Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эссе на лингвистическую тему. Сквернословие.




 

Мы бросаем бранные слова как комки грязи в людей, которые вызывают гнев, с кем мы не согласны, или просто так, между делом, однако именно у нас остаются в результате этого грязными руки и, главное, - душа. Развернутым высказыванием на эту тему делится с нами, читателями, филолог-русист В. Виноградов в своей статье.

Проблема, которую он ставит, очевидна: что делать со сквернословием? Как его искоренить? Как вернуть свежесть, духовность, чистоту и прозрачность потоку нашей меткой, звучной, родной русской речи?

Как истинный исследователь предмета разговора, В. Виноградов старается разобраться в этом вопросе досконально, поэтому приводит классификацию обсценной лексики с точки зрения языковых ситуаций, в которых она проявляется. Он выделяет привычное и аффективное, то есть эмоциональное сквернословие. Причиной этого явления исследователь считает низкий уровень культуры («культурный вакуум, царящий в семье»). Действие мата на личность указывается как разрушающее, губительное: «мат как бы становится частью менталитета человека».

Точка зрения В. Виноградова выражена однозначно и очень эмоционально: лингвист предлагает наложить на брань полный и не подлежащий обсуждению запрет.

Я согласна с непримиримой позицией автора, потому что слово, которое произносит человек, чрезвычайно важно: оно формирует мышление, характер, душу и всю жизнь. Важно, чтобы речь была чистой, не содержащей никаких ругательств.

О разрушительном действии, оказываемом скверным словом, хорошо говорит протоиерей Александр Новопашин в статье «Гнилые слова». Он рассматривает этот проблемный социальный вопрос с теологической точки зрения и еще раз подчеркивает, что употребление в своей речи дурных слов – это грех, сравнимый разве что с прелюбодеянием. Наказанием для человека с таким поведением может стать, например, такая болезнь души и тела как рак языка. Проповедь священника несет в себе как бы и просьбу к каждому думающему о Царствии Небесном обратить внимание на свою речь и наложить печать на матерные слова.

Аналогичный духовно-лингвистический аспект видит в сквернословии собиратель живого великорусского слова Владимир Иванович Даль. Всю свою жизнь он по крупицам собирал говоры и оставил для нас, потомков, лексико-фразеологический тезаурус, отражающий не столько бытовую жизнь, сколько дух русского народа. Лексикограф был уверен в прямой взаимосвязи слова, тела и духа человека: добрая речь притягивает ангелов, а злая и скверная – сами понимаете, что. Отсюда следует, какое именно невидимый мир окружает того, кто сквернословит.

В современном мире так сложно сдержать себя от искушения подражать другим в искусстве владения крепким словцом. Да, всех перевоспитать невозможно, но начать с себя сегодня очень важно: стоит запретить себе употреблять даже мысленно скверные слова.

 


 

Эссе на тему «жизнерадостность»

Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Евангелие от Матфея

 

 

Многие великие люди прошли через тяжелую, тернистую жизнь, наполненную одиночеством, людским неприятием и горем. Именно к этой теме в данном отрывке текста обращается К. Паустовский. Автор прямо формулирует философскую проблему: как преодолевать трудности и нести свой крест?

Материалом для рассуждений становятся факты из жизни небезызвестного сказочника Г.Х. Андерсена: общество всегда указывало на его низкое происхождение, «его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались». С самого начала текста противопоставляется добродушие писателя, его внутреннее богатство и гордость вышестоящих жителей Копенгагена. Далее К.Паустовский приводит автобиографическую цитату Андерсена о том, что он «медленно и тяжело» завоевывал свое место в литературе. В конце текста дается третья точка зрения – поэта Игемана, который подчеркивает удивительную способность сказочника видеть красоту мира. Такое построение текста не случайно. Нам, читателям, сазу представляются на обозрение три точки зрения на жизнь и личность Г. Х. Андерсена.

