Язык философии. Философские категории как мировоззренческие основания и универсалии культуры. Язык и дискурс. Идея, категория (универсалия), концепт, понятие и имя
Язык - информационно-знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли. Язык появился на раннем этапе развития человека как средство общения. Такой язык называют обыденным. Единицей этого языка стало слово. Всему видимому человек давал обозначения, приобретая обыденные знания. Вместе с тем человек постигал внутренние скрытые связи, взаимодействия. Языком обозначения рационалистической сущности природы стали понятия - отражение внутренних, общих, существенных связей. Категории отражают систему наиболее общих, подвижных, динамичных связей, такая система взаимосвязанных понятий составляет фундамент философской науки.
Как показывает история антропосоциогенеза развитие мышления и отношения человека к миру происходит посредством и на основе формирования предельно общих понятий (категорий) – форм отражения универсальных законов объективного мира и их интерпретации. Философские категории формировались в процессе исторического развития познания, общественной практики, образуя систему отношения человека к миру. Категории были подвижными и гибкими, в них отражалось существенное типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений, когнитивный опыт человека. Существует несколько групп основных категорий. Первой важнейшей всеобщей категорией является категория бытия или категория диалектики, второй: бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, движение, пространство, время. А третью группу составляют категории логики, этики и эстетики. В философских категориях мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия
Мировоззренческое значение философских категорий состоит, прежде всего, в соотнесении знания о мире и себе, что позволяет созидать и строить оптимальные отношения человека к миру. Философские категории лежат в основе анализа и обобщения информации чувственных восприятий и представлений о реальной действительности. Логическое значение категории проявляется в специфике философского вопроса о соотношении общего, особенного и единичного. Методологическое значение категорий в организующем принципе мышления.
Именно в философских категориях выражена вся сложность и противоречивость бытия в его развитии – общее, единичное, особенное, непосредственное и опосредованное, внешнее и внутреннее, а так же, всеобщие, особенные, специфические, генетические, функциональные, структурные, энергетические, вещественные и информационные типы связей. Таким образом, однозначные, целостные, существенные отношения бытия позволяют философским категориям выступать в качестве инструмента познания мира как результата практического отношения на сущностном уровне.
Дискурс - логический довод, мыслительная посылка.
Идея - форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Понятие И. было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл И. неделимыми умопостигаемыми формами, атомами; для Платона И. — это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир. В средние века И. понимались как прообраз вещей, принадлежащий божественному духу; бог творил вещи согласно своим И., идеальным формам. В новое время, в 17 — 18 вв., на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект И. — разрабатывается учение об И., как способе человеческого познания, ставится вопрос о происхождении И., их познавательной ценности и отношении к объективному миру. Эмпиризм связывал И. с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм — со спонтанной деятельностью мышления. Большое место учение об И. занимало в немецком классическом идеализме. Кант называл И. понятия разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности; по Фихте, И. — это имманентные цели, согласно которым «Я» творит мир; для Гегеля И. является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития
Мировоззренческие универсалии – категории, кот аккумулируют историч накопленный соц опыт и в системе кот чел-к определённой эпохи оценивает и осмысливает мир, сводит в целостность все явления действит-ти. (=категории културы или универсалии культуры, подчёркивается их историческая и социальная значимость) Концепт - смысловое значение имени (знака), т. е. содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат) этого имени (напр., смысловое значение имени Луна - естественный спутник Земли)
Понятие - логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.
