняются за счет капитальных вложений. В социальной деятельности предприятия участвуют непроизводственные основные фонды — жилые дома, детские и спортивные учреждения и другие объекты культурно-бытового назначения, находящиеся на балансе предприятия. В отличие от производственных фондов они не участвуют в процессе производства и не переносят свою стоимость на продукт. Их стоимость исчезает в процессе потребления. Они воспроизводятся за счет прибыли предприятия. • интенсивное и экстенсивное использование фондов; • фондовооруженность труда, фондоотдача и фондоемкость продукции; • мероприятия по капитальному ремонту и модернизации основных фондов; • размеры и структура машинного парка; • производственная мощность предприятия и его подразделений; • ввод в действие производственных мощностей и основных фондов; • режимы работы оборудования и др. Для осуществления процесса производства наряду с основными производственными фондами предприятию необходимы оборотные фонды и фонды обращения. Оборотные фонды — это часть производственных фондов, которая целиком потребляется в каждом производственном цикле, изменяет в процессе производства свою натурально-вещественную форму и стоимость которой целиком переносится на готовый продукт в течение одного период производства.
Фонды обращения — необходимый элемент, обеспечивающий бесперебойность процесса реализации продукции и закупки сырья. К ним относятся: запасы готовой продукции; денежные средства, используемые для закупки сырья, материалов, топлива, энергии, для выдачи заработной платы. Фонды обращения обеспечивают продвижение готовой продукции до потребителя через сферу обращения. Наряду с терминами «оборотные фонды» и «фонды обращения» в практике внутрифирменного планирования применяется термин оборотные средства, под которыми понимается совокупность оборотных фондов и фондов обращения, выраженная в денежной форме. Показателями планирования оборотных фондов и оборотных средств могут быть: • номенклатура и размеры запасов сырья, материалов и топлива, полуфабрикатов, комплектующих изделий, тары, запасных частей для текущего ремонта основных фондов; • номенклатура и величина запасов незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства (материалов, деталей, узлов и изделий, находящихся в процессе обработки или сборки); • нормы расхода товарно-материальных ценностей на изготовление изделий и его отдельных элементов; • эффективность использования материальных ресурсов; • потребность в оборотных средствах, включая источники ее покрытия; • конструктивный состав изделий (рецептура), показатели качества, надежности, долговечности, конкурентоспособности продукции и т.п. 3. Инвестиции - это финансовые и материальные ресурсы, а также все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта Информация. Информация как ресурс представляет собой формализованную совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, экономического, коммерческого или иного характера. Как экономический ресурс информация имеет собственника, является предметом и продуктом труда, имеет технологию обработки, является предметом защиты от несанкционированного доступа к ней, имеет сферы коммерческого использования.
5. Время — важнейший, хотя и не бесспорный, ресурс, являющийся предметом планирования. Время как ресурс присутствует во всех показателях планирования, учитывается при оценке различных предпринимательских проектов. В планировании принято говорить об экономии или потере времени. 6. Предпринимательский талант. Наличие данного ресурса в плановой деятельности в производстве также воспринимается неоднозначно. Предпринимательский ресурс или фактор представляет особый вид людских ресурсов, представленный деятельностью по координированию и комбинированию всех других ресурсов. Он проявляется в умении наиболее рационально осуществлять производственную и коммерческую деятельность, основан на новаторстве, ответственности, склонности к риску и других личностных качествах.
4. Формы планирования и виды планов По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов. 1. С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. 2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование. Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10,15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие. Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план. Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование. 3. По содержанию плановых решений выделяют: а) стратегическое, б) тактическое, в) оперативно-календарное планирование. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п. Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование - процессом их реализации. Оперативно-календарное планирование. Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
4. В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса. В частности, планирование можно классифицировать по следующим критериям: а) по степени охвата: • общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы; • частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры; б) по объектам планирования: • целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей; • планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация); • программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например, программ производства и сбыта; • планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров; в) по сферам планирования: • планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта); • планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства); • планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения); • планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов); • планирование инвестиций, финансов и т.д.; г) по глубине планирования: • агрегированное.планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков; • детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта; д) по координации частных планов во времени: • последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов; • одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования; е) по учету изменения данных: • жесткое планирование; • гибкое планирование; ж) по очередности во времени: • упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим); • скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период; • внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.
