Вопрос 19. Футурология. Прогнозирование будущего
ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. futurum – будущее и др.греч. logos – учение), в широком смысле слова – исследование будущего, представление о будущем человечества. В узком смысле – область знаний о перспективах развития человека и общества. Футурология может быть религиозной, художественной или научной. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (от греч. prognoses, предвиденье, предсказание), выработка прогноза – вероятного суждения о состоянии какого- либо явления в будущем. В более узком смысле прогнозирование – специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками, указаниями условных сроков изменений этого явления. Прогнозирование может осуществляться: на бытовом уровне (народные приметы), в художественной литературе (интуиция, вымысел) или в строгих рациональных формах (научное прогнозирование). Прогнозирование относительно развития социальных явлений называют СОЦИАЛЬНОЕ ПОГНОЗИРОВАНИЕ. Будущее состояние и развитие общества всегда интересовало человека. Ведь прогнозирование в социальной сфере взаимосвязано с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Однако, возможно ли в принципе социальное прогнозирование? Существует мнение, что рационального, научного социального прогноза быть не может, так как история, ее развитие подвержены влиянию многих факторов, учесть которые невозможно. Кроме того, в истории имеют место иррациональные, трудно объяснимые и, наконец, случайные явления. Можно согласиться с такими доводами. Действительно, невозможно однозначно утверждать о социальных фактах, событиях и процессах, которые произойдут в будущем – правомерно говорить лишь о том, что может произойти в будущем и насколько это вероятно? Большинство исследователей разделяют именно такую позицию. В 40-е годы ХХ века появилась ПРОГНОСТИКА – наука о законах и способах разработки прогнозов. Основная задача прогностики – развитие специальной (частной) методологии прогнозирования для того, чтобы повысить эффективность реальных социальных прогнозов.
В целом социальное прогнозирование должно содержать в себе ответы на такие вопросы: 1) Что может реально совершиться в будущем? 2) Когда этого следует ожидать? 3) Какие реальные формы оно может обрести? 4) Какова вероятность появления данного явления? 5 ) Какие последствия для человека и общества может иметь это событие? Футурология, хотя и основывается иногда на науке, не может следовать научному методу, так как не может быть верифицирована никакими методами, кроме как ожиданием будущего. Однако футурологи могут применять (и применяют) многие научные методы. Комплексные методы прогнозирования: 1) Метод экстраполяции (перенесения структуры, тенденций развития одних систем на другие). 2) Метод исторической аналогии (изучение схожих моментов в ходе исторического развития). 3) Метод моделирования (создание искусственных социальных ситуаций, учитывающих основные действующие факторы). 4) Метод сценариев будущего (изучение вероятного развития социальных систем). 5) Метод экспертных оценок (привлечение специалистов из разных отраслей знания для независимой оценки социальных явлений). Нетрадиционные методы: - интерпретация сакральных текстов; - парапсихологическое восприятие (сны, трансы, ясновидение и т.д.); - астрологические расчёты. Футурологи имеют очень неоднозначную репутацию и историю успехов. По очевидным причинам они часто экстраполируют современные технологические и общественные тенденции и полагают, что они будут развиваться теми же темпами в будущем, однако технический прогресс в реальности имеет свои собственные пути и темпы развития. Например, многие футурологи 1950-х верили, что в наши дни космический туризм будет повсеместно распространённым явлением, но не предсказали возможности вездесущих дешёвых компьютеров. С другой стороны, многие прогнозы были точными.
Прогнозируемые варианты будущего включают как экологическую катастрофу, так и утопическое будущее, в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, так и трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни, а также уничтожение всей жизни на Земле в нанотехнологической катастрофе.
СОЗНАНИЕ КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКОМ: ЕГО СУЩНОСТЬ, СИСТЕМНАЯ ПРИРОДА, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ. Сознание, мышление, (раз)ум, рассудок и интеллект. Рациональное, идеальное и духовное
Существует несколько концепций сознания: 1)субстанциальная (сознание – отдельное проявление мирового разума. Статус индивид созн-я оценивается через его приобщенность к миру вечных идей) 2)функциональная (созн-е обеспечивается функционированием мозга и нервн сист, организованных в соответствии с реальными законами механики. Сознание не конкретизирует понятийные конструкции, а отражает реально-существ объекты, данные нам в ощущениях) 3)экзистенциально-феноменологическая (сознание – не столько отражение, сколько осмысление действит-ти, не редуцируемо к разуму, ориентированному на получение анонимных всеобщих знаний и истин. ОПЫТ ИНДИВИД созн-я) Т обр субстанциализм подчёркивает идеальную природу созн-я,где идеальное – общ понятия,знач-я и ценности – существует относит автономно от носителя. Функционализм отмечает зависимость созн-я от прир стр-р (мозга,напр). Феноменология отводит особую роль самосознаию (опыту чел-ка).
ГЕНЕЗИС СОЗН-Я: I. Прир основание появл-я созн-я – фундамент св-во материи, св-во ОТРАЖЕНИЯ (спос-ть матер объектов в процессе взаимод-вия с др объектами воспроизводить в своих изменениях некот особенности и черты воздействующих на них явлений). Высшая форма отражения – психика. Психика основана на инстинктах и индивид опыте адаптации к внешней среде (рефлексах).