Понятие метафизики. Метафизика в классической и постклассической философии. Пытается ответить не на вопрос «Как что-либо действует и устроено», а «почему оно устроено именно так, как мы видим его, для чего это всё?» Метафизика – философствование, как предельное вопрошание о мире и человеке в нём. Каждый чел философствует, его дух влечёт его в высшие сферы. Ему тяжело осознавать своё существование ненадёжным и коротким, поэтому заботится о грядущем и после его жизни. Хочет ПОСТИЧЬ вселенную, сделать конечные выводы о жизни и бытии вообще. Предметом метафизики являются трансцендентальные сущности (нечто, стоящее за пределами постигаемого опытом и/или являющееся сущностной основой постигаемого опытом). Основным постулатом в метафизике выступает принцип тождества бытия и мышления. Это означает, что среди множества мыслей, представляющих человеческие способности, есть такие, которые выводят человека за пределы субъективности
Делится на метафизику субстанции и метафизику субъекта: Метафизика субстанции – ориентирована на выявление имманентных (внутренне присущих) мироначал, а именно, космических, эйдетических, и сверхсущие, то есть Бог. Метафизика субъекта – в рамках метафизики субъекта познание внешней реальности оказывается на прямую зависимым от успешного опыта самопознания, то есть от самосознания индивида, который предстает как творец истины бытия и человеческой культуры. Метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на созерцание интеллектуальное, то есть когда ум видит в вещи ее сущность.
Античность Впервые понятие «метафизика» вводит Аристотель. По его мнению, метафизика (первая философия) – исследует сущее и бытие сущего, первые начала и принципы всего сущего. Она занимается сущим бытием. Физика (вторая философия) же занимается изучением природы. «Мета»=после. После физики. Человек стремится постичь то, что находится по ту сторону природы, по ту сторону опыта, лежит в основе природы, является ядром и сущностью мира. В отношении Платоновской философии можно сказать, что метафизика «связана» с миром идеей (Платоновскими идеями). Восхождение от опытной реальности к бестелесным сущностям, идеям. В отношении Аристотелевской философии нужно связывать метафизику с бытием Ума (аристотелевский Нус). Античная метафизика – ориентация на постижение космоса (природы) как вечного, самодостаточного бытия, порождающего множество конкретных форм реальности.
Средневековая метафизика – ориентация на постижение Бога как вечного, неизменного, совершенного, истинного бытия, а также соотношения с Богом созданного им мира. То есть это высшая форма познания бытия, которая подчинена сверхразумному знанию, данному в откровении. Отождествление философии, метафизики и теологии (божественного познания). Свободное вопрошание невозможно для ср веков, тк существует иное мировоззрение, связанное с идеями бога как творца мира. Вся метафизика подчинена теологии, стоит на службе познания Бога.
Классич философия: С конца XVIII века, с эпохи просвещения, метафизика начинает систематически рассматриваться не только как осмысленная совокупность высказываний о мире, бытии и сущем, которые могут быть истинны или ложны, но как особый способ высказывания или понимания вообще: а именно способ, который предполагает наличие какого-то «второго» мира, помимо налично присутствующего. Метафизика Нового времени объектом своего исследования сделала природу. Она рассматривается под углом зрения новой науки, воплощение научности – математическое естествознание. В основе метафизики Декарта: СУБЪЕКТИВНО пережитый процесс мышления, от кот нельзя отделить метафизически вопрошающего человека. Хотят возвести метафизику в абсолютные науки, ориентация на строгость и абсолютную научность Против догматического ситематизаторства, забывшего о сути человеческого бытия, выступает Иммануил Кант. Рассматривает проблемы конечности чел бытия, его временность. Метфизика – завершение культуры чел разума. Попытка живьём постичь жизнь в её жизненности. Учение об активности субъекта познания Гегель отождествляет метафизику с логикой В неклассической философии: 1) Критика метафизики – провозглашение ее суммой абстрактных положений, которые не могут быть достаточно обоснованы и проверены на практике, а следовательно, в ней нет вообще необходимости (позитивизм). Положительное знание мб получено только из отдельных специальных наук и их синтетич объединения. Выступали за устранение метафизики из культуры, чтобы можно было получать точные, достоверные знания и суждения. Очистить науку от философствования 2) В противовес позитивизму: Попытки трансформации содержания и задач метафизики. Переход от метафизики познания к метафизике бытия,а потом к метафизике нравов и ценностей (ценности не могут познаваться рационально, открываются в актах любви и ненависти) 3) Хайдеггер, отождествляет метаф с философией, осущ непрерывн диалог с древнегреч философией. Эта философия учит вопрошать и находится в вопрошении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|