Из плюрализма этих мнений рождается позиция автора предложенного для анализа текста: жизненные трудности преодолеваются через веру в добро, любовь ко всему миру, открытость и чистоту души.

С мнением К. Паустовского трудно не согласиться. Меня искренне восхищают люди, которые весь свой крестный путь проходят с улыбкой на лице, благословляя врагов и завистников. Справедливость этой позиции подтверждается концепцией главной христианской книги – Библии. Вспомним, например, Евангельский текст об Иисусе Христе. Ни у кого нет сомнений в том, что это эта жизнь – пример максимального человеческого страдания: «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию… насмехались над Ним… и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Евангелие от Матфеея, 27), а далее было распятие на кресте. Спаситель до самого последнего вздоха терпел все с верой в Бога и любовью ко всему человечеству.

Именно Библия стала основой все классической русской литературы, поэтому мотив добра и любви ко всему человечеству в произведениях классиков встречается довольно часто. Вспомним, к примеру, замечательного писателя ХХ века Александра Грина, чье творчество, несмотря на невыносимо тяжелую жизнь, полно персонажей с открытым и чистым сердцем. Главная героиня феерии «Алые паруса» Ассоль подвергается гонениям со стороны жителей Каперны: «Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили». Однако девочка не оскорблялась, была добра и верна своей мечте, много работала и находила друзей в мире природы. Наградой за терпение и доброту для нее стало исполнение заветного желания.

Из вышесказанного следует, что одним из самых лучших способов преодоления жизненных трудностей является вера в Бога, любовь к людям, даже презирающим и клянущим тебя, работа и творчество. Нужно во что бы то ни стало сохранить в себе способность радоваться и удивляться красоте окружающего мира!


 

Эссе на тему «мужество»

 

Фрагмент текста, написанный советской писательницей Ф.А. Вигдоровой, показывает, что тема мужества актуальна и в наши дни. Автором поднимается философская проблема: в чем проявляется мужество?

Раскрытие сути этого вопроса происходит посредством представления читателю нескольких точек зрения. Во-первых, приводится высказывание Т.Г. Габбе о том, что в обычной жизни большинство людей подвержены страху и лишены мужества. Во-вторых, дается ссылка на высказывание поэта-декабриста Рылеева о том, что люди боятся говорить правду «в пользу справедливости».

Далее Ф.А. Вигдорова приводит примеры из жизни, когда в очевидно простых ситуациях люди вместо мужества проявляли трусость: коллега не заступается за невинно увольняемого сотрудника, мальчик не признается в том, что разбил стекло. Обращение к устному народному творчеству с приведением выразительной русской пословицы «Моя хата с краю» показывает нам, читателям, что проблема проявления мужества уходит своими корнями в глубокую древность. Автор использует такое средство художественной изобразительности как риторический вопрос («Что это за страх?», «Почему же он боится?») на протяжении всего текста, чтобы вовлечь читающего в диалог, заставить размышлять на заданную тему.

Авторская позиция выражена в финале текста вполне определенно: проявлять мужество человеку необходимо ежедневно, преодолевая свои страхи. Это необходимо, чтобы быть настоящим человеком.

Нельзя не согласиться с данным тезисом. Я также считаю, что постоянное проявление мужества должно стать максимой личности, которая позволит полноценно развиваться характеру и проживать жизнь, за которую не будет мучительно стыдно.

Все эти мысли далеко не новы и встречаются в текстах классической литературы. Замечательно проблема проявления мужества в быту показана в феерии А. Грина «Алые паруса». В эпизоде, когда Грей спрашивает у Меннерса, кто такая Ассоль, лавочник отвечает, что эта девушка не в себе, сумасшедшая. Вся Каперна ее ненавидит, кроме угольщика, который не побоялся вступиться за девушку в трактире и сказал правду: «Ты врешь… Можете быть спокойны, что она так же здорова, как и мы с вами». Сложно сказать, как бы могла сложиться судьба Ассоль, если бы угольщик промолчал, испугавшись того, что общество Каперны так же отвернется от него.

