Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Черты характера ребенка с речевым талантом. Домашние условия для работы.




Посвящение

 

Посвящается моей бабушке

Отрубейниковой Марии Терентьевне,

которая читала мне вслух сказки А.С. Пушкина

 


 

 

Вступление

 

Слово управляет мозгом, мозг - руками, руки - царствами

В. Хлебников

По роду своей деятельности я часто встречаю детей и подростков, которые пишут «в стол». От природы они наделены писательским талантом, чувствуют его интуитивно, их тянет сочинять стихи, рассказы, в голове появляются разнообразные образы и сюжеты, но, зачастую, они не понимают, как правильно раскрыть свой талант и потенциал. Хорошо, если в этот период рядом оказываются чуткие и внимательные родители, которые, заметив эти наклонности, не гасят начинающий талант, а развивают и приумножают его, тратя на это силы, время и финансы.

К сожалению, чаще всего родители либо оставляют без внимания данный факт, либо, что хуже всего, не дают ребенку двигаться в нужном направлении и развивать талант, данный самим Богом, считая данное занятие совершенно бесполезным делом. «Ну, и кем он станет? Писателем, что ли? На стихах много не заработаешь! Пускай лучше учит уроки». Подобного рода вопросы и возникают у родителей, когда они видят, что ребенок, по их мнению, не занимается уроками, а тратит время на «писанину».

Если у человека есть лингвистические наклонности, то у него есть огромный шанс добиться в этом направлении больших высот и, наоборот, не добиться ничего, к примеру, в изучении точных наук. Вот наглядный пример этого: Вам хочется молотить по клавишам рояля, а родители хотят, чтобы Вы стали юристом, но шанс того, что Вы можете стать музыкантом высокого уровня, который будет радовать своей музыкой и песнями окружающих, более высок, чем шанс того, что вы станете востребованным юристом, защитником прав всех обиженных и оскорбленных.

Мне страшно слышать от школьников, что родители запрещают им читать книги, писать песни, считают их эпистолярное творчество пустым занятием. Может быть, именно поэтому в наше время уже никто не становится Пушкиным, Лермонтовым, Достоевским…Между прочим, родители Александра Сергеевича тоже не видели его писателем, а хотели видеть в нем чиновника, поэтому и отдали в Царскосельский лицей. Слава Богу, там нашлись учителя, которые развивали в нем совершенно другие таланты. О Пушкине как о чиновнике мы ничего не знаем, потому что на этом поприще он не совершил никаких подвигов (просто потому, что природой в нем это не было заложено), зато сомнений в его писательском гении нет ни у кого.

Федор Михайлович Достоевский – инженер, архитектор, даже звучит странно, но это было именно так. Однако писательский талант в нем был настолько силен, что он, наподобие ростка, пробивался сквозь каменистую почву, рос и развивался в могучее дерево, богатые ветви которого дают сочные и яркие плоды. Михаил Булгаков, Антон Павлович Чехов, Владимир Иванович Даль – мы ничего не помним об их подвигах на медицинском поприще, кроме, наверное, В.И. Даля, который оперировал катаракту (болезнь глаз) без анестезии.

Зато их вклад в литературу и лексикологию полностью изменил функциональное состояние наук и оставил огромное культурное и духовное наследие для потомков.

 

 

Итак, что же делать Вам, родителям, если вдруг Вы обнаружили у своего ребенка на рабочем столе папки и листочки со стихами, рассказами? Если Ваш ребенок спрашивает у вас: «Мама, а кто такой писатель? Как им стать? А ты умеешь что-нибудь писать?» Прежде всего, отодвинуть на второй план все свои предрассудки, связанные с Вашим субъективным мнением и незнанием данного вопроса, поговорить с ребенком о том, почему он пишет, нравится ли ему это делать, хотел бы он ходить в специальную школу и обучаться писательству? Помните о том, что Ваша основная задача – создать оптимальные условия для развития личности, так называемую питательную среду, почву для произрастания нового Аристотеля или Бродского.