5. Факторы, влияющие на выбор формы планирования 1. Факторы, обусловленные спецификой фирмы. Важнейшим из факторов, определяющих формы внутрифирменного планирования, является концентрация капитала. Например, минимальный размер основных производственных фондов в ряде отраслей американской промышленности составляет сотни миллионов долларов. Концентрация капитала усиливается за счет процессов диверсификации и интернационализации капитала. Крупнейшие зарубежные фирмы - это гигантские международные концерны, которые вкладывают капиталы в самые различные отрасли и имеют свои предприятия в десятках стран мира. Концентрация капитала обусловила необходимость расширить горизонты планирования на десятки лет вперед. Влияние научно-технического прогресса на производственный процесс и управление им выражается в усложнении разделения труда и выпускаемого изделия и, как результат, усложнении организационно-технической структуры предприятия и объединения. Существенное влияние на внутрифирменное планирование оказал процесс механизации и автоматизации управления, что нашло свое отражение в формах и методах планирования. Автоматизация процедур планирования позволяет повысить качество плановых решений за счет их оптимизации на ЭВМ, повышения степени согласованности и сбалансированности планов различных функциональных областей производственно-хозяйственной деятельности и структурных подразделений предприятия, освобождения плановых работников от выполнения рутинных операций сбора, регистрации, приема-передачи и обработки информации и сосредоточения их усилий на творческих операциях, повышения общей культуры плановой работы и т.п. 2. Факторы внешней среды. Внешняя среда влияет на форму планирования через две группы факторов: прямого и косвенного воздействия. Группа факторов прямого воздействия включает такие факторы, которые оказывают непосредственное влияние на принимаемые плановые решения в форме различных условий и ограничений. Субъектами такого влияния могут быть поставщики и потребители, конкуренты, профессиональные союзы, центральные и местные органы государственной власти и т.п. В группу косвенного воздействия входят факторы, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение. Но тем не менее они могут сказаться на реализации решения посредством косвенного воздействия на интересы участников выполнения решения, изменения условий его реализации и т.п. Сюда можно отнести Состояние экономики, международные события, политические факторы, научно-технический прогресс, социально-культурные факторы и т.п. 3. Критерии, обусловленные спецификой процесса планирования. В каких бы хозяйствующих субъектах процесс планирования не осуществлялся, он всегда имеет одну и ту же структуру, должен соответствовать типовым требованиям, что также сказывается на выборе конкретных форм планирования. Например, при выборе формы планирования решающую роль могут играть следующие критерии: а) полнота планирования, предполагающая, что при составлении плана должны быть учтены все события и факторы, имеющие значение для принятия решения. Наличие таких условий позволяет составить полный план, сопряженный с системой частных планов; б) детализация планирования, означающая необходимость определения с достаточной степенью подробности всех планируемых показателей; в) точность планирования должна быть достаточно высокой для достижения поставленной цели; г) эластичность и гибкость планирования. Данные требования означают возможность плана приспосабливаться к изменению условий. В противном случае появляется опасность его отрыва от реальных условий, в которых идет реализация плана. Принцип эластичности плана предполагает: • наличие плановых резервов; • наличие альтернативных вариантов плановых решений, которые могут быть введены в действие в случае необходимости; • наличие и задействование в экстренных случаях аппарата эвентуального планирования; • применение перекрывающегося планирования; • использование отсрочки планирования в ситуациях, когда по истечении определенного времени отсутствует информационная определенность и т.д. д) экономичность планирования. В соответствии с этим требованием расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым эффектом. Наличие средств у фирмы позволяет ей выбрать адекватные формы планирования, которые характеризуются различным уровнем затрат; е) полезность планирования, означающая улучшение качества принимаемых внутрифирменных решений.