Мне особенно нравится пример из народной культуры, подтверждающий мысль о необходимости проявления мужества в повседневной жизни – сказка «Аленький цветочек» в версии С.Т. Аксакова. Этот бродячий сюжет имеет множество интерпретаций, но сохраняет обязательно акцент на том, что дочь купца проявила мужество, предложив страшному чудовищу свою жизнь, чтобы спасти отца: «Я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него».

Подобных примеров много, ведь победив свои страхи и проявив мужество, выигрывает, не тот, кого защищают, а тот, кто защищает. Духовный рост возможен только через подвиг. Каждый должен находить в себе силы заступаться за правду.

 

Эссе на тему «война»

 

Перед нами фрагмент художественного текста Б. Васильева, в котором говорится о фундаментальных общечеловеческих ценностях: самом человеке, о семье и о доме.

Автор обращает внимание читателя на проблему разрушения этих ценностей войной как противоестественного явления.

Обращаясь к истории из жизни Лукошкиной Марии Викторовны, повествователь сравнивает два явления: снос дома строителями, т.е. цивилизацией, и «снос» в переносном значении жизни матери войной, на которой погибают ее дети. Героями этого текста становятся фронтовики, «экипаж машины боевой»: Владимир, Юрий, Николай и Олег. Для женщины они являются центром ее мира, что подчеркивается особым сравнением с христианскими великомучениками («святые мученики великорусские»).

Автор лишь в последнем абзаце иносказательно выражает свою точку зрения. Он считает, что о героях войны должны помнить не только их семьи, но и общество в целом. Память о человеке не должна быть разрушена и «снесена бульдозером».

С авторской позицией трудно не согласиться. На мой взгляд, уважение к подвигу, совершенному в годы Великой Отечественной войны, должно быть выражено, кроме всего прочего, в создании музеев, оформлении должным образом (памятниками, обелисками) исторических мест.

Справедливость вышесказанного подтверждает русская литература XX века. Вспомним, например, повесть Василия Быкова «Обелиск». Жизнь учителя и детей разрушена войной, но память о героях минувших событий навсегда сохранится в виде мемориала: «…обелиск за каких-нибудь десять лет … несколько раз менял свою окраску… Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику».

Также к этой проблеме обращается А.Т. Твардовский в стихотворении «Перед войной, как будто в знак беды…». В этом тексте война сравнивается со страшными морозами, уничтожающими деревья (деревья в данном случае олицетворяют людей). Проходят годы, природа восстанавливает свои силы, но мать никогда не забудет своего ребенка, всегда будет помнить о нем и любить: «…прошла война. А ты все плачешь, мать…».

В заключение хочется подчеркнуть, что не только предложенный для анализа фрагмент, но и вся проза В. Быкова заставляет задуматься читателя не только о разрушающем, демоническом действии войны на общество, но и на проблему преодоления этой силы посредством сохранения памяти о героях. Очень хочется верить, что солдатские фронтовые подвиги не будут забыты поколениями.

 

 

Эссе на тему «цинизм»

 

Цинизм – одно из проявлений зла и духовной нищеты. Он многолик и, наверное, существовал всегда. Именно к этой актуальной теме обращается Инна Павловна Руденко в своей статье.

Философскую проблему можно обозначить следующим вопросом: в каких формах и обличьях проявляется цинизм в современности?

Автор комментирует проблему на примере использования в рекламе высоких образов из Великой Отечественной войны с целью продажи повседневных товаров и услуг. Так, например, знаменитый призыв «Родина-мать зовет!» несет в себе не традиционную интенцию защиты своего государства и народа, а провоцирует зрителя на покупку билета в «ночной клуб, ресторан, русские бани». Подобное использование «всуе», обесценивание высоких культурных образов и есть цинизм, «кощунство», «исторический нигилизм». Текст И.П. Руденко очень эмоционален, полон протеста, что выражается в использовании автором большого количества средств художественной изобразительности: риторических вопросов («…как еще назвать, подскажите?»), риторических восклицаний («реклама дома отдыха!»), эпитетов («всемирное хихиканье»).