 


 

 

Предназначение в жизни и таланты человека

 

По материалам встречи с ведическим астрологом

 

Если у Вас есть сомнения в том, что каждый человек приходит в эту жизнь со своим особым предназначением – пропустите эту главу или не читайте книгу вовсе. Автор не испытывает сомнений в том, что люди приходят в этот мир не зря и их судьба предопределена на 2/3. Предопределена также и миссия человека, которую он должен выполнить, после чего только он станет счастливым. Даже в процессе выполнения «сверхзадания» уже ощущается приток чистого счастья, которое невозможно ничем затмить.

Какие предназначения бывают у людей? Восстанавливать справедливость, защищать, давать знания, транслировать истину, создавать что-то новое и много чего другого. Реализация предназначения осуществляется через конкретные таланты: пения, ораторского искусства, танцев, рисования и т.д.

Целью жизни человека не может быть просто развитие своего таланта: к примеру, человек хорошо рисует, но что из этого следует? Талант идет по касательной к цели жизни, миссии и отвечает на вопрос: что полезного ты делаешь для общества, какую задачу решаешь?

Оказывается, помочь определить предназначение человека может составление персонального гороскопа, так называемой натальной карты: первый Дом в полной мере содержит эту информацию.

Более того, все проблемы в жизни людей появляются по незнанию и неумению разгадать свое предназначение: когда занимаешься не тем, чем положено, то начинаются проблемы в личной жизни, финансовой сфере, с окружающими, возникает чувство неудовлетворенности жизнью в целом, ощущения себя не на своем месте. От этого можно сколько угодно отмахиваться, но никуда не убежать от терзающих душу вопросов, особенно на склоне своих дней: правильно ли я прожил свою жизнь, все ли я успел сделать?

Миссия переходит из одной жизни в другую (тем, кто не верит в реинкарнацию еще раз просьба перестать читать этот текст, дабы не захлебнуться в своих возражениях по данному предмету к концу страницы). Если человек не сделал что-то в этой жизни - карма ухудшается и в следующей жизни будет намного тяжелее реализовать себя, возникнет больше сложностей.

Автору этой книги архиважно обратить внимание читателя не только на своего ребенка (его таланты и способности), но и на свою собственную жизнь, потому что родитель, живущий осознанно - это лучший пример для будущих поколений.

 

Черты характера ребенка с речевым талантом. Домашние условия для работы.

 

Ребенок с писательским талантом склонен быть интровертом. Он склонен большую часть времени проводить в уединении, нежели общаться и играть со сверстниками. Так происходит, потому что внутренний диалог особенно сильно развит: человек не молчит, он разговаривает внутри себя со своими голосами-мыслями. В таком состоянии намного легче общаться с листом бумаги или компьютером, чем с другими людьми.

Порой Вас может даже беспокоить тот факт, что у ребенка мало друзей ( один или двое)или их нет вовсе, что он мало общается, замкнут в себе. Важно понять, что это его состояние души, сама суть, ломать и перевоспитывать которую нельзя. Для раскрытия писательского таланта (как ни для одного другого таланта) очень важно находиться в тишине и покое, иметь возможность сосредоточиться. Постарайтесь обеспечить своему ребенку «свой собственный уголок» для работы. Даже если у Вас однокомнатная квартира, то поставьте маленький компьютерный стол, стул, обязательно лампу и обозначьте место для работы и творчества ребенка. Если в доме один компьютер на всех, то выделите конкретные часы для занятий. Например, скажите о том, что с 18.00 до 20.00 часов он может работать на ноутбуке.

Хорошим подспорьем в писательском деле является освоение программ быстрого набора текста (это реально экономит время и разгружает зрение), а также графических редакторов (для создания обложек книг). Спросите, интересно ли это ребенку.

В целом картина получается неприглядная: ребенок один сидит за рабочим столом, уткнувшись в компьютер, что-то пишет или читает, забывая покушать, погулять, поиграть с друзьями. Нормально ли это? Да, нормально, более того, это идеальная атмосфера для писателя, особенно, если в комнате он один и ему никто не мешает.

