Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъект-объектное отношение в теориях познания классической и постклассической философии. Предмет, средство, метод и цель познания.




Основными компонентами познавательной деятельности являются субъект и объект познания.

Субъект познания - человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности, который сознает фрагмент объективной реальности. Овладевая некоторыми формами культуры индивид приобщается к общественному субъекту (обществу с его миром и культурой).

Объект познания - фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Иными словами, он трактуется как устойчивый центр приложения познавательных способностей субъекта. Он противостоит субъекту в его познават деят-ти. Объект познания выделяется субъектом лишь на опр этапе развития общ-ва (напр, изучение элементарных частиц стало возможным лишь в начале XX века, когда наука сделала возможным их изучение).

 

Познание – особое отн-ние между объектом и субъектом.

След фил модели субъект-объектного отн-ния:

1)объектно-натуралистическая. Главная роль – объекту. Познание – отражение объекта в сознании субъекта. Объект активно воздействует на субъекта, вызывает в нём чувственные образы. Истоки в античности: с поверхности предметов мы как бы снимаем тонкую плёнку, отражающую внешние хар-ки вещи, плёнки затем попадают в наше тело. Механистический материализм: отдельный индивид взаимодействует с объектами по чисто физич законам. Его роль – созерцание познаваемых объектов. Может совершать разл эксперимент операции с ними, но всё равно явл наблюдателем, фиксирующим опытные данные

Грубо представлен процесс познания. Но есть плюсы: отмечена «активность» ОБЪЕКТА, роль чувственного опыта в проц познания

2)субъектно-рефлексивная. Предпочтение – творч активности субъекта (Кант, Гегель). Из субъекта-созерцателя превращается в субъекта-деятеля. Активно вторгается в объект познания. Познавая предмет чел-к не удовлетворяется чувственными данными, но творчески-активно соотносит их со своими заниями, смотрит на объект сквозь призму уже имеющихся представлений. Кант высказывается и о социально-культ параметрах процесса познания

3)полисубъектнодеятельностная:

a. Опред момент в субъект-объектных отн-ниях – активн творч деятельность субъекта, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности. Материальная деятельность – реальные изменения объекта при физич возд-вии на него. Духовная деят-ть – связ с мысленными операциями с объектом. Объект представлен субъекту не в форме созерцания, а в формах деят-ти.

b. Субъект познания всегда социально окрашен. В познании реализуются также и субъект-субъектные отн-ния. Чел-к использует не только свой личный опыт, но и коллективный опыт и разум, а также практич и духовн наследие всех предыд поколений

c. Все компоненты познават отн-ния динамичны и историчны и изменяются с развитием общ-ва

 

Сущность познавательного отн-ния состоит в двустороннем взаимодействии, «диалоге» субъекта и объекта познания

 

.

 


Познавательный процесс, многообразие его форм, структура, основные уровневые характеристики. Чувственная и рациональная сторона познания. Роль интуиции в познании (книга)

Процесс познания реализуется при пом ряда компонентов:

1)личностное знание, 2) чувств и рацион (логич) познание, иррациональное, 3) рефлексия, 4) новые знания

Предпосылка познават деят-ти – личностное знание (вся совок-ть сведений субъекта о мире, приобрет как в личном опыте, так и в рез-те воспит-я, обуч-я). Состоит из «чисто личных» знаний субъекта о себе, своих странностях, своём опыте и сведений общезначимого хар-ра. Так же заблуждений, предрассудков, в истинность которых субъект ВЕРИТ. Т обр личностное знание – конгломерат верных и ошибочных представлений, скреплённых верой. Ф-ции личностн знания: 1) избирательная 2) ф-ция предварит оценки 3)интерпретирующая (субъект даёт объекту своё толкование)

Личностному знанию могут предшествовать чувственное и логическое познание.

СЕНСУАЛИЗМ. Ведущая роль в познании – органам чувств, на их основе строятся все наши знания. Первое начало всякого знания. Переоценка роли опыта и недооценка роли теоретического познания. Формы чувст поз-я: 1) ощущ-е 2)воспр-е 3)представл-е. Всё это даёт образную картину нашего мира, обеспечивая первонач ориентацию в нём

РАЦИОНАЛИЗМ >>основа познания – разум, абстрактное логич мышление. Чувственное недостоверно и мудрости в нём нет никакой. Есть некие общ идеи и знания, кот опр только мышлением (особенно актуально в математике) Формы логич позн-я: 1)понятие 2)суждение 3)умозаключение. Позволяет нам проникать в сущности вещей, недоступные чувствам

Посередине между крайностями сенсуализма и рационализма. Лишь в одном случае чувст предшествует рацион (до 3 лет ребёнок ТОЛЬКО чувств)

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ. Не все познават акты мб сведены к нормам логич мышления. Достижение истины путём медитации например или внезапного озарения (интуиции). Многие считают интуицию заключит стадией логич мышл-я, которое скрыто в глубинах интеллекта.

Рефлексия – размышление субъекта о том, правильно ли он трактует что-либо, верно ли он рассуждает. Регулирует и корректирует проц позн-я

Итоговый компонент – новое знание (новое лишь для данного индивида).

Проц познания – циклич движ-е индивида от старого знания к новому

Виды позн-я:

Научное Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Художественное Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания[ источник не указан 1064 дня ] и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...