Позиция автора выражена вполне определенно и однозначно: нужно ценить и уважать память о героях Великой Отечественной войне и использовать их образы только в патриотических целях.

Я полностью поддерживаю авторскую точку зрения! Культурная жизнь будущих поколений должна быть основана на уважении к истории России, знании своих героев, чествовании, павших на полях сражений. Обесценивание всего этого просто недопустимо!

Эта проблема, наверное, вечная, потому что находит свой отклик в произведениях разных эпох: от Библии до современной литературы.

В Ветхом Завете, например, Бог спрашивает Каина: «Где Авель, брат твой?», а братоубийца отвечает: «Не знаю, разве я сторож брату моему?». Трагическая циничность ответа, пропитанного кровью родного брата и обесцениванию семейно-родовых отношений, поражает нас, читателей, до сих пор.

Мне особенно нравится рассказ американского современного писателя Р. Брэдбери «Улыбка», потому что он посвящен проблеме цинизма в искусстве. На главной площади футуристического города необычное собрание: люди пришли уничтожить самое загадочное и совершенное произведение художественного искусства – картину Леонардо Да Винчи «Мона Лиза». Автор показывает общество циников, которые унижают и уничтожают прекрасное, плюют на него: «…рвали и жгли книги на площади, и все смеялись, точно пьяные».

Итак, цинизм как зло был и есть, как ни печально подводить такой итог, но в наших силах уменьшить его влияние, бороться с ним, прежде всего, транслируя окружающим любовь и уважение к культуре, истории, литературе.

 

 

 

Эссе на тему «талант»

 

Россия всегда была невероятно богата на таланты, которые стали знамениты не только своими выдающимися способностями, но и стали отражением нашей культуры, духовности, философии и особого менталитета. Именно к теме выдающихся людей, особых дарований обращается в своей статье Михаил Пришвин. Его внимание приковано к знаменитому оперному певцу – Федору Шаляпину.

Автора интересует философский вопрос: какими чертами характера должен обладать русский гений? Какой он должен быть?

Анализируя этот необычный портрет, Пришвин приходит к заключению о том, что внутри таких людей живет тайна, их поведение сложно объяснить, они загадочны и этим притягивают к себе окружающих: «такого не выдумаешь». При этом всем русский гений обладает широтой души, сравнимой разве только с широтой наших природных просторов, целостность и естественность его образа поражает: «бога видел, нашего какого-то, может быть, полевого или лесного, но подлинного русского бога видел».

Авторская точка зрения выражена в тексте вполне определенно: публицист считает, человек уже рождается талантливым, важно лишь его увидеть и развить, как сделал это Шаляпин и сам Пришвин.

Я согласна с этим подходом и думаю, что способности человека к той или иной деятельности даются свыше, важно их вовремя распознать и развивать.

Про русского гения от природы, старательно развивавшего свое мастерство, бесконечно любившего Россию пишет Н.С. Лесков в повести «Левша». Он относит главного героя к праведникам – символам Родины, гордости отечества, превзойти искусство которого не смогли иностранные специалисты.

Тема русского художника-иконописца, занимающегося своим ремеслом по божественному проведению, невероятно красочно и точно описана в повести Ивана Сергеевича Шмелева «Неупиваемая чаша». Христианский художник Илья расписывает восстановленную церковь, пишет чудотворную икону, к которой идут люди, прося защиты и спасения.

Истинный талант – это присутствие Бога в душе человека. Его нужно развивать, совершенствовать и приносить в дар людям, употребить во благо не себе, а Родине, человечеству.