Бывали ли Вы в домах-музеях писателей? Одним из моих любимых авторов является Виктор Мари Гюго. Первый раз, когда я побывала в Париже, одним из первых дел я задумала, естественно, посетить Нотр-Дам и дом-музей Гюго. Оба этих знаковых для моего сознания мест произвели на меня неизгладимое впечатление. Больше всего мне понравилась атмосфера загадочности, темноты и древности – все то, что я люблю. Весь дом Гюго, который, кстати, находится недалеко от Нотр-Дама и выполнен из темного дерева (полы, перила), окна искусственно затемнены стеклянной мозаикой, отдаленно напоминающей витражи готического собора, стены обиты бордовым бархатом. Дом довольно большой, темный, я бы даже сказала, что он тяжелый и сумеречный, весь, как губка, пропитан стариной, однако спальная комната маленькая: кровать и небольшой письменный стол с чернильницей, вообще без окон. Именно на этой кровати и умер мэтр со словами «Я вижу темный свет». Вот такая атмосфера царила в комнате великого писателя, а Вы удивляетесь, что ребенка тянет закрыться в темных углах, подальше от всех.

Еще один показательный пример – дом Оноре де Бальзака, который по сей день находится в Париже, недалеко от Эйфелевой башни. Кстати, в этом доме классик скрывался от своих многочисленных кредиторов. Неумение вести свои финансовые дела также очень характерно для любых творческих личностей, в том числе и для писателей. Ребенок может, например, потратить деньги, выделенные ему на обед в школьной столовой на книги, не задумываясь о последствиях, потому что приоритет читать у него выше, чем есть. Гении, кстати, на корню переворачивают пирамиду ценностей Маслоу.

Дом Бальзака довольно сложно заметить, потому что находится он в углублении улицы, как бы во рву. Вы идете, ищите дом-музей, но его не видно, потому что здание находится под Вашими ногами, совсем непримечательное, даже не похожее на место жительства великого человека. Вокруг строения – довольно густой сад, частично укрывающий дом. В нем Бальзак любил гулять, сидеть и думать в одиночестве. Сейчас из сада открывается вид прямо на Эйфелеву башню, что делает этот пейзаж несколько модернистским. Мне это место, почему-то, напоминает домик Хоббита (Интересно, что бы сказал на это Бальзак?). Внутри дом довольно светлый: белые стены, большие окна. Однако архитектурное решение я бы назвала словом «вниз по лестнице», потому что перемещение от этажа к этажу идет по винтовым лестницам, ступени которых опасно скрипят вплоть до надписи, что ниже спускаться уже нельзя. Когда находишься внутри, то создается впечатление компактности и достаточного уюта.

Интересно, что сейчас одна из комнат полностью посвящена миниатюрам-персонажам из его «Человеческой комедии»: маленькие фигуры непростых характеров всегда будут населять дом. Если бы фильм «Ночь в музее» был правдой, представляете, какие интересные диалоги могли бы разыгрываться в доме Бальзака, если бы все его персонажи ожили разом и заговорили друг с другом. Ладно, фантазии в сторону, хотя способность фантазировать – это тоже черта характера ребенка-писателя, которая порой пугает родителей, зачастую, думающих, что ребенок врет.

Для ребенка все то, что родилось в его голове, может уже восприниматься в качестве воссозданной реальности, а родители чаще всего стремятся отделить зерна правды от плевел и, разглядев в фантазиях ложь, начинают выяснять правду и ругать свое чадо. Насколько правильно это? Давайте разбираться.

