Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и практика. Функции практики в процессе познания и теории – в процессе преобразования действительности. Основные проблемы праксеологии и аксиологии




Праксеология – учение о практич отн-нии чел-ка и мира, акт-ти нашего духа, целеполаганий и действенности чел-ка

I. Практика — это целостная органическая система совокупной материальной деятельности человечества, всегда осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Значение практики для познавательного процесса подчеркивали многие философы разных ориентации и представители частных наук. Категория практики - активная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности. Человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Практика — специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность — мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде.

Важнейшие формы практики:

1.Материальное производство (труд) - преобразование природы, естественного бытия людей. 2.Социальное действие — преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.). 3.Научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

 

Основные функции практики в процессе познания:

1.Практика является источником познания, потому что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики. 2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она «пронизывает» все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным. 3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом регулировать человеческую деятельность, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни. 4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений

 

 

II. Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Основные особенности:

1) теория — это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система, система предполагает наличие структуры в теории; 2)не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией; 3)для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории; 4)теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них; 5)теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

 

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1) синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему; 2)объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т. п; 3)методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности; 4) предсказательная функция предвидения; 5)практическая функция 6) открытие законов

 

Структура:

1) исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.); 3) логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменение знания; 4) философские установки, социокультурные и ценностные факторы; 5) теоретические выводы

 

 

В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными мировоззренческими постулатами, ценностями. ЦЕННОСТИ – это предметы или качества человеческой жизни, которые являются значимыми для человека и могут носить как материальный, так и духовный характер. Ценности формируют ценностные ориентации, которые выражают личную зависимость человека, направленность его духовных устремлений и практической деятельности. Изучение ценностей человека представляет большой практический интерес. Этим занимается особый раздел философии аксиология.

 

 


 

26. Познание как творчество, обеспечивающие его мыслительные процессы и формируемые качественные состояния знания. Сущность и виды творчества. Философия искусства

Если в первозданной природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный, осознанный характер (хотя бывают и исключения). Познание, мышление — это всегда искание и открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме.

Всякое открытие требует таланта и творчества. И даже само применение разнообразных приемов, в какой-то мере облегчающих путь к открытию, является творческим процессом

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее — материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала создать новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям.

Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п. Вид творчества:

1. Художественное творчество — создание новых эмоций (произведения искусства);

2. Научное творчество — создание новых знаний (открытия, теории, публикации);

3. Техническое творчество — создание новых средств и предметов труда (технические усовершенствования, изобретения);

4. Спортивное творчество — достижение новых результатов (рекорды).

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

 

Важная особенность творческого познания — умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро, отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко всё новым и новым выводам и обобщениям. В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

выделяют четыре стадии творческого мышления:

1) Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

2) Инкубация — временное отвлечение от задачи.

3) Озарение — появление интуитивного решения.

4) Проверка — испытание и/или реализация решения.

 

 

Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой.

 

Философия искусства

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...