 

 

Эссе на тему «природа»

 

Анимизм – это философское учение, вера в одушевленность всей природы. Этого воззрения придерживались первобытные люди, коренные жители современных стран, приверженцы традиционных религий. Почему же такая простая истина была и до сих пор остается понятной людям, не имеющим специальных познаний и соответствующего образования, а нам, высокообразованным представителям общества, сложно понять, каким должно быть отношение человека к природе. На этот философский и нравственный вопрос в своих текстах ищет ответ русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родине Константин Георгиевич Паустовский.

Старик Прохор, главный герой рассказа, является носителем той древней религии поклонения человека перед своим домом. В притчах он учит повествователя бережному отношению к природе через осознание собственной ответственности за происходящие вокруг явления (даже за опавший с дерева листок), отказу от оружия и любого проявления зла и насилия в адрес животных (предложение 38), заботе о птицах и лесе.

Авторская позиция выражена определенно: взаимоотношения человека и природы носят двустороннюю связь, поэтому они должны быть выстроены через созерцание, философское осмысление, глубокое понимание.

Я согласна с точкой зрения автора и считаю, что мы должны поклоняться природе, потому что она дает нам все основные ресурсы для жизни: воду, воздух, тепло и энергию, место для комфортной жизни.

Аналогичной точки зрения придерживается Виктор Петрович Астафьев в своем романе «Царь-рыба», а именно в одноименной главе. Показывая картину недолжного отношения к природе, он говорит читателю о том, что недопустимо быть браконьером, варварски относиться к рыбе и рекам, потому что окружающий мир возвращает эти действия обратно людям. Писатель призывает отказаться от рыбной ловли методами взрыва рек динамитом, научиться чувствовать природу через общение с ней, прогулки по лесу, изучение особенностей родного края.

Федор Иванович Тютчев, русский поэт, автор множества текстов о природе, также придерживался концепции анимизма и в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» призывает читателя разобраться в своих отношениях с миром. Если мы понимаем, что перед нами «не бездушный лик», а свободная, деятельная стихия, любящая человека, разговаривающая с ним на своем языке, то и наше отношение к природе будет трепетным, осознанным, философским, у нас появится истинно дружеское взаимодействие, направленное на созидание.

Любые отношения выстраиваются по принципу зеркала: совершенные действия доходят до какой-то точки вселенной и возвращаются к нам же с утроенной силой. Именно поэтому отношение к природе должно быть таким, какое бы мы желали себе: наполненное искренней бережности, материнской заботы, бескорыстной любви

 

Пишем рассказ

 

Работа над рассказом может быть для ребенка не эмоциональным порывом, но достаточно увлекательной игрой, способной развить мышление. Родителям очень важно понять, что увлечение писательством имеет прикладное значение для комплексного, всестороннего развития личности.

Лучше всего строить работу над рассказом с создания идеи: что мы хотим сказать своему читателю, какую мысль донести, на какую проблему дать ответ? Естественно, тема и проблема должны волновать самого ребенка. По текстам, которые пишет человек, многое можно сказать: какие внутренние проблемы были у автора, что его волновало, какие проблемы с окружением существовали. Несмотря на различия биографического автора и автора в тексте, первый также находится всего лишь по касательной к своему произведению, как писал об этом, наверное, лучший литературовед всех времен Михаил Михайлович Бахтин, хотя автобиографические отголоски слышны в любом тексте. Поэтому самостоятельно написанные тексты также будут и для Вас подсказкой, читая их, Вы будете больше и глубже узнавать своего ребенка.

После создания идеи создаем персонажей: придумываем им имена, характер, внешний вид, особенности поведения. Далее – описываем подробно конфликт, происходящий между ними (столкновение), кульминацию конфликта (точку кипения) и его развязку. Это так называемый скелет рассказа, на который нужно теперь «нарастить» мышцы: добавить описания природы, интерьера, в которых происходят события, лирические отступления (авторские размышления на заданную тему).