В школе моей сестре учитель русского языка и литературы, некая Нина Дмитриевна, поставила двойку за сочинение лишь потому, что Катя (так зовут мою старшую сестру) написала, что видит из окна своей комнаты озеро (тема сочинения была «Вид из окна»). Учитель рационалистически проанализировал, что вряд ли ребенок может видеть озеро, признал это ложью и поставил два. Какая задача была у сочинения? Разве с детальной точностью следователя описать вид из окна? Расположение предметов с указаниями расстояния до них? Вовсе нет. Одна из задач сочинения – развить фантазию, воображение, языковые способности учащегося. С учетом того, что детство мы провели в загородном доме, то, чисто гипотетически, мы вполне могли видеть из дома озеро. Более того, центральным пейзажем из окна детской была и остается Красная гора, сложенная из выработанных горно-шахтных пород (горельника), которые и дали горе такое народное название. Около этой самой горы есть озеро, которое правда, не видно из спальни.

С моей точки зрения, приближение к себе реально существующих предметов нельзя назвать ложью, это художественное воссоздание действительности, укрупнение деталей. Тяжелую беседу с «необычайно талантливым педагогом» приходилось не раз вести нашей маме. Поэтому (внимание!) необходимо различать два совершенно разных речевых поведения ребенка. Первое поведение - когда ребенок действительно врет, например, про оценки в школе или сдачу из магазина и совершенно другое по своей структуре и речевому оформлению «художественное вранье», например, о том, что в его комнате на окне сидела очень красивая бабочка, чьи крылья переливались глубоким фиолетовым цветом и золотистым отливом. Первое поведение нужно пресекать, а второе – поощрять, например, предложив нарисовать бабочку или сочинить про нее стихотворение, рассказ. Задайте наводящие вопросы: зачем она прилетала, что делала? Куда полетела теперь?

 

Описываем свои впечатления

 

Обратите внимание на то, какое невероятно большое количество книг появилось «по мотивам» путешествий, встреч с интересными людьми, столкновения с чем-то новым и неизвестным. У меня есть своя собственная классификация литературы: книги-размышления, книги-эмоции, книги-впечатления. К последним можно отнести «Праздник, который всегда с тобой» Эрнеста Хемингуэя, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Одноэтажная Америка» В. Познера и И. Урганта, «Озеро» Р. Бредбери и другие. Они написаны по следующему сценарию: сначала что-то произошло в жизни писателя, что-то важное, что потрясло его, задело за живое, наполнило голову мыслями и идеями, затем автор взялся за перо. Причем, текст не является сухим описанием произошедших фактов и событий в жизни писателя, но это мысли, которые вспыхнули в его голове после какого-либо стимулирующего события либо впечатления.

Для ребенка, который только начинает свой писательский путь, только-только начинает осознавать свой талант, упражнения на фиксирования впечатлений на бумаге очень полезны. Внимательно следите за тем, когда эмоции изнутри начинают прорываться наружу. Ребенок обязательно скажет Вам о том, что ему понравилось, потрясло, изумило. Предложите ему в этот момент сесть за рабочий стол и изложить все это на бумаге: в печатном либо электронном виде.

Предлагайте записать свои эмоции после знаковых поездок куда-нибудь: за город в конный клуб, за рубеж, к бабушке в деревню, в зоопарк, в цирк, в музей и так далее. Вырабатывайте навык «схватывать» впечатление, чтобы не упустить всех его граней и красок, «запечатлеть на бумаге».

Жанр может быть самым разным: письмо другу (где я рассказываю, что со мной случилось, какие эмоции это вызвало, о чем я думал), дневник, рассказ. Начинать лучше с малых жанров, учась четкости формулировок, далее переходить к более крупным текстам.

Как правило, у писателей есть свои любимые жанры, в которых они творили большую часть своей творческой жизни. Антон Павлович Чехов – мастер малого жанра (юмористического рассказа), Рей Бредбери стал знаменит благодаря своим рассказам, хотя написал и невероятно популярный роман «451 градус по Фаренгейту». Пушкина и Лермонтова, несмотря на наличие выдающихся прозаических произведений, мы все равно знаем, как поэтов, Толстой – мэтр крупных прозаических жанров (роман-эпопея, романы), несмотря на то, что у него есть и рассказы. Я бы сказала, что есть жанры, в которых авторы чувствуют себя комфортно, из которых, как из любимого платья, им не хочется выходить.