6. Организация внутрифирменного планирования на предприятии План предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования: а) плановый персонал, сформированный в организационную структуру; б) механизм планирования; в) процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования); г) средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение). 1. Плановый персонал. Сюда входит весь персонал специалистов, который в той или иной мере выполняет функции планирования. Причем для одних из них плановые функции могут быть основным видом деятельности, например для сотрудников планово-экономического отдела, а для других работников плановые функции могут сочетаться с другими видами деятельности, например, специалисты конструкторского отдела могут наряду с планированием конструкторской подготовки производства заниматься конструированием новых изделий. Возрастание роли плановых работников в управлении может быть объяснено следующим: • возрастанием инвестиционного и наукоемкого характера современного производства; • увеличением в условиях конкуренции приоритетности качества и научно-технического уровня продукции; • повышением значимости творческого труда всех работников; • усилением коллективного характера труда, обусловленным повышением сложности техники и технологии, • развитием в труде предпринимательских начал. 2. Организационная структура планирования. Аппарат плановых работников на предприятии функционирует в форме соответствующей организационной структуры (ОС), которая устанавливает необходимое количество планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, регламентирует линейные, функциональные и информационные связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков, определяет требования к их профессиональному уровню и т.п. Организационная структура планирования зависит от различных факторов, но в наибольшей мере на ее характер влияют следующие параметры предприятия: • степень специализации производства, характеризующаяся удельным весом основной продукции в общем объеме производства; • степень массовости производства, определяемая количеством изготовляемой однотипной продукции; • организационно-правовая форма субъекта хозяйствования; • теснота связи отдельных производственных единиц, включенных в состав субъекта хозяйствования; • размеры субъекта хозяйствования и его производственных единиц, зависящие от объема производства, численности работников, стоимости основных производственных фондов; • структура субъекта хозяйствования: состав производственных единиц и структурных подразделений, соотношение между ними по масштабам производства; • внешние производственно-хозяйственные связи; • количество поставщиков и потребителей, номенклатура покупаемых материально-технических ресурсов и реализуемой продукции; • состав и структура кадров и материально-технической базы организации; • развитие научно-технического прогресса и инновационная политика предприятия; • уровень качества, научно-технический уровень и конкурентоспособность продукции; • эффективность использования ресурсов; • принятые методы организации производства и труда, управления и т.п. 3. Механизм планирования Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация. Если организационная структура отражает внешнее строение системы планирования, ее форму, то механизм планирования раскрывает внутреннее строение, содержание системы планирования. В общем виде в механизм планирования входят: • аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия; • функции планирования; • методы планирования. 4. Процесс планирования Как целесообразная деятельность людей процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность работ, выполняемых при составлении плана. Процесс планирования состоит из следующих этапов. Определение цели планирования Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации. Анализ проблемы На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация. Поиск альтернатив На этом этапе среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия. Прогнозирование На этом этапе формируется представление о развитии планируемой ситуации. Оценка На этом этапе проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы. Принятие планового решения Выбирается и оформляется единственное плановое решение. 5. Вспомогательные средства, обеспечивающие процесс планирования Средства, обеспечивающие процесс планирования, позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР).
7. Функции и структура плановых служб на предприятии Основные функции ПЭО: 1. В области планирования 1.1. Организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятия: • подготовка предложений для утверждения руководством предприятия о порядке, сроках и участниках разработки проектов планов; • распределение производственной программы между цехами и службами предприятия; • рассмотрение обоснований и расчетов к проектам планов структурных подразделений предприятия; • обеспечение согласованности и взаимной увязки планов цехов и служб предприятия; • разработка планов предприятия в целом. 2. В области организации планово-экономической работы 2.1. Подготовка необходимых материалов для рассмотрения проектов планов, итогов работы предприятия и цехов в различных органах управления предприятием. 3. В области анализа и оперативно-статистического учета 3.1. Контроль за выполнением цехами и службами предприятия годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных планов и заданий. 3.2. Организация и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия 4. В области методологической работы 4.1. Методическое руководство, разработка форм и документации, порядка и сроков проведения работ по: • технико-экономическому планированию; • оперативно-производственному планированию (совместно с производственно-диспетчерскими службами предприятия); • внутризаводскому хозяйственному расчету (совместно с главной бухгалтерией); Структура: бюро планирования пр-ва, планир себест., планир труд ресурсов, бюро по нормативам и ценообразованию, по экономич анализу