Разберем структурно рассказ Рея Бредбери «Пешеход». Автор пытается донести своему читателю проблему человека и цивилизации: в мире будущего думающий, чувствующий человек стал никому не нужен, мир его боится, настоящую личность изолируют в психиатрическую больницу. Главный герой – Леонард Милд. Конфликт начинается в момент, когда его, просто гуляющего по городу, замечает полиция. Кульминация – Леонарда сажают в полицейскую машину. Развязка конфликта – Милда привозят в психиатрическую больницу, и он смиряется со своим положением (именно герой смиряется, но не автор и не читатель). Описания улицы – фон происходящих действий.

Чтобы подчеркнуть конфликт можно разделить персонажи на две группы. Конфликт – это столкновение интересов, точек зрения на один предмет (объект), следовательно, в рассказе должны быть две группы героев (за одну точку зрения и за другую), противопоставленных друг другу.

Возьмем рассказ Рея Бредбери «Улыбка» и проанализируем его с этой точки зрения. Он написан на тему искусства. Проблема, которую ставит автор, можно сформулировать следующим образом: как сохранить искусство? Как сделать так, чтобы люди любили искусство?


 

Группа персонажей, точка зрения Группа персонажей, точка зрения
Мальчик Том, любит искусство, чувствует его своей душой, предпринимает попытку по спасению фрагмента картины «Мона Лиза» Григсби Толпа Ненавидят искусство, уничтожают его, обвиняют искусство в своих бедах, не понимают и не чувствуют красоту

 

Все, что окружает этих персонажей, их внешний вид, поведение, язык также разделяются на так называемые «семантические поля». Если Вам, действительно, интересно познакомиться с этой теорией в полном виде, то рекомендую прочитать книгу Леонида Фуксона «Чтение», которая показывает нестандартную форму анализа текста и, обратно, составления его.

Композиция – это архитектура рассказа, то, как он построен. Композиция рассказа может быть зеркальной как в рассказе Александра Грина «Зеленая лампа»: в первой части Стильтон играет с Джоном Ивом, делает из него игрушку за деньги, во второй части – со Стильтоном играет сама судьба и наказывает его за подобную жизнь. То есть две части, как зеркало, отражают друг друга по характеру событий в них происходящих.

Кольцевая композиция – это метод обрамления, рамка, когда рассказ заканчивается точно такими же событиями, с которых начинался. Например, произведение Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи». Все начинается и заканчивается описанием грязной дороги, изрытой колеями, по которой едет главный герой.

Обратная композиция – это метод построения событий от настоящего к прошлому. Вспомним повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Вешние воды»: главный герой берет в руки гранатовый крестик и вспоминает печальную историю любви, которая случилась с ним в молодости.

Прием ретроспекции используется тогда, когда необходимо раскрыть причину поступков героя, показать события прошлого. Этот метод можно и нужно применять к своим героям, которые имеют сложный характер. Неоднозначность их поведения, естественно, должна иметь причины в классическом повествовании, источники, которые наполнили озеро личности темными или светлыми водами.

 


 

Автобиография/биография

 

Это жанр, в котором, наверное, должен попробовать себя каждый человек. Что может быть интереснее судьбы отдельной личности? Каждый из Вас, читателей, является носителем определенного жизненного опыта, точек зрения, мыслей. Вы - сокровищница эмоций и переживаний. Наверняка, Вы просто никогда об этом не задумывались. Личность – это книга по своей природе, которая имеет обложку – внешность и внутреннее содержание, богатое или бедное, объемное или не очень, но оно присутствует и несет в себе опыт не только этой жизни.

Для написания автобиографии/биографии очень важно выделить именно эти структурные компоненты – жемчужины Вашей жизни. Подарите свой, уникальный и ценный опыт, другим, щедрость, в том числе эмоциональная, очень нужна и важна.