Развитие писательского таланта происходит, конечно же, не только через практику, но и через теоретические знания канонов построения текстов. Если говорить о жанровой ориентированности, то необходимо знать о том, что вся литература подразделяется на три рода: эпос, лирика и драма. Каждый из них, в свою очередь, имеет жанровую дифференциацию (различие).

 

Эпос Лирика Драма
Роман-эпопея Стихотворение Драма
Роман Ода Трагедия
Рассказ (новелла) Поэма Комедия
Повесть   Трагикомедия
Очерк    

 

Важно отметить, что в литературе с середины ХХ века пошел так называемый «слом жанров», когда начали создаваться произведения, противоречащие жанрам, так называемый «протест против канонической литературы». Вспомним хотя бы Тома Стоппарда и его пьесу «Розенкранц и Гильдернстерн мертвы», Эжена Ионеско «Лысая певица». Писатели-бунтари - это характер, который не может ужиться в рамках, характер, который хочет ломать и строить новое. Такие личности были всегда.

Это явление наблюдалось и раньше, но набрало свою популярность только в ХХ веке. Например, роман Лоренса Стерна XVII века «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» ломает жанр романа в корне: все произведение описывает первые пять лет жизни главного героя, хотя книга сама по себе очень объемная. Автор намеренно затягивает повествование, создавая нелогичные повороты событий, подробно описывая несущественные детали (например, как спотыкалась лошадь, которая везла повитуху, чтобы принять роды у матери Тристрама).

Если Ваш ребенок-бунтарь по натуре, то ему очень понравится создавать новые жанры, свои собственные, но для того чтобы это сделать придется познакомиться с классикой.

Определиться со своим максимально комфортным жанром можно двумя путями: чтение (чтение – вот лучшее учение) и пробы пера. Для практики в последнем прекрасно подойдет посещение различных театральных постановок. Особенность писателя-драматурга в том, что он видит пьесу на сцене так, как она будет поставлена. В этом же особенность и писателя-сценариста, который сразу видит передачу или фильм. У последней категории людей очень развит визуальный канал восприятия.

Отдельно можно выделить такой вид писательской деятельности как литературная критика. Склонность к ней основана на внутреннем желании разобраться в том, «как сделано произведение», какие в нем есть сильные и слабые стороны. Однако я не рекомендую заострять внимание ребенка на такой деятельности, потому что она внутри себя несет деструктивный элемент – это как видеть соринку в чужом глазу, акцентировать свое внимание на слабых сторонах текста. Благостная деятельность всегда связана с созданием нового, созиданием, добротой.

 

 


 

Чтение. Подражание.

 

Ежедневное чтение – обязательное занятие не только для пишущего ребенка, но и для любого, кто хочет стать интеллектуалом, получить правильное представление об этических и моральных нормах, повысить уровень грамотности, развить свой мозг, увеличить объем памяти, улучшить когнитивные способности в целом.

Для тех, кто дружит с пером и бумагой, чтение имеет еще одну очень важную функцию – выбор образца для подражания и обучение через копирование и заимствование.

Совместно с ребенком необходимо составить на бумаге или в электронном виде список литературы, которую он бы хотел прочитать в ближайшее время. Планирование чтения можно начать на ближайший месяц. За месяц можно прочесть четыре романа, по одному в неделю, восемь повестей или шестнадцать рассказов, в зависимости от скорости чтения.

У списка литературы должна быть цель, как и у любого осознанного действия: это может быть знакомство с творчеством конкретного автора, с отдельным жанром, с критикой о творчестве. Данные цели можно достичь при помощи заполнения дневника чтения, заучивания наизусть стихотворения, создания иллюстрации к тексту, написания эссе.

Любая деятельность должна планироваться: будь то читательская, писательская или какая-либо иная. В процессе чтения рекомендуется вести дневник чтения, чтобы лучше запоминать имена героев, места событий и тренировать свою память.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...