Новые методы обоснования рациональных решений
Новые методы широко применяются в планировании, особенно крупными компаниями. Они основаны на использовании экономико-математических моделей. Чтобы правильно применять эти методы в планировании, менеджеры, плановые работники должны знать области их использования и ограничения на различных этапах планирования при решении конкретных задач. Для использования экономико-математических методов в планировании необходимо экономический объект или процесс записать с помощью математических зависимостей (уравнений, неравенств и т.п.). Этот процесс называется составлением модели. Во внутрифирменном планировании наиболее широкое применение нашли следующие экономико-математические методы: • методы теории вероятности; • методы математического программирования; • методы имитации; • методы теории графов. Рассмотрим перечисленные методы. 1. Модели, основанные на использовании теории вероятности и математической статистики (стохастические модели) К ним относятся модели, основанные на использовании теорий: • анализа корреляций и регрессий; • дисперсионного анализа; • массового обслуживания; • статистических испытаний; • игр; • статистических решений; • информации; • надежности; • расписаний; • запасов. 2. Методы математического программирования Они позволяют выбрать совокупность чисел, являющихся переменными в уравнениях и обеспечивающих экстремум некоторой функции при ограничениях, определяемых условиями работы планируемого объекта. Методы имитации Ценность имитационных моделей объясняется рядом причин. Во-первых, экспериментирование в реальных условиях очень дорого, а порой просто невозможно. Во-вторых, для наблюдения за реальными изменениями, происходящими в экономике, требуется много времени. В-третьих, имитационные модели помогают плановым работникам лучше понять взаимосвязи факторов, действующих в экономике предприятия.
Имитационные модели широко применяются для решения следующих задач: • распределения капитальных вложений в условиях возможного риска; • составления смет капитальных затрат, направленных на максимизацию прибыли предприятия; • планирования и контроля операций производственного цикла • составления графиков движения транспорта; • управления запасами; • разработки политики кредитования банка путем моделирования использования займа различными клиентами; • установления зависимости между производством, запасами и сбытом готовой продукции; • планирования найма и подготовки кадров и т.д. 4. Метод оценки и пересмотра планов (ПЕРТ) В процессе оптимизации плановых решений применяется класс моделей, основанный на математической теории графов. Частным видом таких моделей являются модели сетевого планирования. В зависимости от точности определения продолжительности работ модели сетевого планирования разделяются на: • детерминистические; • стохастические.
11. Сущность стратегического планирования Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача - обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.
1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределения ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. 2. Адаптация к внешней среде. Задача данной функции - приспособить хозяйственный механизм предприятия к условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. 3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. 4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. Стратегическое (перспективное) и тактическое (текущее) управление имеют свои особенности, методологию и алгоритмы реализации. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому планированию от текущего управления, явилась необходимость переноса центра внимания высшего руководства на окружение предприятия для того, чтобы своевременно и соответствующим образом реагировать на происходящие в нем изменения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|