Мне сильно понравилась биография Стива Джобса, написанная Уолтером Айзексоном за свою откровенность и честность: в ней показаны не только сильные и лучшие стороны знаменитой личности, но и негативные черты характера (употребление наркотиков в молодости, пренебрежение собственным ребенком, отсутствие чистоплотности, агрессивность по отношению к сотрудникам и другие). Быть честным в текстах с читателем и самим собой – задача непростая, но выполнимая. Открытость и правдивость – вот, наверное, лучшее украшение для данного вида текста.

 

 

 

 

 

Образность языка

 

Характерным признаком публицистического или художественного текста является его образность, то есть способность рисовать картины в воображении читателя. Умелое применение в своем произведении средств художественной выразительности (изобразительности) и придает языку эту наглядность.

Сравнение двух объектов. Сравните два выражения: «спасибо, Вы так добры» и «спасибо, Вы добры как ангел». В каком случае выражение наглядно и образно, красиво? Риторический вопрос. Сравнение состоит из трех компонентов: что или кого сравнивают, с кем сравнивают, признак сравнения. В данном примере человека сравнивают с ангелом на основе признака доброты характера.

Метафора – использование слов в переносном значении, скрытое сравнение. Она также визуализирует, показывает наглядно предмет нашей речи. Для того чтобы построить метафору, нам необходимо подумать, на что похоже явление или предмет, который мы описываем? Метафора не только добавляет образность, но и творит новую действительность, потому что объект сравнения обязательно обладает какими-то своими собственными качествами и свойствами, которые лягут и на предмет сравнения. Кстати, термин метафора ввел в оборот Аристотель.

Например: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав. Предмет сравнения – книга, объект сравнения – продукты, основание сходства – голод (книжный голод и продуктовый голод для автора метафоры похожи).

 

Примеры из сочинений:

 

Поиск смысла жизни подобен открытию шкатулок с секретом – самой жизни. Заглядывая в них, человек обращает внимание на содержимое только тогда, когда внутренность этой вещи понравится искателю – в этот момент он понимает смысл жизни. (Екатерина Смолянинова, 11 класс)

 

Поиск смысла жизни можно сравнить с прохождением пути через тернии к звездам. (Даниил Лысков, 11 класс)

 

Поиск смысла жизни можно сравнить с природным явлением, когда солнце изо всех сил пытается прорваться сквозь облака или тучи, чтобы обогреть своим теплом землю. (Дарья Колобова, 11 класс)

 

Упражнение для нарабатывания образности языка.

Придумайте предложения, в которых бы данные слова использовались не в прямом значении: хрустальный, дикий, золотой, медовый, ледяной, льняной, серебряный, пурпурный.


 

Цельность текста

 

Цельность текста – это подчиненность единой цели. Каждая фраза должна нести в себе отпечаток общей идеи и общая идея должна отображаться в любом фрагменте текста. Представьте себе, что Вы заказали в ресторане, например, вегетарианскую пиццу. Каждый ее кусок будет нести на себе отпечаток общей идеи: тесто, овощи, соус, сыр. Совершенно недопустимо, если вдруг попадется кусочек с колбасой или рыбой, потому что это будет противоречить общей идее заказанного блюда.

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» показывает пороки помещиков и общества в целом: каждая отдельная глава освещает тот или иной грех и недостаток (от праздности Манилова до жадности Плюшкина и его жизни только материальными ценностями, отсутствия духовности у Чичикова, который, по сути дела, и есть самая «мертвая душа», потому что душа умирает, когда не живет духовной жизнью). Все они расположены в порядке «смертности» для души (градация), даже лирические отступления посвящены этому.

Недаром слово «текст» происходит от латинского слова textum, что обозначает «ткань». Любое речевое произведение должно стать качественным и дорогим шелковым полотном, с вышитыми золотом на нем цветами – образными выражениями. Даже если сейчас получается шить лишь лоскутное одеяло, нужно над ним работать, потому что труд по «копанию слов» рано или поздно творит чудеса с текстом.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...