Отличит признаки чел созн-я: 1) абстрактно-логич мышл-е (умение воспроизводить сущностные хар-ки действит-ти, не данные нам непосредственно в восприятии) 2) целеполагание (спос-ть идеально конструировать желаемый продукт деят-ти, спос-ть творч преобразовывать действит-ть) 3)самосознание (выделение себя из внешн среды) 4) язык
II. У истоков созн-я также труд и практика. Для осущ-ния простейш логич операций требовались многократные действия с конкр предметами, что обеспечило их кристаллизацию в устойч интеллект схемы. Формир-е логич стр-р
III. Возн-е языка – отражение мира в образно-символич форме. IV. Формир-е созн-я у ребёнка происх в проц его социализации, через ассимиляцию уже существующих в общ-ве знаний. Традиции и образование, коммуникация
Сознание – высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Функции сознания. ---Важнейшей функцией сознания является отражательная функция. Однако человеческое сознание активно отражает внешний мир, т.к. имеет избирательный и опережающий характер. Сознание, таким образом, выполняет---информационную функцию, поскольку предполагается активное использование результатов внешних воздействий. ---Сознание осуществляет коммуникативную функцию, т.к. участвует не только в адекватном отражении внешнего мира, но и в установлении разнообразных связей с ним. ---В сознании происходит предварительное мысленное построение разумно мотивированных действий и их последствий. Иначе говоря, сознание выполняет моделирующую функцию. ---Сознание участвует в активной конструктивно-творческой переделке внешнего мира, поэтому одной из важных функций сознания является преобразовательная функция.
Стр-ра представлена следующими ур-нями: ---чувственно-эмоциональный (непосредств отраж-е внешн действит-ти) ---абстрактно-дискурсивный (интеллектуальная обработка чувственных данных. Св-ва действит-ти не даны нам в их непосредств восприятии, но явл рез-том последующих логич операций. Речь и язык выступают как мех-мы хранения и трансляции инфы) ---интуитивно-волевой (обеспечивает связь чувства и разума в индивидуальном опыте, очерчивает уникальный опыт души, формируя своеобразие личности)
Проблема познаваемости мира, ее позитивно-гносеологическое и агностическое решения, обусловленность ими развития рационализма и иррационализма. Гносеология (эпистемология) в структуре философии. Гносеология, логика и математика. Мудрость, знание, информация в познании
Проблема познават возм-тей чел-ка такая же древняя, как и сама философия. Сократ говорил «Я знаю, что ничего не знаю». По существу, он уже отвечает на вопрос о том, что может знать человек. Гносеология – учение о природе чел познания, о его сущности, условиях и закономерностях, о соотношении знания и познаваемого предмета и т.д. Гносеол акцент сильнее заметен в тех учениях, которые ориентируются на науку, считают её своим эталоном (марксистская фил, напр). Слабее в тех течениях, кот критически относятся к возм-тям науки (экзистенциализм и т.д.) Тем не менее есть определение слова познание. Это процесс приобретения чел-ком знания о мире и о себе самом как частичке этого мира. Движение от незнания к знанию, преодоление заблуждений (ошибочных суждений). Познание служит выживанию жив существ в мире. В зависимости от ответа на вопрос о возм-ти позн-я мира выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. 1) гносеол оптимизм: границ познанию не существует, чел-к может получить верные сведения о любом явлении, тк мир доступен познанию 2) гносеол пессимизм: познават возм-ти чел-ка ограничены, есть сферы, недоступные чел знанию; а) скептицизм – сомнение в достижении истинного знания. Гераклит – «глаза и уши – фальш свидетели». Пиррон – «Чел-к не знает, что такое истина и ложь,тк они пост меняются, поэтому нужно воздерживаться от всяких суждений». Скептики не верили в возм-ть рацион обоснования нравственных норм, считая их относительными; б) агностицизм – не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания действительности. Изменчивость, несовершенство и относительность знания. Д.Юм – «всё познание имеет дело с опытом, не может выйти за его пределы и не может судить о соотношении опыта и действит-ти». И. Кант – «логическим путём нельзя установить соотв-вие между объект миром и системой знания.Вещь, как она существует сама по себе, отлична от того, какой она явл для нас в познании»
И всё-таки познание необходимо и возможно. Мы знаем дост много, но наше незнание безгранично. Поэтому не стоит приходить в гносеологический восторг в процессе познания. Необходима доля здорового скептицизма. Гносеологический оптимизм связан с рационализмом, а пессимизм обуславливает иррационализм: Рационализм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Среди представителей в истории философии можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму. Двоякая роли иррационализма в познании. С одной стороны, его представители совершенно верно обращают внимание на то, что человеческий разум не всесилен, что за его пределами и помимо него действуют силы, ему неподвластные. Эта «критика разума», критика рационализма усилилась в последние десятилетия в связи с тем, что стала совершенно очевидной не только гносеологическая ограниченность человеческого разума, но и иррациональные последствия «рациональной» деятельности человека. Ярким свидетельством этому могут служить экологические проблемы, экономические и духовные кризисы, войны, постоянно возникающие то в одних, то в других странах и регионах
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|