Использование различных методов и средств Основная задача планирования состоит в том, чтобы разработать мероприятия, которые необходимо выполнить сегодня для того, чтобы предприятие могло эффективно работать в будущем. Поэтому средства и методы обоснования плановых решений являются тем мостиком, который связывает настоящее с будущим. Они в значительной мере определяют научно-технический уровень планирования и качество планов. Применение средств и методов обоснования плановых решений имеет свои особенности, которые сводятся к следующему: 1. Отечественная и зарубежная теория и практика планирования располагают богатым инструментарием, который позволяет решать широкий круг различных вопросов. С общепринятой точки зрения плановые работники предприятий и объединений могут не быть специалистами в области всех методов, применяемых в процессе планирования. Тем не менее они должны иметь общее представление о всех методах, знать их сущность, как и где они могут быть использованы, их сильные и слабые стороны, опыт применения в родственных хозяйствующих субъектах. Именно с учетом этого обстоятельства в данном учебном пособии различные методы раскрыты весьма схематично. Объясняется это тем, что по каждому из методов планирования имеется специальная литература, которая может быть использована специалистами при решении специфических плановых задач. 2. Следует отметить, что ряд рассмотренных методов носит универсальный характер и применяется кроме обоснования плановых решений при решении других экономико-управленческих задач, например, для контроля, нормирования и т.п. Показательным примером в этом отношении является метод ПЕРТ. 3. В практике планирования обычно под методом понимается технический прием, процедура или иной инструмент, имеющий существенное значение для успешного выполнения той или иной задачи. Если исходить из такого понимания, то многие средства и методы, пригодные для внутрифирменного планирования, останутся за пределами нашего внимания. Мы рассматриваем метод планирования в более широком аспекте, включая в него другие составляющие успеха, например, квалификацию специалиста, информационное обеспечение, различные приемы, связанные со стимулированием идей, мотивацией работников, организацией процесса принятия плановых решений, формированием политики бизнеса и т.д. 4. В практике внутрифирменного планирования различные методы могут использоваться одновременно, в комплексе, что создает проблему их синектической (целесообразной) совместимости. Термин "синектика" представляет собой неологизм от греческого слова, обозначающего сочетание различных и на первый взгляд не имеющих отношения к рассматриваемой проблеме элементов. В практику и теорию планирования этот термин введен Джорджем Стейнером для обозначения комбинации людей и различных методов, включая количественные и качественные методы планирования, интуицию, догадки и т.п., для нахождения рациональных решений в процессе планирования [6, с. 143]. Проблема состоит в том, что не все методы могут сочетаться друг с другом. Кроме того, затраты на применение тех или иных методов различны. Целесообразность их применения может изменяться в зависимости от времени и задач. Поэтому важно знать при обосновании плановых решений, что применяемые методы или их фрагменты совместимы друг с другом. 5. Применяемые в практике внутрифирменного планирования методы имеют различную степень формализации. Некоторые из них доведены до уровня экономико-математических моделей и имеют программное обеспечение на ЭВМ. Другие имеют слабое описание как самого метода, так и алгоритма его применения. В этих условиях преждевременно говорить о науке принятия плановых решений, как это делают некоторые исследователи данной проблемы. Тем не менее, данное обстоятельство не должно на практике суживать возможности имеющегося инструментария, поскольку они в значительной мере дополняются творческими возможностями менеджеров, занимающихся проблемами планирования, на чем мы делаем акцент в следующем параграфе.
9. Традиционные методы принятия плановых решений Творчество Среди всех средств и методов обоснования плановых решений творчество занимает наиболее важное место. Процесс творчества можно определить как способность плановика разрабатывать и применять новые и лучшие по сравнению с традиционными плановые решения, при этом выходить за привычный образ мыслей и воплощать в плане новые и оригинальные идеи. Огромную роль в этом процессе играют предчувствие и интуиция, которые не тождественны процессу творчества, а являются его составными частями и могут стимулировать процесс творчества. Предчувствие - это сильное, неосознанное ощущение того, что нечто произойдет или может произойти; предугадывание, основанное на здравом смысле. Интуиция - это способность к знанию или знание, полученное без логического рассуждения, без помощи умозаключений. Это мышление в спешке, врожденное инстинктное знание. Установлено, что интуиция отличается от обдуманного суждения или проницательности. Проницательность означает способность видеть внутренний характер явления, понимать подлинную природу вещей или распознать скрытую истину путем абстрактного видения или интуитивного понимания. С творчеством тесно связано новаторство и изобретательство, которые также являются частью творческого процесса. Когда говорят об изобретательстве, то обычно имеют в виду, что человек что-то придумал, создал новое, изобрел. Под новаторством понимают процесс воплощения изобретения или идеи в плановых действиях. Новаторство заключается не в том, чтобы придумать что-то новое, чего не было ранее, а в нахождении возможности применения нового на практике. 2. Адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы Общее знание проблемы позволяет четко сформулировать ее в процессе поиска планового решения. Иногда данную процедуру с учетом ее важности при обосновывании плановых решений рассматривают как самостоятельный метод, поскольку корректное решение проблемы невозможно, если она была неверно сформулирована. Четкое формулирование проблемы, в свою очередь, стимулирует адаптивный поиск путей ее решения на основе построения различных качественных моделей, имитирующих планируемое явление, например, схем, диаграмм, изображающих информационные и материальные потоки и т.п. Следует добавить, что такие несложные модели стали прототипами многих новых экономико-математических методов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|